Звучит песня «Hа всю оставшуюся жизнь» на фоне военной кинохроники
В презентации представлены книги писателей-фронтовиков
Вступление «Hа всю оставшуюся жизнь»
Звучит песня «Hа всю оставшуюся жизнь» на фоне военной кинохроники
1 Ведущий: Hа всю оставшуюся жизнь
Hам хватит подвигов и славы,
Победы над вpагом кpовавым
Hа всю оставшуюся жизнь …
Hа всю оставшуюся жизнь …
2 Ведущий: Посвящаем литературный вечер памяти писателей-фронтовиков, военных корреспондентов, выполнявших свой долг на самых опасных участках боевых действий в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
1 Ведущий: Писатели и поэты эпохи ушли на фронт, став военными корреспондентами: их погибло более 1500, многие пропали без вести, ведь профессия военного корреспондента одна из самых опасных. Журналист военного времени полностью осознает риск для жизни, он должен быть мужественным и осведомленным в вопросах военного дела.
2 Ведущий:Писатели-фронтовики, военные корреспонденты… их заслуги перед Отечеством неоценимы. Благодаря повседневному тяжелому труду, мы можем узнать о событиях того времени, видеть фотографии людей, помнить о них. Создавалась художественно-публицистическая летопись Великой Отечественной войны.
1 Ведущий: Газета стала в годы Великой Отечественной войны основным посредником между писателем и читателем и практическим организатором литературного процесса. Почти все, что было создано во время войны писателями – поэмы и лирические стихи, пьесы и повести, – увидело свет на газетной полосе.
2 Ведущий: В самый разгар войны, в 1943 году, Илья Эренбург в статье «Роль писателя» отмечал: «Писатели вошли в газету как входят на трибуну, - это не их рабочий стол, это не их место. Но и блиндаж не место сталевара или садовода. Война переселяет людей и сердца. В мирное время газета – осведомитель. В дни войны газета – воздух». Находясь в гуще событий, на фронтах, передовой военные журналисты словом поднимали моральный дух, укрепляли уверенность в победе. Слово писателей и поэтов военных лет, меткое, возвышающее, вдохновляющее оказывало непосредственное влияние на общественно-политическую жизнь в военные и послевоенные годы.
1 Ведущий: Великая Отечественная война отражена в литературе 2 половины XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы.
В книгах о войне писателей-фронтовиков главными темами стали – темы крепкой солдатской дружбы, фронтового товарищества, тяжести походной жизни и тыла, отчаянного героизма и предательства. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть.
Впору поднять десяти поколеньям
Тяжесть, которую подняли мы, – писал Алексей Сурков – поэт, журналист, батальонный комиссар, автор текстов песни «В землянке» и «Песни защитников Москвы».
Музыкальный фрагмент_«В землянке»
1 часть. «Творческое поколение, рожденное войной»
2 Ведущий: Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды: Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юлия Друнина, Юрий Бондарев, Василь Быков, список далеко не полон. С войной они столкнулись, когда им исполнилось по17 лет, и были словно выбраны судьбой для сурового творчества от лица эпохи: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.
1 Ведущий: В Год литературы в России отмечались юбилеи Константина Симонова(100 лет со дня рождения), Михаила Шолохова и Василия Гроссмана(110-лет со дня рождения).
Чтец. Константин Симонов.«Песня военных корреспондентов»
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С лейкой и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Без глотка, товарищ,
Песню не заваришь,
Так давай по маленькой нальем.
Выпьем за писавших,
Выпьем за снимавших,
Выпьем за шагавших под огнем!
Музыкальный фрагмент. Песня военных корреспондентов. К. Симонов, М. Блантер
На слайде: Военные произведения Михаила Шолохова
(«Они сражались за Родину», «Судьба человека»)
1 Ведущий: «Они сражались за Родину» – роман Михаила Шолохова о Великой Отечественной войне. Работа над ним велась в сороковые и семидесятые годы. Над первыми главами романа Шолохов работал во время приездов с фронта к семье.
В печать вышли только отдельные главы из недописанного произведения. Шолохов опубликовал несколько отрывков романа «Они сражались за Родину». Незадолго до смерти сжёг рукопись.
2 Ведущий: Писатель воссоздает один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны – отступление советских войск на Дону летом 1942. Михаил Шолохов одним из первых открыто писал о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок.
Работая военным корреспондентом, будущий Нобелевский лауреат по литературе опубликовал очерки «На Дону», «На юге», «Казаки»; рассказ «Наука ненависти», а в послевоенные годы – несколько публицистических текстов патриотической направленности: «Слово о Родине», «Борьба продолжается», «Свет и мрак», «Не уйти палачам от суда народов!».
На слайде: Военный корреспондент Василий Гроссман 1 Ведущий: Летом 1941 года Василий Гроссман был мобилизован в армию, по август 1945 года служил специальным военным корреспондентом газеты «Красная звезда» на Центральном, Брянском, Юго-Западном, Сталинградском, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. В 1942 году написал повесть «Народ бессмертен», ставшую его первым крупным произведением о Великой Отечественной войне. За участие в Сталинградской битве награждён орденом Красного Знамени. На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара»: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?». Повесть «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки» и другие военные очерки сложились в книгу 1945 года «Годы войны». 2 Ведущий: Во время немецкой оккупации мать писателя Екатерина Савельевна была расстреляна в гетто при уничтожении еврейского населения. Её история будет отражена в посвящённом ей романе «Жизнь и судьба»: мать Виктора Штрума тоже будет убита нацистами при уничтожении еврейского гетто. Василий Гроссман был в числе корреспондентов, первыми ступивших в освобождённые советскими войсками концлагеря Майданек и Треблинка. В конце 1944 года Гроссман опубликовал статью «Треблинский ад», открывшую тему Холокоста в СССР. После войны Гроссман и Эренбург составили «Чёрную книгу» – сборник свидетельств и документов о Холокосте. «Чёрная книга» была издана на английском языке в 1947 году в Нью-Йорке, первое издание на русском вышло лишь в 1980 году в Израиле.
Музыкальный фрагмент Набатный колокол
1 Ведущий: Исполняется 110-лет со дня рождения татарского поэта-антифашиста Мусы Джалиля (1906-1944), погибшего в гитлеровском застенке. Джалилю посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
На слайде – «Героическая песня: моабитские стихи М. Джалиля»
Уже до войны Джалиль выдвинулся в число ведущих татарских поэтов. Его стихи включали в школьные хрестоматии. Критик Гамалов, рецензируя вышедшую в Москве в переводе на русский книгу стихов М. Джалиля, отметил ее «подлинную поэтичность, сочетающую в себе железную волю с мягкой лиричностью…». Именно эти черты таланта Джалиля и развернулись позднее в его моабитских стихотворениях.
В концлагере, в тюремных застенках пламенный поэт-антифашист Джалиль продолжал писать стихи. Его записные книжки со стихами были сохранены товарищем по заключению – бельгийским антифашистом Тиммермансом. После войны он передал их советскому консулу. Стихи были возвращены на Родину.
2 Ведущий: Сборник моабитских стихов впервые был издан на татарском языке в Казани в 1953 году. Сборник стихов Мусы Джалиля был выпущен под названием «Героическая песня». Первая моабитская самодельная записная книжка размером 9 х 7см содержит 60 стихотворений. Второй моабитский блокнот - тоже самодельная записная книжка содержит 50 стихотворений. Эти тетради хранятся в Национальном музее Республики Татарстан.
За цикл стихов «Моабитская тетрадь» Мусе Джалилю посмертно присуждена Ленинская премия в области литературы и искусства. Был снят фильм о поэте-герое Джалиле.
Чтец.Муса Джалиль. Стихотворение «Из Моабитской тетради»
Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твёрдую клятву свою:
Песни всегда посвящал я отчизне,
Ныне отчизне я жизнь отдаю.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Музыкальный фрагмент – татарская народная мелодия
1 Ведущий: Обратимся к другим «литературным датам»:
115 лет со дня рождения Александра Фадеева. В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты «Правда» и Совинформбюро, главным редактором «Литературной газеты», организатором журнала «Октябрь». В 1942 писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. В газете «Правда» Фадеев опубликовал статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне. В очерке «Боец» он описал подвиг красноармейца Я. Н. Падерина в боях за Калинин, получившего звание Героя Советского Союза посмертно.
2 Ведущий: Сразу после окончания Великой Отечественной войны Фадеев занимается написанием романа о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной нацистской Германией территории, многие члены которой были уничтожены нацистами. Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил критические замечания в газете «Правда». Писатель пожелания учёл, в 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия». Фадеев горько шутил в то время: «переделываю «Молодую гвардию» на старую…». Роман входил в учебную программу в СССР и был хорошо знаком любому школьнику.
1 Ведущий: 105 лет со дня рождения Георгия Маркова.
Георгий Марков – участник Великой Отечественной войны, с 1941 был военным корреспондентом газеты «На боевом посту» Забайкальского фронта, участвовал в разгроме Квантунской армии. Послевоенные повести Маркова: «Солдат пехоты» (1948), «Моя военная пора» (1979), «Завещание» (1975).
На слайде: Георгий Марков. Повесть «Завещание»
«Если одному из нас придется погибнуть в битве с врагом, то другой во имя нашей боевой дружбы никогда не забудет о своем долге перед памятью погибшего, перед будущим его родных и близких...» - было записано в "Клятве дружбы", которую дали друг другу фронтовики полковник Михаил Нестеров и подполковник Степан Кольцов, погибший впоследствии в боях с немецко-фашистскими захватчиками.
2 Ведущий: «…Нестеров с трудом дочитал до конца. С того вечера, когда они со Степаном составили эту записку, написанную в промежутке между кровопролитными боями, он ни разу не перечитывал ее, да еще вслух. Не возникало необходимости, не выпадал случай. Прочитав сейчас "Клятву дружбы", как они называли свою договоренность, он ужаснулся неумолимой жестокости жизни. На него пахнуло духом той неотвратимой расправы над человеческой судьбой, которую несла война каждому».
Музыкальный фрагмент _______________________
2 часть. «О войне стихотворной строкой…»
1 Ведущий: «О войне стихотворной строкой…». Говоря о Великой Отечественной войне, мы вспоминаем поэтическое творчество суровых военных и послевоенных лет, строки из произведений поэтов-фронтовиков, участников и очевидцев событий, в художественной форме запечатлевших родные образы и лица.., и черные столбы взрывов, кровь и пот атак…
Чтец: Юлия Друнина
За утратою – утрата,
Гаснут сверстники мои.
Бьет по нашему квадрату,
Хоть давно прошли бои.
Что же делать?-
Вжавшись в землю,
Тело бренное беречь?
Нет, такого не приемлю,
Не об этом вовсе речь.
Кто осилил сорок первый,
Будет драться до конца.
Ах обугленные нервы,
Обожженные сердца!..
Чтец. Юлия Друнина. От имени павших. (На вечере поэтов, погибших на войне)
Сегодня на трибуне мы – поэты,
Которые убиты на войне,
Обнявшие со стоном землю где-то
В свей ли, в зарубежной стороне.
Читают нас друзья-однополчане,
Сединами они убелены.
Но перед залом, замершим в молчанье,
Мы – парни, не пришедшие с войны.
Слепят "юпитеры", а нам неловко –
Мы в мокрой глине с головы до ног.
В окопной глине каска и винтовка,
В проклятой глине тощий вещмешок.
Простите, что ворвалось с нами пламя,
Что еле-еле видно нас в дыму,
И не считайте, будто перед нами
Вы вроде виноваты, – ни к чему.
Ах, ратный труд – опасная работа,
Не всех ведет счастливая звезда.
Всегда с войны домой приходит кто-то,
А кто-то не приходит никогда.
Вас только краем опалило пламя,
То пламя, что не пощадило нас.
Но если б поменялись мы местами,
То в этот вечер, в этот самый час,
Бледнея, с горлом, судорогой сжатым,
Губами, что вдруг сделались сухи,
Мы, чудом уцелевшие солдаты,
Читали б ваши юные стихи.
Чтец . Михаил Кульчицкий. Стихотворение «Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!..»
Погиб под Сталинградом в январе 1943 года.
Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: лейтенант
Звучит «налейте нам»,
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто — трудная работа,
Когда — черна от пота — вверх
Скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промерзших ног
Наворачивается на чоботы
Весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов,
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневными Бородино.
Чтец. Сергей Орлов. Стихотворение написано в 1945 году. Он воевал на Волховском и Ленинградском фронтах командиром тяжёлого танка КВ, дважды горел в подбитом танке, чудом остался жив.
Руками, огрубевшими от стали,
Писать стихи, сжимая карандаш.
Солдаты спят – они за день устали,
Храпит прокуренный насквозь блиндаж.
Под потолком коптилка замирает,
Трещат в печурке мокрые дрова...
Когда-нибудь потомок прочитает
Корявые, но жаркие слова
И задохнется от густого дыма,
От воздуха, которым я дышал,
От ярости ветров неповторимых,
Которые сбивают наповал.
И, не видавший горя и печали,
Огнем не прокаленный, как кузнец,
Он предкам позавидует едва ли,
Услышав, как в стихах поет свинец,
Как дымом пахнет все стихотворенье,
Как хочется перед атакой жить!..
И он простит мне в рифме прегрешенье.
Он этого не сможет не простить.
Пускай в сторонку удалится критик:
Поэтика здесь вовсе ни при чем.
Я, может быть, какой-нибудь эпитет —
И тот нашел в воронке под огнем.
Здесь молодости рубежи и сроки,
По жизни окаянная тоска...
Я порохом пропахнувшие строки,
Из-под обстрела вынес на руках.