Особенности применения Скаутского метода
Все элементы скаутского метода образуют целостную воспитательную систему, обладающую уникальными системными качествами. Именно эти качества позволяют Скаутскому движению, вот уже на протяжении почти ста лет, сохраняться неизменным и в тоже время привлекательным для миллионов молодых людей из самых разных стран и уголков мира.
В то же время каждый из элементов носит характер, учитывающий индивидуальные особенности членов организации. Их возраст, социо-культурные условия развития, половые различия в воспитании, современный момент развития общества.
От анализа существующих в обществе факторов развития и сочетания их с традиционным Скаутским методом зависит успех воспитательного предложения Национальной Скаутской Организации.
Программа прогрессивного развития или прогрессивный план
«Прогрессивный план создается, для помощи подросткам устанавливать свои личные цели и мотивировать их, чтобы они могли расти в направлении достижения этих целей. (Важно заметить, что прогрессивный план основывается на достижении целей, а не на сдаче зачетов).
Прогрессивный план определяет способ оценки развития каждой личности. Оценка должна основываться на достижении личных воспитательных целей в повседневной жизни, а не на сдаче зачетов или просто осуществления деятельности.
Прогрессивный план представляет собой способ публичного признания прогресса».11
Требования к личному прогрессивному плану:
- учитывает индивидуальные интересы, способности, склонности,
особенности и условия для развития;
- опирается на предыдущие достижения скаута и ориентируется
на его личностно значимые, самостоятельно поставленные цели;
- предполагается поэтапная реализация плана, с анализом на
каждом этапе достигнутых результатов;
- должен быть простым и понятным, иметь четкие осознаваемые
подростком критерии достижения результатов;
- должен быть легким для понимания и простым в использовании
с помощью взрослого руководителя;
- должен быть привлекательным для молодых людей;
- должен составлять единое целое со Скаутским методом;
- должен отражать в своих требованиях те цели, которые ставит
перед собой национальная молодежная скаутская программа;
- соответствует возрасту членов данной группы
Личный план развития молодого человека в Скаутинге соответствует трем основным направлениям личностного роста:
1. Духовное развитие
2. Социальное развитие
3. Деятельностное развитие
Безусловно все эти три области развития непосредственно связаны между собой, но каждая из них имеет свои специфические особенности и свою роль в прогрессивном плане.
Условно можно предложить следующую схему анализа каждой из областей развития личности в Скаутинге и ее роль в индивидуальном прогрессивном плане.
- цели;
- ожидаемый результат;
- способы (методы) достижения;
- критерии оценки роста;
- формы мониторинга (методы оценивания).
Духовное развитие
Эта область развития личности направлена на формирование сознания, нравственности, ценностных предпочтений, смыслообразу-
Цели
Цели духовного развития:
- развитие нравственной, высоко сознательной личности;
- формирование мотивация к постоянному личностному росту;
- приоритет духовных ценностей в сознании личности, перед
материальными.
Ожидаемый результат
Духовно развитый молодой человек:
- постоянно стремится к личностному росту;
- следует данному Обещанию и Скаутским законам;
- готов принимать на себя ответственность за свое личное разви
тие;
- принимает ответственность за общее дело группы и своих това
рищей;
- осознает свои духовные потребности и пути их реализации;
- руководствуется нравственными принципами в своей жизни;
- следует требованиям своего религиозного исповедания (если
является приверженцем определенной конфессии).