Задания для самостоятельной работы. по дисциплине «Психология профессионального образования»
по дисциплине «Психология профессионального образования»
Уважаемые студенты, в данном документе представлены задания
для вашей самостоятельной работы по дисциплине «Психология профессионального образования». Задания выполняются в тетради
в рукописном виде. Удачи в выполнении!
Задание 1. Ознакомиться с рабочей программой по дисциплине.
Задание 2.Исходя из рабочей программы, составить терминологический словарь по дисциплине «Психология профессионального образования». В вашем словаре должно быть от 15 до 20 выделенных вами феноменов.
Терминологический словарь - словарь, содержащий термины определенной области науки, техники, искусства.
Примерная инструкция.
1. Крупными буквами запишите слово, значение которого вы хотите разместить в словаре. Это слово можно как-нибудь выделить. Чтобы сделать удобным дальнейший поиск по словарю, все слова оформляйте в едином стиле.
2. Запишите происхождение слова.
3. Напишите значение слова. Если вы хотите составить максимально полный и подробный словарь, напишите несколько вариантов значений. Если словарь предполагается кратким, напишите только то значение слова, которое Вас интересует в заданном контексте.
4. Приведите примеры использования этого слова. Это могут быть словосочетания, предложения или целые фразы. Желательно, чтобы к каждому варианту перевода прилагался свой пример. Это позволит наглядно продемонстрировать и лучше прочувствовать смысловые различия в терминах.
5. Переходите к следующему слову. Словарь может составляться по алфавиту, по тематическим разделам или без определенной упорядоченности.
При составлении словаря вы можете руководствоваться ссылкой: http://www.studmed.ru/download/090dddf1e74/
Задание 3.Проведите исследование своих индивидуальных особенностей по приведенным ниже методикам. В тетради заполните бланк ответов, подсчитайте результаты и опишите их. Сделайте предположение
о том, чем объясняются данные результаты.
3.1. Мотивация профессиональной деятельности (методика
К. Замфир в модификации А. Реана).
ИНСТРУКЦИЯ
Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале.
В очень незначительной мере | В достаточно незначительной мере | В небольшой, но и в немаленькой мере | В достаточно большой мере | В очень большой мере | |
1. Денежный заработок | |||||
2. Стремление к продвижению по работе, карьерный рост | |||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег | |||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей | |||||
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других |
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы | |||||||||||||
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности | |||||||||||||
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.
Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
ОБРАБОТКА
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:
ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ _- ^
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми.
ВМ | НИМ | ВОМ | |
1. | |||
^ |
И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу ВОМ > ВПМ > ВМ
Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.
По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, г = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.
Кроме того, нами установлена и отрицательная корреляционная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, г = -0,585).
Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.
3.2. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессийЕ.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Инструкция к тесту
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Ключ
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл, затем баллы по каждой шкале суммируются.
Человек-природа: 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16б, 20а.
Человек-техника: 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а.
Человек-человек: 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а.
Человек-знак: 2б, 5а, 9б, 10б, 12б, 15а, 19б, 20б.
Человек-художественный образ: 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б.
Интерпретация результатов теста
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов.
Краткое описание типов профессий
I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
● животные, условия их роста, жизни;
● растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
● изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
● выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
● проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
● развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
● поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
● технические объекты (машины, механизмы);
● материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
● создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
● эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
● ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
● хорошая координация движений;
● точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
● развитое техническое и творческое мышление и воображение;
● умение переключать и концентрировать внимание;
● наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек - знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
● тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
● цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
● чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
● звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
● хорошая оперативная и механическая память;
● способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
● хорошее распределение и переключение внимания;
● точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
● усидчивость, терпение;
● логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
● художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
● создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
● воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
● размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
● художественные способности; развитое зрительное восприятие;
● наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
● знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
● воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
● медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
● бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
● информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
● защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
● стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
● устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
● доброжелательность, отзывчивость;
● выдержка;
● умение сдерживать эмоции;
● способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
● способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
● способность владеть речью, мимикой, жестами;
● развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
● умение убеждать людей;
● аккуратность, пунктуальность, собранность;
● знание психологии людей.
3.3. Тест Д. Голланда по определению типа личности
Д. Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:
Реалистический тип (Р)
Интеллектуальный тип (И)
Социальный тип (С)
Конвенциальный тип (К)
Предприимчивый тип (П)
Артистический тип (А).
Инструкция: "Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора".
Тестовый материал
№ | А | Б |
Инженер-техник | Инженер-контролер | |
Вязальщик | Санитарный врач | |
Повар | Наборщик | |
Фотограф | Зав. магазином | |
Чертежник | Дизайнер | |
Философ | Психиатр | |
Ученый-химик | Бухгалтер | |
Редактор научного журнала | Адвокат | |
Лингвист | Переводчик художественной литературы | |
Педиатр | Статистик | |
Организатор воспитательной работы | Председатель профсоюза | |
Спортивный врач | Фельетонист | |
Нотариус | Снабженец | |
Перфоратор | Карикатурист | |
Политический деятель | Писатель | |
Садовник | Метеоролог | |
Водитель | Медсестра | |
Инженер-электрик | Секретарь-машинистка | |
Маляр | Художник по металлу | |
Биолог | Главный врач | |
Телеоператор | Режиссер | |
Гидролог | Ревизор | |
Зоолог | Зоотехник | |
Математик | Архитектор | |
Работник ИДН | Счетовод | |
Учитель | Милиционер | |
Воспитатель | Художник по керамике | |
Экономист | Заведующий отделом | |
Корректор | Критик | |
Завхоз | Директор | |
Радиоинженер | Специалист по ядерной физике | |
Водопроводчик | Наборщик | |
Агроном | Председатель сельхозкооператива | |
Закройщик-модельер | Декоратор | |
Археолог | Эксперт | |
Работник музея | Консультант | |
Ученый | Актер | |
Логопед | Стенографист | |
Врач | Дипломат | |
Главный бухгалтер | Директор | |
Поэт | Психолог | |
Архивариус | Скульптор |
Ключ к тесту
Реалистический тип
1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.
Интеллектуальный тип:
1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.
Социальный тип:
2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.
Конвенциальный тип:
3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.
Предприимчивый тип:
4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.
Артистический тип:
5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.
Интерпретация
Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями:
- определенными чертами характера и складом ума;
- способностями к определенным видам деятельности;
- предпочтениями определенного рода занятий;
- содержанием увлечений;
- профессиональными возможностями.
Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий.
В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.
Ниже, в таблице приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только, в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам.
Типы профессиональной направленности личности
Типы | Психологические характеристики, особенности личности, способности | Ориентация, направленность, предпочтения | Профессиональная среда | Конкретные профессии |
Р | Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности | Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение | Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации. | Механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д. |
И | Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность | Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения | Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи | Физик, астроном, ботаник, программист и др. |
С | Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей | Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем | Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. | Врач, педагог, психолог и т.п. |
К | Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей | Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства | Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных | Бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др. |
П | Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности | Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике | Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия | Бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д. |
А | Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие | Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям | Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения | Музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д. |
Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж.Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рис.) Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.
Например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, смежные с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника.
В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть находятся с одной стороны шестиугольника, то ваш профессиональный выбор наиболее обоснован и последователен. При этом вы можете отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными.
Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для своего решения другие основания, например другие тесты, книги или консультации.
Типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Голланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий по предмету труда. Так, «реалистичный» тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек – природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. «Интеллектуальный» тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа «человек – человек» и «человек – природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек – человек». «Конвенциальный» тип характеризует склонность к информационным профессиям типа «человек – знаковая система». «Предприимчивый тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесто связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек». Наконец, «артистический» тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек – художественный образ».
Задание 4. Изучите социально-психологические особенности личности, феномен «локус контроля», определите индивидуальные особенности собственного внутреннего контроля. В тетради заполните бланк ответов, подсчитайте результаты. Опишите полученные результаты по одной
из предложенных методик по индивидуальному выбору, используя примерный план:
· раскрытие понятия «внутренний контроль личности»;
· влияние внутреннего контроля личности на особенности поведения и межличностные отношения;
· анализ индивидуальных особенностей выраженности интернальности – экстернальности;
· возможные пути самокоррекции и саморазвития внутреннего контроля;
· заключение по результатам исследования.
- Ознакомьтесь с вариантами методики диагностики.
- Проведите диагностику индивидуальных особенностей личности и обработку полученных результатов.
- Проинтерпретируйте полученные результаты с учетом индивидуальных особенностей и наметьте возможные пути самокоррекции.
Основные теоретические положения
Одной из важнейших характеристик личности является степень независимости, самостоятельности и активности в достижении своих целей, уровень личной ответственности за результаты своей деятельности и за происходящие события.
На формирование и развитие этой особенности личности влияет индивидуально-психологическое свойство, получившее название внутреннего контроля или локуса контроля(Д. Роттер).
Эксперименты, проводимые Д. Роттером, и наблюдения, сделанные во время клинической практики, дали ему возможность предположить, что «некоторым людям присуще постоянное чувство, что все, что происходит с ними, определяется внешними силами того или иного рода, в то время как другие считают происходящее с ними в значительной степени результатом их собственных усилий и способностей»[1]. Ученый назвал эту установку локусом контроля.
Локус контроля - степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий и действий или контролируемую извне случаем или внешними силами.
Принимая решение действовать или бездействовать, бороться или смириться, говорить или молчать, человек характеризует события и ситуации по их доступности, податливости своему влиянию. Есть огромная зона «трудных» событий, на наступление которых вообще невозможно повлиять: нельзя предотвратить смерть неизлечимо больного человека; нельзя сделать всех людей счастливыми; нельзя полностью контролировать жизнь своих детей после того, как они выросли. Все это – за пределами наших возможностей. Но у каждого человека есть круг событий, наступление которых зависит от его усилий, от затрат физической энергии и интеллекта.
Выделяют две формы локуса контроля:
· интернальность (внутренний локус контроля) – принятие человеком ответственности за все события, происходящие в его жизни, деятельности, на себя; объяснение этих событийсвоим характером, способностями, поведением;
· экстернальность (внешний локус контроля) – возложение ответственности за все происходящее с человеком на какие-либо внешние факторы: окружающую среду, обстоятельства, судьбу, случай.
Как правило, локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.
В зависимости от преобладания какой-либо формы локуса контроля выделяют два типа людей: интерналов и экстерналов.
Интернал считает себя ответственным за все события, которые с ним происходят. Для него, как правило, характерны вера в свои силы, удовлетворенность трудом как сферой приложения своих сил, общительность. Он более ответственен, вынослив, последователен при достижении цели, эмоционально стабилен, склонен к самообразованию и самосовершенствованию.
Интерналы в большей степени предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу.
Руководители-интерналы реже прибегают к наказаниям и жестким мерам воздействия на подчиненных, в большей мере рассчитывая на силу убеждения и самостоятельность.
Учащийся-интернал, получивший «двойку», объяснит это либо тем, что задание ему не интересно, либо забывчивостью, либо отвлечением внимания и т.д.
Установка на внутренний (интернальный) контроль иногда оборачивается и некоторыми слабостями: такой человек может отличаться некоторой категоричностью и быть недостаточно восприимчивым к новой информации, изменениям в окружающей среде, может быть более склонен к чувству вины, менее продуктивен в работе, условия оплаты которой не зависят от его личного вклада (повременная оплата).
Экстернал – человек внешней стратегии, усматривающий источник неудач и двигатель успеха вовне себя. Для таких людей характерны следующие особенности: безответственность, неуверенность в своих способностях, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намерений. Они не склонны к самокритике и самосовершенствованию, остро и быстро чувствуют социальную ситуацию, перемены в ней, восприимчивы к среде. Поскольку, по их мнению, в их деятельности большую роль играют внешние обстоятельства (судьба, случай, другие люди), они склонны к тревожности, прислушиваются к чужому мнению, не избегают обмана как тактики самооправдания.
Учащиеся-экстерналы найдут любые объяснения получения неудовлетворительной оценки: «Задание было неправильно написано на доске», «К родителям пришли гости и помешали мне делать уроки», «Этого правила мы не проходили» и т.д.
Исследования также показывают, что у людей с экстернальным локусом контроля чаще возникают психологические проблемы, чем у людей с интернальным локусом контроля. Эктернальность может проявляться в феномене приобретенной беспомощности.
Приобретенная беспомощность – беспомощность и покорность, приобретаемые в случае, если человек не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями.
Методики диагностики
Существует несколько способов измерения ориентации контроля, применяемых к детям и взрослым. В данном практикуме приводятся два из них: локус контроля Д. Роттера и опросник уровня субъективного контроля (УСК), разработанный в НИИ им. В.М. Бехтерева.
Определение локус контроля (по Д. Роттеру)
Инструкция
Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них Вы согласны в большей степени. Напишите букву «а» или «б», обозначающую выбранный вариант, в бланке ответов.
Бланк ответов
Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ |
Текст опросника
1. а) Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают.
б) В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним.
2. а) Многие неудачи происходят от невезения.
б) Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок.
3. а) Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними.
б) Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить.
4. а) В конце концов к людям приходит заслуженное признание.
б) К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными.
5. а) Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно.
б) Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств.
6. а) Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств.
б) Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности.
7. а) Как бы Вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать Вам.
б) Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими.
8. а) Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека.
б) Только жизненный опыт определяет характер и поведение.
9. а) Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать».
б) По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу.
10. а) Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений.
б) Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием.
11. а) Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения.
б) Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.
12. а) Каждый гражданин может оказывать влияние на важные государственные решения.
б) Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать.
13. а) Когда я строю планы, то я вообще убежден, что могу осуществить их.
б) Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
14. а) Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие.
б) В каждом человеке есть что-то хорошее.
15. а) Осуществление моих желаний не связанно с везением.
б) Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.
16. а) Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств.
б) Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем.
17. а) Большинство из нас не может влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события.
б) Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире.
18. а) Большинство людей не понимает, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств.
б) На самом деле такая вещь, как везение, не существует.
19. а) Всегда нужно уметь признавать свои ошибки.
б) Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.
20. а) Трудно узнать, действительно ли Вы нравитесь человеку или нет.
б) Число Ваших друзей зависит от того, насколько Вы располагаете к себе других.
21. а) В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями.
б) Большинство неудач является результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин.
22. а) Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить.
б) Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить.
23. а) Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение.
б) Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.
24. а) Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решили, что должны делать.
б) Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного.
25. а) Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
б) Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.
26. а) Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к
окружающим.
б) Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.
27. а) Характер человека зависит от его силы воли.
б) Характер человека формируется в основном в коллективе.
28. а) То, что со мной случается, – это дело моих собственных рук.
б) Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли.
29. а) Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
б) В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.