На тестовые задания к итоговому контролю знаний студентов
РЕЦЕНЗИЯ
3 курса специальности 051301 - «Общая медицина»
по дисциплине «Патологическая физиология-2»
Тестовый контроль знаний обучающихся является важной составной частью учебного процесса и при правильном использовании может содействовать достижению конечных целей обучения. Эта форма проверки знаний считается наиболее объективной и непредвзятой. Общепризнанно, что тестирование учит студентов принимать однозначное решение, что особенно важно для будущих врачей.
В соответствие с решением УМС университета от 28.04.2009 г. (протокол № 7) основной формой итогового контроля знаний студентов 3 курса специальности «Общая медицина», занимающихся по Интегрированной типовой программе, является тестирование. При этом установлено, что на 1 аудиторный час по каждой теме необходимо составить 5 тестовых заданий.
В связи с этим сотрудниками кафедры патологической физиологии имени В.Г.Корпачева был разработан банк тестовых заданий, предназначенных для обеспечения выполнения требований ГОСО-2006 к минимуму содержания и подготовки специалистов факультета общей медицины. Всего составлено 360 тестовых заданий закрытого типа формата А. Из них: по 60 тестовых заданий по модулям «Сердечно-сосудистая система», «Дыхательная система», «Пищеварительная система», «Мочеполовая система»; по 45 тестовых заданий по модулям «Нервная система», «Кроветворная система»; по 15 тестовых заданий по модулям «Эндокринная система», «Опорно-двигательная система, кожа, придатки кожи». Данное количество заданий по каждому модулю дисциплины достаточно для проведения контроля знаний. Банк содержит ответы ко всем тестовым заданиям и задачам.
Рецензируемые тестовые задания отвечают основным требованиям, предъявляемым к тестам.
Во-первых, они существенны, поскольку способствуют выставить объективную оценку эффективности обучения.
Во-вторых, тестовые задания валидны, так как вопросы соответствуют содержанию изученного учебного материала по предмету «Патологическая физиология-2».
В-третьих, четкая формулировка заданий делает их общепонятными для всех студентов 3 курса. Тестовые задания сформулированы четким языком, в форме краткого суждения в повествовательной форме, исключают неоднозначность заключения и не допускают двусмысленного толкования или двусмысленного ответа тестируемого. Правильные и неправильные ответы однозначны по содержанию. Разные задания исключают многократное повторение одного и того же вопроса в различных вариантах, двойных отрицаний и сленгов.
В-четвертых, все задания отвечают критерию простоты, так как в одном задании дается только 1 задача определенного уровня сложности.
В-пятых, предлагаемые тестовые задания надежны, потому что реализуется принцип устойчивости результатов проверки.
Достоинством разработанных тестовых заданий, несмотря на то, что они все относятся к 1 уровню сложности, является использование различных их видов. Так, в каждом модуле имеются тестовые задания на опознание, классификацию, различение, типовые задачи… В целом, в соответствие с технологической матрицей теста, соотношение тестовых заданий по когнитивным уровням следующее: 40% - на воспроизведение; 40% - на понимание; 20% - на применение.
Также необходимо подчеркнуть, что тестовые задания скорректированы с учетом программ и требований, предъявляемых к уровню знаний и практическим навыкам на других, смежных дисциплинах и необходимых для усвоения материала на кафедре патофизиологии (анатомия-2, гистология-2, физиология-2, патологическая анатомия-2, фармакология-2, визуальная диагностика, пропедевтика внутренних болезней).
Банк тестовых заданий имеется на кафедре в электронном и в печатном виде.
Таким образом, проведенная содержательная экспертиза свидетельствует, что разработанные для итогового контроля знаний 360 тестовых заданий соответствуют требованиям педагогической теории измерений и методики разработки заданий в тестовой форме. Рецензируемый банк тестовых заданий дисциплины «Патологическая физиология-2» может быть рекомендован к использованию в качестве оценочного средства итогового контроля у студентов 3 курса специальности «Общая медицина» в рамках интегрированного экзамена.
Завкафедрой пропедевтики внутренних болезней,
К.м.н., профессор
В.А.Ткачев