Особенности применения Скаутского метода

Все элементы скаутского метода образуют целостную воспита­тельную систему, обладающую уникальными системными качества­ми. Именно эти качества позволяют Скаутскому движению, вот уже на протяжении почти ста лет, сохраняться неизменным и в тоже время привлекательным для миллионов молодых людей из самых разных стран и уголков мира.

В то же время каждый из элементов носит характер, учитываю­щий индивидуальные особенности членов организации. Их возраст, социо-культурные условия развития, половые различия в воспита­нии, современный момент развития общества.

От анализа существующих в обществе факторов развития и соче­тания их с традиционным Скаутским методом зависит успех воспи­тательного предложения Национальной Скаутской Организации.

Программа прогрессивного развития или прогрессивный план

«Прогрессивный план создается, для помощи подросткам уста­навливать свои личные цели и мотивировать их, чтобы они могли расти в направлении достижения этих целей. (Важно заметить, что прогрессивный план основывается на достижении целей, а не на сдаче зачетов).

Прогрессивный план определяет способ оценки развития каждой личности. Оценка должна основываться на достижении личных вос­питательных целей в повседневной жизни, а не на сдаче зачетов или просто осуществления деятельности.

Прогрессивный план представляет собой способ публичного при­знания прогресса».11

Требования к личному прогрессивному плану:

- учитывает индивидуальные интересы, способности, склонности,
особенности и условия для развития;

- опирается на предыдущие достижения скаута и ориентируется
на его личностно значимые, самостоятельно поставленные цели;

- предполагается поэтапная реализация плана, с анализом на
каждом этапе достигнутых результатов;

- должен быть простым и понятным, иметь четкие осознаваемые
подростком критерии достижения результатов;

- должен быть легким для понимания и простым в использовании
с помощью взрослого руководителя;

- должен быть привлекательным для молодых людей;

- должен составлять единое целое со Скаутским методом;

- должен отражать в своих требованиях те цели, которые ставит
перед собой национальная молодежная скаутская программа;

- соответствует возрасту членов данной группы

Личный план развития молодого человека в Скаутинге соответ­ствует трем основным направлениям личностного роста:

1. Духовное развитие

2. Социальное развитие

3. Деятельностное развитие

Безусловно все эти три области развития непосредственно связа­ны между собой, но каждая из них имеет свои специфические осо­бенности и свою роль в прогрессивном плане.

Условно можно предложить следующую схему анализа каждой из областей развития личности в Скаутинге и ее роль в индивидуальном прогрессивном плане.

- цели;

- ожидаемый результат;

- способы (методы) достижения;

- критерии оценки роста;

- формы мониторинга (методы оценивания).

Духовное развитие

Эта область развития личности направлена на формирование со­знания, нравственности, ценностных предпочтений, смыслообразу-

Цели

Цели духовного развития:

- развитие нравственной, высоко сознательной личности;

- формирование мотивация к постоянному личностному росту;

- приоритет духовных ценностей в сознании личности, перед
материальными.

Ожидаемый результат

Духовно развитый молодой человек:

- постоянно стремится к личностному росту;

- следует данному Обещанию и Скаутским законам;

- готов принимать на себя ответственность за свое личное разви­
тие;

- принимает ответственность за общее дело группы и своих това­
рищей;

- осознает свои духовные потребности и пути их реализации;

- руководствуется нравственными принципами в своей жизни;

- следует требованиям своего религиозного исповедания (если
является приверженцем определенной конфессии).

Наши рекомендации