Начение и физиологические механизмы проведения закаливающих мероприятий.

ема: Оздоровительное воздействие природных факторов. Закаливание детей.

План.

1. Значение и физиологические механизмы проведения закаливающих мероприятий;

2. Принципы закаливания:

1). Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.

2). Постепенность увеличения силы раздражения.

3). Систематичность и постоянство закаливания.

4). Учет эмоционального состояния ребенка.

3. Специальные закаливающие мероприятия, процедуры. Методика проведения:

1).Использование воздуха в целях закаливания;

2). Закаливание водой;

3). Закаливание солнечными лучами.

4. Контроль за температурным режимом и реакцией организма на закаливающую процедуру.

5. Методы закаливания детей.

6. Вопросы для самоконтроля.

7. Литература.

Цель лекции: Формировать ориентировочную основу для усвоения студентами учебного материала, вовлечь их в самостоятельную учебно-исследовательскую работу. Способствовать развитию педагогического мышления. Формировать стремление к саморазвитию, самоуправляющие механизмы личности, формировать индивидуальный стиль учебной деятельности.

Задачи лекции: познакомить с научными основами закаливания; определить значение и физиологические механизмы проведения закаливающих мероприятий; формировать умение организовывать работу по закаливанию в дошкольных учреждениях в соответствии с принципами и методикой закаливания; учить использовать медико-педагогические подходы к детям, имеющим отклонения и недостатки в физическом развитии; формировать осознанное отношение к изучаемой дисциплине.

Мотивация: знание физиологических механизмов проведения закаливающих процедур поможет компетентно выбрать методы закаливания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, состоянием его здоровья и эмоциональным благополучием.

начение и физиологические механизмы проведения закаливающих мероприятий.

Окружающий мир в том числе и специально создаваемые воздействия в целях закаливания, воспринимается органами чувств и через центральную нервную систему влияет на деятельность внутренних органов и на весь организм в целом. Возникает напряжение вегетативных функций, так называемое состояние стресса. При этом происходит мобилизация всех защитных сил организма: соответствующая координация основных функций жизнеобеспечения(дыхания, кровообращения, взаимообмена), перестройка процессов терморегуляции, повышение иммунных свойств крови и др. все это в совокупности обеспечивает способность человека не заболеть, сохранить свою физическую и психическую работоспособность, даже при внезапном и неблагоприятном изменении внешних условий. В детском возрасте это имеет большое значение.

В основе механизма закаливания лежит следующая особенность нервной системы - при повторении одних и тех же раздражений скорость ответных реакций организма увеличивается, круг вовлекаемых в реакцию органов и систем суживается, ограничиваясь только теми из них, функция которых предупреждает появление неблагоприятного для всего организма эффекта от действия данного раздражителя.

Таким образом основа механизма закаливания - повторное применение в малых количествах неблагоприятно действующих раздражителей вырабатывает необходимую защитную реакцию всего организма. Этот процесс совершенствования безусловных рефлексов зависит от возраста и связанного с ним уровня развития центральной нервной системы, а так же от ее качественных особенностей: силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов – возбуждения и торможения.

Главной отличительной особенностью центральной нервной системы у детей раннего и дошкольного возраста является незаконченность развития.На протяжении 7 лет жизни происходит интенсивная дифференцировка клеточной структуры коры головного мозга и некоторых подкорковых центров.

Интенсивное развитие центральной нервной системы особенно ярко выражено в первые два года жизни ребенка, когда значительно увеличивается масса головного мозга и появляются ранее отсутствующие функции организма.

Для закаливания первостепенное значение имеет взаимодействие органов дыхания и кровообращения. Эти физиологические функции обеспечивают необходимый для жизни газообмен: приток кислорода и выделение конечных продуктов обмена веществ – углекислого газа и воды. Вследствие ряда анатомических и физиологических особенностей функции дыхания и кровообращения в детском возрасте менее эффективны: чем меньше ребенок, тем меньше он использует кислорода из равного количества воздуха по сравнению со старшими детьми и взрослыми. Взаимная компенсация функций – усиление кровообращения при большой нагрузке на органы дыхания или, наоборот, усиление дыхания при затрудненном кровообращении, происходят в детском возрасте хотя и с большой затратой энергии, но менее эффективно. Так, например, усиление дыхания осуществляется главным образом за счет увеличения его частоты, а не глубины вдоха; в результате условия для обменов газа в легких улучшаются весьма незначительно.

Под влиянием закаливания, в процессе продолжающегося интенсивного развития головного мозга координирующая роль центральной нервной системы в регуляции деятельности внутренних органов, увеличивается, реакция органов становиться все более экономной способность к тренировке детей все более улучшается.

На примере закаливания низкими температурами можно проследить механизм координации физиологических функций. Раздражение рецепторов кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей вызывает кратковременное рефлекторное сужение поверхностных кровеносных сосудов с последующим их расширением. В то же время рефлекторно меняется функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Изменяется частота и ритм пульса, величина артериального давления, частота и глубина дыхания. В результате всех этих изменений улучшается уровень обмена веществ, реактивность и сопротивляемость всего организма. По мере тренировки, достигаемой систематическим повторением раздражающего воздействия, распространенность ответной реакции сокращается постепенно ограничиваясь только сужением и расширением сосудов только на месте действия раздражителей. При этом сокращается и время между первичным спазмом сосудов и их расширением. Постепенно увеличение силы раздражения повышает степень тренированности организма.

В эффекте закаливания можно увидеть две закономерности (стороны – специфическую и неспецифическую.

Специфическая закономерность. Следует отметить два момента: 1) реакция организма человека по отношению к закаливающему фактору; 2) особенность восприятия организмом закаливающих факторов.

1) Реакция организма человека по отношению к закаливающему фактору. Закаленность человека строго специфична по отношению к закаливающему фактору: определенная ответная реакция вырабатывается только в тех условиях, которые систематически повторяются. Если ребенок встречается с более резкими воздействиями (более холодный воздух или более холодная вода) чем те, которые использовались для закаливания, то ответной реакции окажется недостаточно для сохранения нормальной деятельности организма и ребенок может заболеть.

2) Особенность восприятия организмом закаливающих факторов.

Помимо характера внешних воздействий имеет значение и особенность их восприятия. Изменение состояния самого организма сопровождается ослаблением его устойчивости к применяемым воздействиям. Так, например, непродолжительное заболевание или даже переутомление ребенка, вызванное нарушением режима или отсутствием условий для нормального сна, может существенно изменить его реакции. Благоприятный ответ на прежде применяемые раздражители исчезает, ранее используемые средства закаливания начинают восприниматься организмом как сверхсильные, и возникает нарушение нормального течения жизненных процессов, которое может перерасти в заболевание: катар верхних дыхательных путей, ринит (насморк), бронхит и т.д.

Специфичность закаливания проявляется также и в том, что на новые воздействия ребенок реагирует как незакаленный. Так, повышение устойчивости к охлаждению не создает одновременно такой же устойчивости к перегреванию.

Неспецифическая закономерность. Проявляется в том, что любые закаливающие воздействия оказывают общее благотворное влияние на центральную нервную систему, улучшают ее координирующую функцию и подвижность нервных процессов. Благодаря этому совершенствуется не только взаимодействие физиологических систем: дыхания и кровообращения, обмена веществ и регуляции тепла, но так же и работоспособность центральной нервной системы, психическое и физическое развитие.

Закаливание ребенка уже имеющего определенную подготовку, происходит значительно быстрее и легче, чем когда эти мероприятия проводятся впервые.

Помимо возрастных особенностей организма, качественная характеристика процессов закаливания во многом определяется индивидуальными чертами характера ребенка, типологическими особенностями его высшей нервной деятельности.

Физиологи Н.И. Красногорский, А.Г. Иванов-Смоленский и др. отмечали, что состояние и развитие коры головного мозга определяют характерные черты высшей нервной деятельности и поведения ребенка. Установлено также тесное взаимодействие между корой головного мозга и подкорковыми центрами, регулирующими функцию внутренних органов. Благодаря такому взаимодействию создаются определенные параллели, которые позволяют по преобладающему поведению ребенка судить о характере изменения функции внутренних органов и всего обмена веществ в целом в ответ на действие тех или иных раздражителей. Поэтому и закаливающие воздействия не могут применяться по шаблону, одинаково для всех детей одного возраста.

В организации закаливания, так же как и вообще в воспитании, очень важно правильно понимать индивидуальные особенности ребенка. Установлено, что закаливание детей у которых ярко выражены сила и уравновешенность нервных процессов, полезно проводить более быстрыми темпами по сравнению с закаливанием детей, в поведении которых обнаруживаются признаки слабости нервных процессов. Если у ребенка преобладает возбуждение, лучше проводить с ним успокаивающие процедуры, а если преобладает торможение, то наоборот, бодрящие процедуры.

Закаливающие процедуры могут быть местными и общими.

При местных процедурах воздействуют на какую-нибудь ограниченную часть кожной поверхности тела, например, только на руки, ноги, лицо, шею. При общих процедурах одновременному воздействию подвергается вся или почти вся поверхность тела. При местных процедурах площадь воздействия ограничена, поэтому допустимо применение гораздо более сильных раздражителей: более холодного воздуха и воды, которые для общих процедур совершенно не приемлемы. Например, если для обливания ног или для умывания температура воды может опускаться до + 16, +14 градусов, то для общего обливания она снижается до +25, +24 гр.

Чем сильнее воздействие, тем короче должна быть процедура: если при общем обливании, продолжающемся не более 20 – 25 секунд, допустимая температура воды + 26, + 25 гр., то для общей ванны длительность которой 5-6 минут, температура воды должна быть не ниже + 36, + 35 гр.

Благотворное сочетание и последовательность закаливающих процедур (воздействий) вызывают положительные сдвиги в организме, неблагоприятное – отрицательные. Поэтому очень важно в начале закаливания правильно составить комплекс закаливающих воздействий.

ринципы закаливания.

1). Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.

2). Постепенность увеличения силы раздражения.

3). Систематичность и постоянство закаливания.

4). Учет эмоционального состояния ребенка.

Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.

Учитывается: состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия. При оценке состояния ребенка учитываются особенности его жизни с первых дней после рождения, перенесенные заболевания, соответствие физического и психического развития возрасту, правильность вскармливания на первом году жизни и питания в последующие годы. Конкретные условия быта, окружающей обстановки, в которой повседневно находится ребенок, имеют не менее важное значение для правильного суждения о возможных его реакциях на закаливание.

Закаливание часто болеющих, ослабленных детей. Подходить осторожно: внимательно наблюдать за характером ответных реакций, постоянно консультироваться с педиатром, считается, что прекращать закаливающие процедуры нельзя.

Преобладание процесса возбуждения в центральной нервной системе сопровождается повышенной тратой энергии, быстрой утомляемостью, что ведет к истощению нервной системы и отрицательно сказывается на развитии ребенка. Поэтому детям с высоким уровнем подвижности закаливание возбуждающими процедурами (прохладный душ, общее обливание) противопоказаны. Для них полезны успокаивающие процедуры, например, обтирание, теплая ванна перед сном.

Детям с преобладанием процессов торможения полезно использовать бодрящие процедуры, чтобы одновременно с закаливанием усиливались процессы возбуждения: общее обливание или душ после сна, тогда ребенок активнее включается в игру или другое действие, ест с большим аппетитом.

Выбирая закаливающие процедуры необходимо учитывать домашние условия, в которых живет ребенок: температуру воздуха, режим проветривания комнаты и т.д.

Постепенность увеличения силы раздражения.

Любое закаливающее влияние принесет положительный результат, если сила действия применяемого фактора (воды, воздуха, солнечной радиации) будет увеличиваться постепенно. Скорость перехода от слабых воздействий к более сильным определяется состоянием каждого ребенка, индивидуальной особенностью его реакции на данное раздражение.

В начале закаливания каждая процедура сопровождается непосредственными ответными изменениями со стороны сердечно сосудистой и дыхательной систем (увеличиваются частота пульса и глубина дыхания). По мере повторения одних и тех же воздействий, эта реакция ослабевает и через несколько дней совсем угасает, например, обливание водой одинаковой температуры. При повышении силы раздражителя та же реакция вновь возникает, например, при обливании более холодной водой. Чтобы избежать переохлаждения не рекомендуется очень резко снижать температуру воды или воздуха, но в то же время надо учитывать, что слишком малое ее снижение не дает закаливающего эффекта.

О правильности выбора силы раздражителя судят по ответной реакции органов кровообращения и дыхания – должно быть кратковременное учащение и углубление дыхания, ощутимое учащение пульса следующее сразу за процедурой. Например. Использование более холодной воды, чем в предыдущих процедурах вызывает кратковременное учащение пульса, увеличение частоты и глубины дыхания. Если этого эффекта нет, то значит, температуру снизили не достаточно.

Признаки переохлаждения: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания, + признаки переохлаждения: дрожание,«гусиная кожа», бледность покровов, синюшность губ и ногтевых лож свидетельствуют о том, что температуру воды снизили слишком резко или преждевременно для данного ребенка. Следует принять немедленные меры, предупреждающие последствия переохлаждения (ребенка вытирают полотенцем, с применением массажа до легкого порозовения кожи).

Систематичность и постоянство закаливания.

Рефлекторная сущность закаливания объясняет необходимость систематического и постоянного повторения соответствующих воздействий. Систематическое повторение закаливающих процедур должно быть в одно и то же время суток, по возможности в одних и тех же условиях окружающей обстановки. Выполнение этих требований необходимо потому, что уже через несколько ежедневных повторений у ребенка вырабатывается условный рефлекс на обстановку – только при подготовке к закаливающей процедуре должным образом начинают изменяться физиологические функции. В дальнейшем, если этот условный рефлекс на время и обстановку не подкрепляется процедурой, то он вскоре исчезает. Эффект закаливания снижается.

Прекращение закаливающих воздействий на несколько дней значительно уменьшает выработанную ранее живость реакций (сужение и расширение кровеносных сосудов, изменение вегетативных функций). Если перерыв увеличивается до двух недель и более, то закаливание надо начинать вновь от исходных температур т.к. образованные прежде условия связи за такой продолжительный перерыв полностью угасли.

Таким образом следует подчеркнуть, что положительный эффект от закаливания сохраняется только при постоянном повторении процедур.

Учет эмоционального состояния ребенка.

Во время проведения закаливающих процедур необходимо благоприятное эмоциональное состояние ребенка, потому, что общая настроенность нервной системы, оказывает влияние на эффективность тех или иных воздействий. при бодром жизнерадостном настроении ребенка регулирующая функция нервной системы улучшается, легче вырабатываются условные связи и общий положительный эффект закаливания достигается быстрее. Если ребенок чем-то расстроен, то перед проведением процедуры его необходимо успокоить либо перенести процедуру на другое время либо совсем отменить ее.

Сложный механизм влияния эмоций на физиологические функции человеческого организма способен изменить уровень обмена веществ, а следовательно, и жизнедеятельность организма.

Отмечено, что бодрое радостное настроение и различные проявления положительных эмоций сопровождаются улучшением взаимосвязи вегетативных функций, благодаря чему сохраняется нормальное состояние. Отрицательные эмоции в виде различных проявлений неудовольствия, протеста, страха, сопровождаются угнетением адаптационных способностей, в результате человек слабее сопротивляется неблагоприятным влияниям, чаще заболевает.

Поэтому важно помнить воспитателям и обратить внимание родителей на роль эмоционального состояния в общем развитии ребенка и его большое значение для правильной организации закаливающих мероприятий и всего режима дня.

Наши рекомендации