Распределение учебного времени
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Педагогика и психология высшей школы
Перечень сведений о рабочей программе дисциплины | Учетные данные |
Модуль Научно-педагогическая деятельность | Код модуля МВ.1. |
Образовательная программа Управление человеческим капиталом в сфере ГМУ Технологии государственного администрирования Местное самоуправление и муниципальная служба | Код ОП |
Направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» | Код направления и уровня подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление |
Уровень подготовки магистратура | |
ФГОС ВО | Реквизиты приказа Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС ВО: от 26 ноября 2014 г. приказ №1518 |
Екатеринбург, 2016
Рабочая программа дисциплины составлена авторами:
№ п/п | ФИО | Ученая степень, ученое звание | Должность | Кафедра | Подпись |
Резер Татьяна Михайловна | Доктор педагогических наук, профессор | Профессор. Зав. кафедрой ТиМ ГМУ | Теории и методологии государственного и муниципального управления |
Руководитель проектной группы модуляМ.В. Певная
Рекомендовано учебно-методическим советом института государственного управления и предпринимательства
Председатель учебно-методического совета А.А. Яшин
Протокол № ______ от __________ г.
Согласовано:
Дирекция образовательных программ
Начальник отдела проектирования ОП и
организации учебного процесса Е.С.Комарова
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ И ПСИХОЛОГИЯ ШКОЛЫ
Аннотация содержания дисциплины
В дисциплине «Психология и педагогика высшей школы» изучаются основы психолого-педагогического и социологического подходов к исследованию высшего образования как социального феномена. В процессе освоения дисциплины у обучающихся происходит формирование научного взгляда на высшую профессиональную школу.
Дисциплина знакомит обучающихся с социально-психологическими, педагогическими и методологическими подходами к изучению и исследованию высшего образования.
Дисциплина способствует углублению и конкретизации теоретических и практических знаний с перспективой включения обучающихся в преподавательскую деятельность в вузе в качестве преподавателей. Изучение психологии и педагогики высшей школы формирует у обучающихся знания и навыки, необходимые в будущем для осуществления педагогической деятельности.
Целью дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» является подготовка выпускников к педагогической деятельности, связанной с преподаванием дисциплин для системы государственного и муниципального управления.
Дисциплина «Психология и педагогика высшей школы» входит в вариативную часть подготовки магистров по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление». Одновременно с данной дисциплиной изучаются связанные с ней такие учебные дисциплины как «Теория и механизмы современного государственного управления», «История и методология науки», «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления», «Информационно-аналитические технологии ГМУ», «Деловой иностранный язык».
Изучение дисциплины является основой для подготовки магистров к прохождению педагогической практики.
Планируемые результаты освоения дисциплины
Результатом освоения дисциплины является формирование у обучающихся следующих компетенций:
(ПК-18) - владением методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований;
(ПК-19) - владение методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства
(ПК-20) - владение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основы организации преподавательской деятельности;
- методики преподавания;
- психологические основы преподавательской деятельности;
Уметь:
- строить эффективное взаимодействие с аудиторией;
- разрабатывать материалы для практических и лекционных занятий, различных видов самостоятельной работы;
- использовать современные образовательные технологии;
Владеть:
- методами взаимодействия с аудиторией;
- технологиями дистанционного обучения;
- активными методами преподавания дисциплин.
Демонстрировать навыки и опыт научно-исследовательской и педагогической деятельности:
- участвовать в научно-исследовательских работах по проблемам обучения государственному и муниципальному управлению;
- подготавливать обзоры и аналитические исследования по отдельным темам и содержанию профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих;
- разрабатывать дидактические и методические материалы, направленные на повышение качества обучения и воспитания по направлению государственного и муниципального управления;
- проводить исследования по качеству профессионального образования.
Объем дисциплины
Очная форма
Виды учебной работы | Объем дисциплины | Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) | ||||
№ п/п | Всего часов | В т.ч. контактная работа (час.)* | ||||
1. | Аудиторные занятия | |||||
2. | Лекции | |||||
3. | Практические занятия | |||||
4. | Лабораторные работы | |||||
5. | Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации | |||||
6. | Промежуточная аттестация | З | З | З | ||
7. | Общий объем по учебному плану, час. | |||||
8. | Общий объем по учебному плану, з.е. |
заочная форма
Виды учебной работы | Объем дисциплины | Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) | ||||
№ п/п | Всего часов | В т.ч. контактная работа (час.)* | ||||
1. | Аудиторные занятия | |||||
2. | Лекции | |||||
3. | Практические занятия | |||||
4. | Лабораторные работы | |||||
5. | Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации | |||||
6. | Промежуточная аттестация | З | З | З | ||
7. | Общий объем по учебному плану, час. | |||||
8. | Общий объем по учебному плану, з.е. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код раздела, темы | Раздел, тема дисциплины | Содержание |
Р1 | Педагогика и психология высшей школы. История и современное состояние высшего образования в России | Понятия «объект», «предмет» педагогики, задачи и категориальный аппарат педагогики: образование, обучение, воспитание, развитие, формирование. Связи педагогики как науки с другими науками. Основные диалектические взаимосвязи педагогики и психологии. Задачи педагогики как науки. Зарождение и формирование основных тенденций развития высшего образования в России (XVII – начало XX в.).Система высшего образования в советский период. Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы развития высшей школы. Основные характеристики Болонского процесса |
Р2 | Дидактика высшей школы | Генезис происхождения термина «дидактика». Научно-теоретическая функция дидактики. Труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему» (Ян Амос Коменский). Базовые понятия дидактики. Внутренние и внешние закономерности обучения. Требования, предъявляемые к процессу обучения в высшей школе. Дидактический эксперимент. Современные тенденции дидактики |
Р3 | Система образования России. Основы управления системой образования | Сущность современной государственной политики в сфере образования, приоритетные принципы и направления на основе нормативных правовых актов. Особенности демократизации управления в современной системе образования |
Р4 | Теория профессионального образования. Общеметодологические принципы развития высшего образования | Основные положения современной философии профессионального образования. Характеристики профессионального образования: профессиональное самоопределение, личностно развивающая парадигма, компетентностный подход, непрерывный характер. Классификация педагогических дисциплин по разным основаниям. Задачи методологии педагогики.Основные признаки методологической культуры практического работника образования. Принципы и методы педагогического исследования. Формы организации учебного процесса в высшей школе. Основные принципы высшего образования: аксиологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический, культурологический, методологический |
Р5 | Педагогические закономерности, принципы и методы обучения в высшей школе. Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования образовательных технологий | Система педагогических закономерностей, принципов и правил.Принципы и методы обучения в высшей школе. Многомерный подход к классификации методов обучения, воспитания и развития личности. Виды педагогических технологий. Критерии технологичности педагогической технологии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Модульное обучение: теория и практика. Теория проективного образования. Активное обучение. Генезис и содержание технологии дистанционного образования |
Р6 | Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе. Развитие, социализация и воспитание личности. Структура педагогической деятельности | Приемы и виды деятельности у человека. Концепция профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер). Деятельность и познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, творчество, воображение, интеллект. Основные положения теории планомерного формирования умственных действий и понятий в обучении. Традиционных и инновационных подходов к проблеме воспитания и развития личности. Значение наследственности в формировании личности. Сущность социализации и ее стадии. Психологические особенности студенческого возраста и проблемы воспитания в высшей школе. Педагогическая деятельность как организационно-управленческий вид деятельности. Формы организации учебного процесса в высшей школе. Педагогическое проектирование. Педагогическая коммуникация. Педагогический мониторинг. Педагогические инновации в высшей школе. |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ