Глава 3. Игры с детьми 4-5 лет. 3 страница
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и подобрать к каждой из них число, которое соответствует количеству изображенных предметов. При этом можно попросить ребенка объяснять свой выбор. Например: «На картинке нарисовано 5 груш, значит, этой картинке соответствует цифра 5» и т. д.
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель игры: закрепить в речи детей наречия, расширить словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети становятся по кругу, взрослый бросает мяч одному из них, начиная фразу, а ребенок, возвращая мяч, должен ее закончить. Например, «Вчера мы ходили в кино, гуляли ...». Затем следует перейти к фразам о происходящем сегодня и планах на завтра.
Игра «Я — мы»
Цель игры: закрепить у ребенка умение употреблять в речи местоимения, расширить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: игрушки и предметы обихода.
Ходигры. Взрослый предлагает ребенку поиграть в магазин. Он раскладывает перед малышом игрушки и другие предметы. После этого ребенок подходит к столу, выбирает понравившийся ему предмет и отвечает на вопрос взрослого: «Что ты купил?» — «Я купил куклу», «Я купил тарелку» и т. д. Затем взрослый с малышом подходят к столу, вместе выбирают предмет. После этого взрослый задает вопрос: «Что мы купили?», а ребенок отвечает: «Мы купили зайца» или «Мы купили 3 яблока».
Игра «Разложи по порядку»
Цель игры: расширить словарный запас, закрепить в речи ребенка слова-наречия, развить внимание, память.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей в разное время суток.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку разложить перемешанные картинки в три ряда: утро, день и вечер. Например, в ряд «Утро» ребенок должен положить картинки, на которых изображено как дети встали, умываются, делают зарядку и т. д. В ряд «День» — картинки с изображениями играющих, читающих, гуляющих, рисующих детей, а в ряд «Вечер» — картинки, на которых дети ужинают, умываются перед сном или ложатся спать. После того, как ребенок верно разложит картинки, взрослый может задать ему вопросы: «Когда дети ложатся спать?», «Когда дети рисовали?», «Когда дети делали зарядку?» и т. д. Ребенок должен отвечать на вопросы полными ответами. Например, «Дети легли спать вечером» или «Мальчик и девочка рисовали днем» и т. д.
Игра «Попробуй, сосчитай»
Цель игры: тренировать ребенка в количественном счете предметов и правильном употреблении окончаний в словах, расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены один — пять предметов.
Ход игры. Взрослый называет ребенку число от 1 до 5 и показывает картинку, на которой изображено соответствующее количество предметов, а ребенок должен назвать изображенный предмет с этим числом.
Например, одна груша — две груши — три груши — четыре груши — пять груш; одно яблоко — два яблока — три яблока — четыре яблока — пять яблок и т. д.
Игра «Моя- мое- мой»
Цель игры: научить ребенка различать предметы по родам и правильно употреблять их с притяжательными местоимениями, расширить словарный запас.
Оборудование: личные вещи ребенка, мешочек.
Ход игры. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Перед началом игры взрослый должен незаметно для них сложить в мешочек несколько предметов, которые принадлежат каждому из малышей. После этого, доставая из мешка по одной вещи, он спрашивает: «Чья это майка (кукла, машина)? А это чей шарф, (ботинок, самолет)? Чье это платье?» и т. д. Дети должны отвечать на вопросы полными ответами. Например, «Это платье мое», «Это мой самолет (ботинок)» и т. д.
Игра «Еще»
Цель игры: тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных и наречий, обогатить словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, что часто признаки предметов можно сравнивать между собой и выражать это в слове «еще». Затем взрослый бросает ребенку мяч, называет признак предмета и слово «еще», а малыш должен вернуть мяч и правильно образовать сравнительную степень.
Например, короткий — еще короче, мало — еще меньше, длинный — еще длиннее, хорошо — еще лучше и т. д.
Игры на развитие связной речи
Игра «Назови слова и посчитай их»
Цельигры: закрепить у ребенка понятие «слово», научить его отделять слова друг от друга и считать их по порядку в предложениях, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: различные предметы: книга, машина, тетрадь, яблоко и т. д., заранее подготовленные предложения из двух — пяти слов.
Ходигры. Взрослый показывает ребенку предметы и объясняет, что каждый из них обозначается своим словом, т. е. все предметы имеют свои названия. После этого он просит малыша назвать показанные предметы и сосчитать, сколько он назвал слов. Затем взрослый просит ребенка повторить первое слово, второе, третье и т. д., придумать и назвать слова, обозначающие тот или иной предмет самостоятельно.
Далее взрослый произносит предложение и просит ребенка посчитать и сказать, сколько в этом предложении слов. При этом во время проговаривания предложения можно отхлопывать или отстукивать, а также выкладывать на каждое слово какие-либо предметы (кубики, палочки и т. п.), для того чтобы потом их сосчитать.
Игра «Полосочки»
Цель игры: научить ребенка различать такие понятия как «слово» и «предложение», расширить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: короткие и длинные полоски бумаги разных цветов.
Ходигры. Играть лучше всего вдвоем с ребенком, однако по необходимости игру можно проводить и в группе.
I вариант. Взрослый показывает ребенку полоски бумаги и объясняет, что короткая полоска обозначает слово, а длинная — предложение, при этом в предложении может быть несколько Слов, а значит, оно будет состоять из нескольких коротких полосок. После этого взрослый по очереди произносит слова и предложения, а ребенок, в зависимости от того, что он услышал, слово или предложение, показывает длинную или короткую полоску.
Например, машина, солнце, яблоко — ребенок показывает короткую полоску; Наступила зима. Девочка катает коляску — длинные полоски.
II вариант. По мере усвоения игры взрослый предлагает ребенку посчитать, сколько слов в том или ином предложении, и составить из коротких полосок бумаги схему этого предложения. Например: Кот спит — ребенок выкладывает две полоски. Митя читает книгу — три полоски. Мама варит вкусный суп — четыре полоски.
Игра «Путаница»
Цельигры: научить ребенка понимать смысл предложений, преобразовывать запутанную фразу, развить память, внимание, мышление, связную речь, обогатить словарный запас.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый произносит запутанные предложения, предлагая ребенку внимательно их прослушать, понять смысл и сказать, все ли было сказано правильно. Ребенок при этом должен заметить ошибку и изменить предложения так, чтобы оно звучало правильно. Например, использовать можно следующие фразы:
Шарик ловит Аню.
Петя позавтракала и пошла гулять.
Лена лег спать поздно.
Дети гуляет в парке.
Мама купила в магазине два яблока, одно ананас и одна торт.
Игра «Почемучки- потомучки»
Цель игры: научить ребенка задавать вопрос «почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что», обогатить словарный запас, развить связную речь, память, мышление. Оборудование: сюжетные картинки, на основе которых будут задаваться вопросы.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и задает по ним вопросы. Например: «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы? Почему люди открывают зонты?» и т. д. А ребенок отвечает на эти вопросы, используя союз «потому что». После этого малыш пробует задавать свои вопросы взрослому, используя союз «почему?»
Игра «Договори предложение»
Цель игры: тренировать ребенка в подборе нужного по смыслу слова», учить правильно согласовывать существительные и глаголы, обогатить словарный запас, развить речь.
Оборудование: предметные картинки с изображением недостающего слова для каждого предложения.
Ход игры. Взрослый произносит предложения и предлагает ребенку их закончить с помощью показанной картинки. После того, как картинка будет подобрана, ребенок должен повторить все предложение целиком. Например: В корзине лежат... (грибы). На поляне растут... (грибы). Девочка играет в ...(куклу) и т. д.
По мере тренировки игра может проводиться на слух без использования картинок, но взрослый должен подобрать фразы так, чтобы ребенок легко смог догадаться, какое слово следует добавить.
Игра «Что я знаю о профессиях?»
Цель игры: научить ребенка составлять предложения о людях знакомых профессий, обогатить словарный запас, развить связную речь, память, внимание. Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т. д.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и предлагает ему составить предложение о человеке этой профессии. Например: «Врач лечит детей», «Повар варит суп», «Учитель учит детей»
Игра «Сломанное предложение»
Цель игры: тренировать ребенка в исправлении деформированной фразы, развить связную речь, внимание, память, мышление.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Например: мама, печь, торт, вкусное — Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой.
Игра «Семья»
Цель игры: научить ребенка составлять предложения о членах семьи, опираясь на сюжетные картинки. Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены члены семьи в разных ситуациях.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку и спрашивает его: «Кто это? Что он (она) делает?» Ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы полным предложением, например: «Мама играет с ребенком (вяжет, читает газету, готовит еду и т. д.)», «Папа читает газету (играет в шахматы, помогает маме, смотрит телевизор и т. д.)».
Игра «Нужное слово»
Цель игры: познакомить ребенка со значением в речи простых предлогов, обогатить словарный запас, развить связную речь.
Оборудование. Игрушки ребенка, различные предметы, сюжетные картинки.
Ход игры. Взрослый дает ребенку различные несложные поручения, специально пропуская при этом предлоги. Малыш должен по смыслу предложения догадаться, какого слова здесь не хватает. Например: положи мяч (в) коробку; книга лежит (на) полке; кошка сидит (на) диване.
По мере усвоения игры можно предложить ребенку составлять предложения с предлогами по сюжетным картинкам.
Игра «Составь рассказ»
Цель игры: развить связную речь ребенка, воображение, мышление, память, обогатить словарный запас.
Оборудование: серия сюжетных картинок, которые связаны одним сюжетом.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним небольшой рассказ.
На начальном этапе взрослый может задавать ребенку различные наводящие вопросы, давать начало предложения, которое ребенок смог бы закончить. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки малыш может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.
Игры, помогающие в обучении чтению
Когда нужно начинать учить ребенка читать? Пожалуй, этот вопрос волнует многих родителей и педагогов. Одни считают, что учить ребенка читать слишком рано не нужно, его всему научат в школе, другие же считают, что чем раньше ребенок научится читать, тем успешнее он будет обучаться в школе.
Для того чтобы научить ребенка читать, лучше всего использовать обучение в процессе игры, ведь дето очень любят не только играть, но и учиться и узнавать что-то новое.
Необходимо отметить и то, что чтение весьма сложный процесс, который состоит из нескольких, следующих друг за другом операций, а потому требует от ребенка определенного уровня развития речи. Он должен запоминать и узнавать буквы, понимать то, что буквы связаны с тем или иным звуком, уметь соединять буквы в слоги, слоги в слова, а также понимать прочитанное.
Однако, несмотря на это, большинство психологов сходятся во мнении, что чем раньше ребенок научится читать и печатать, тем лучше он будет учиться в школе. И даже если у малыша имеются нарушения речи, то его тоже следует учить читать. Ведь в процессе чтения у такого ребенка будут развиваться мыслительные процессы, он научиться осуществлять звукобуквенный анализ, у него увеличится словарный запас.
Помимо традиционных методов обучения чтению педагоги рекомендуют использовать и дополнительные, а именно куклотерапию (обучение чтению через манипуляцию куклами), сказкотерапию (обучение через моделирование сказочных ситуаций), игры на развитие речевого слуха, мышления, внимания и памяти.
Для того чтобы в памяти малыша закрепились образы той или иной буквы, детям можно предложить выложить буквы из счетных палочек, обвести их по контуру, нарисовать пальцем в воздухе и т. д.
Игра «Буква из палочек»
Цель игры: развить пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.
Оборудование: счетные палочки, горох, фасоль, спички, карточки с буквами.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку карточку с буквой, предлагает ее внимательно рассмотреть, а затем просит выложить увиденную букву из счетных палочек, спичек, фасоли или гороха, соблюдая при этом правильное расположение всех ее элементов. Если малышу трудно выполнить задание, взрослый может ему помочь, показывая при этом, как нужно расположить палочки. Можно также предложить ребенку выкладывать букву прямо на карточке. Если в составе буквы есть круглые элементы, то они выкладываются в виде квадрата или прямоугольника.
По мере тренировки это упражнение можно усложнить: превратить одну из букв в другую наиболее рациональным способом.
Игра «Обводилки»
Цель игры: развить мелкую моторику рук, научить ребенка правильно держать в руке карандаш, вести ровную линию, не выходя за контур.
Оборудование: карточки с написанными штрихами буквами, простой карандаш.
Ходигры. Взрослый показывает ребенку карточки с буквами и предлагает соединить штрихи одной целой ровной линией так, чтобы получилась буква.
Игра «Сломанная буква»
Цель игры: развить у ребенка пространственное представление, воображение, мелкую моторику, мышление.
Оборудование: листы бумаги в клетку, на которых написаны буквы с недостающими элементами.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку дописать недостающую часть так, чтобы получилась существующая в алфавите буква.
Игра «Заколдованный мешочек»
Цель игры: развить у ребенка тактильную чувствительность, воображение, мышление, мелкую моторику, научить узнавать буквы на ощупь. Оборудование: буквенная мозаика, непрозрачный мешочек из плотной ткани.
Ходигры. Взрослый показывает ребенку несколько букв, затем кладет их в мешочек и перемешивает. Затем предлагает ребенку опустить руку в мешочек, выбрать одну букву, ощупать ее и угадать, что это за буква. После этого ребенок называет ее, вытаскивает из мешочка и убеждается в том, правильно ли он назвал ее или нет.
Игра «Первый звук» практически то же самое
Цель игры: научить ребенка выделять в слове начальный звук (сначала гласный, а затем согласный), развить фонематических слух, внимание, память.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет ребенку простые по звуковому составу слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Причем, если слово начинается на гласный звук, то он должен быть под ударением. Если же первый звук согласный, то взрослый должен произнести его с силой, так, чтобы он отличался от других звуков слова.
Например: аист — звук [а], утка — звук [у], муха — звук [м], Оля — звук [о], нос — звук [н] и т. д. Поначалу допускается называние целого слога — му-, но-, из которых затем с помощью взрослого выделяется краткий звук [м], [н].
Игра «Цепочка из слов»
Цель игры: научить ребенка выделять первый и последний звуки в словах, обогатить словарный запас, развить слуховое внимание, мышление, память.
Оборудование. Специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть с одним ребенком или группой детей. Один из участников игры называет слово (существительное в единственном числе и именительном падеже), следующий участник придумывает слово на последний звук и т. д.
Например, яблоко — овал — луна — апельсин — нитка — ананас — собака и т. д.
Игра «Хлопушки»
Цель игры: научить ребенка выделять среди других звуков заданный, развить внимание, мышление, память.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый дает инструкцию ребенку, чтобы он хлопнул, если услышит какой-то определенный звук. Затем он начинает четко произносить сначала ряд звуков, затем слоги, потом слова, а ребенок должен хлопнуть только тогда, когда прозвучит заданный звук. Например, выделяется звук [Л].
Звуки: О, Л, Н, Л, У, Л, О, А, М, Л, Т, Ы, У и т. д.
Слоги: ОН, УЛ, АЛ, УХ, ПО, ЛЫ, УТ, ЛА, НО, ЛУ и т. д.
Слова: ложка, кот, луна, Умка, лес, муха, ласточка, Аня, ива, вилка и т. д.
Игра «Сначала хлопни, а потом – топни»
Цель игры: научить ребенка различать похожие звуки, развить навыки фонематического анализа, память, внимание. Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Эта игра проводится на слух, перед началом игры взрослый сообщает ребенку о том, что сегодня он будет учиться не только слышать звуки, но и отличать их друг от друга.
Для игры следует подбирать звуки, которые похожи друг на друга, например: О—У, Ы—И, М—Н, К—Т, П—Т и т. д., пары согласных по глухости-звонкости (Б—П, Д—Т, Г—К, В—Ф) и по твердости-мягкости (М—М', Т—Т, К—К' и ДР-)-
Сначала игру можно проводить на отдельных звуках, а затем на слогах и словах.
Взрослый подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а ребенок по инструкции взрослого на один из звуков хлопает, на другой — топает. Например, различаются звуки [О—У].
Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д. Слоги: ОН, УК, ПО, УТ, КО, НУ, МО, УП, МУ и т. д.
Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро, озеро, Уля и т. д.
Игра «Подбери картинку»
Цель игры: научить ребенка подбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить словарный запас, развить зрительное внимание, память.
Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.
Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки и объясняет, что тот должен выбрать только те, на которых изображены слова, начинающиеся на определенный звук, например, [Д]. После этого взрослый четко произносит все слова, а ребенок выбирает только подходящие (кот, дом, дерево, луна, дорога, солнце, дрова и т. д.).
Игра «Нужные слова найди»
Цель игры: научить ребенка выделять в словах заданный звук, расширить словарный запас, развить фонематический слух, память, внимание.
Оборудование: предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук, по несколько картинок на каждый из них.
Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком на столе картинки, называет их, а затем предлагает ребенку объединить картинки в несколько кучек по заданному звуку. Например:
[М] — машина, меч, мяч, корм, мак, гном и т. д.;
[А] — аист, ананас, луна, вилка, шарф, карета и т. д.;
[О] — озеро, зеркало, осень, оса, коса и т. д.;
[Н] — ножницы, слон, луна, карандаш и т. д.
В тот момент, когда дети находятся на этапе буквенного и слогового чтения им еще трудно хорошо осмысливать прочитанное, а потому педагоги рекомендуют использовать игры, которые помогут убедить ребенка в том, что он уже умеет читать и прекрасно понимает смысл короткого задания.
Смысл подобных игр сводится к тому, что ребенок читает задание, выполняет инструкцию взрослого и получает сюрприз. По мере овладения ребенка навыком чтения, текст становится более развернутым, а инструкция более сложной. Правильно прочитав, ребенок достигает цели, выполняет задание и получает от этого огромное удовольствие. В качестве награды взрослый может использовать красочные картинки и наклейки, фишки, книги для послогового чтения, сладости и т. п.
Игра «Искатель»
Цель игры: развить пространственное мышление, внимание, закрепить умение читать, обогатить словарный запас.
Оборудование: окружающие ребенка в помещении предметы, небольшая интересная вещь для сюрприза (наклейка, фишка, конфета и т. д.).
Ходигры. Взрослый прячет сюрприз в определенном месте, после чего дает инструкцию ребенку, как его найти: рисует стрелки, куда нужно идти, готовит карточку, на которой может быть написано слово или небольшая фраза, подсказывающая ребенку, где искать сюрприз (например, на шкафу, под столом, смотри в первом ящике и т. д.). Ребенку нужно прочитать карточку и найти сюрприз.
Игра «Разведчики»
Цельигры: тренировать детей в чтении небольших слов-указаний.
Оборудование: игрушки.
Ходигры. Лучше всего проводить эту игру с группой детей в лесу или саду, где легче спрятать предмет, незаметно от участников. Дети разбиваются на 2 отряда, каждый из которых получает боевое задание — найти спрятанный командиром (взрослым) предмет (игрушку) с помощью записок и указателей. Записка может содержать направление движения или уточнение места: иди влево, смотри под деревом и т. д. Указатели — это стрелки, указывающие куда идти. Отряд, раньше других нашедший предмет, считается победителем.
Глава 4. Игры на развитие дыхания и пальчиковые игры для детей от 3 до 5 лет
Артикуляционные игры
Статические артикуляционные игры
Игра «Язычок на скамеечке»
Цель игры: развить артикуляцию ребенка,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и положить на нижнюю губу. Можно сделать это так: «Высуни язычок, пусть он погуляет, посидит на скамеечке». Важно следить, чтобы язык не дрожал. Пусть ребенок подержит язык в таком положении в течение 10—15 с.
Игра «Язычок-чашка»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка широко раскрыть рот, а язык поднять вверх так, чтобы передний и боковые его края загибались вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их: «Открой ротик широко-широко, а язычок подними вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен постараться удержать язык в таком положении в течение 10 с.
Игра «Язычок потягивается»
Цель игры: развить артикуляцию,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык далеко вперед, сделать его узким и тонким. «Язычок долго спал, пусть он потянется, высуни его вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Пусть малыш подержит язык в таком положении в течение 10 с.
Игра «Мостик»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка приоткрыть рот, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, уперев кончик языка в нижние передние зубы, а спинку выгнув. Действия можно сопровождать словами: «Что-то язычок засиделся, пусть он немного позанимается (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен продержать язык в таком положении 15 с.
Игра «Подуй через трубочку»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык, загнув боковые края вверх и через получившуюся трубочку подуть. Действия можно сопровождать словами: «Давай изобразим ветер, только дуть будем не просто, а по особенному, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать). Выполнять в медленном темпе 10—15 раз.
Динамические артикуляционные игры
Игра «Часы»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка тянуться языком то к правому, то к левому углу рта: «Давай посмотрим, как ходят часы, повторяй за мной». Языком нужно двигать в медленном темпе под счет, выполнить 15 раз.
Игра «Вверх и вниз»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и тянуться им попеременно, то к носу, то к подбородку. Действия можно сопровождать словами: «Ты любишь качаться на качелях? Пусть язычок тоже покачается, вот так». Выполнить 10 раз.
Игра «Как вкусно»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и облизать сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Действия можно сопровождать словами: «Представь, что ты только поел варенья. Вкусно? Покажи как вкусно, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Повторить 10—15 раз.
Игра «Прятки»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование. Специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и высунуть вперед язык, а потом высовывать его и убирать: «А ты знаешь, что язычок любит играть в прятки? (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Двигать языком в медленном темпе 10—15 раз.
Игра «Валик»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка упереть кончик языка в нижние передние зубы, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Малыш должен «выкатывать» язык вперед и убирать вглубь рта. В отличие от предыдущего упражнения язык в форме валика перемещается вперед — назад. Повторить 10—15 раз.
Игра «Язычок-кисточка»
Цель игры: развить артикуляцию,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и кончиком языка провести от верхних резцов до мягкого нёба, потом от правых коренных зубов к левым: «А ты знаешь, что язычком можно работать, как кисточкой (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Выполнять в течение 10—15 с.
Игра «Как едет лошадка»
Цель игры: развить артикуляцию,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка цокать языком медленно и сильно. Действия можно сопровождать словами: «А ты помнишь, как едет лошадка? Цок-цок. Давай повторим вместе». Выполнить 10—15 раз.