Специальности 050719 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Раздел. Основные этапы развития методики преподавания обществознания
на 2011 – 2012 учебный год
Раздел. Основные этапы развития методики преподавания обществознания
1. Методика преподавания обществознания как наука.
Содержание.
Задачи и функции методики обучения обществознания. Методические особенности изучения обществознания в начальной школе.
Раздел. Процесс школьного обучения обществознания
2. Цели изучения обществознания: образовательные, воспитательные и развивающие.
Содержание.
Цели обучения. Воспитание у учащихся в процессе изучения обществознания. Воспитание чувств. Возможности развития учащихся в процессе изучения истории.
3. Содержание школьного обучения.
Содержание.
Соответствии содержания целям обучения обществознания. Оформление содержания обучения в учебных программах и учебниках. Госстандарт и школьная программа по обществознанию.
4. Характеристика школьных учебников обществознания для начальной школы.
Содержание.
Функции учебника. Особенности современных учебников обществознания для начальной школы. Приемы работы с учебником на уроке, виды заданий по тексту учебника, организация работы с рисунками, иллюстрациями учебника.
Раздел. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
5. Процесс обучения. Деятельность учителя (преподавание) и учащихся (обучение) - их единство и взаимосвязь.
Содержание.
Рассказ учителя на уроках обществознания в начальной школе в КРО. Цели, задачи, содержание рассказа учителя на уроке обществознания.
6. Методика изучения исторических понятий, терминов, представлений на уроках истории.
Содержание.
Особенности словарной работы в начальной школе в КРО: написание слова – его толкование – употребление.
7. Наглядные средства обучения на уроках обществознания.
Содержание.
Виды наглядных средств обучения, их классификация. Приемы работы с иллюстрациями учебника. Требования к учебной картине на уроке, последовательность работы с картиной.
8. Историческая карта на уроке обществознания и ее роль в формировании пространственных умений учащихся начальной школы.
Содержание.
Легенда карты. Требование к использованию карты на уроке. Правила показа объектов на карте.
9. Хронология в обучении обществознанию.
Содержание.
Цели и задачи изучения хронологии. Последовательность событий во времени. Измерение времени: год – десятилетие – век. Правила определения века по году.
Раздел. Урок обществознания. Подготовка учителя к уроку
10. Урок обществознания в начальной школе в КРО.
Содержание.
Классификация типов уроков. Структура комбинированного урока обществознания. Содержание и методика изучения нового материала. Закрепление и обобщение знаний.
11. Подготовка учителя к уроку обществознания в начальной школе в КРО.
Содержание.
Определение педагогического замысла урока. Отбор содержания. Определение целей, задач урока. Задания для проверки знаний, организация повторения. Организация домашнего задания. Определения типа урока. План урока. Конспект урока. Приемы и средства изучения нового материала, приемы учебной деятельности учащихся.
12. Внеклассная работа по обществознанию в начальной школе в КРО.
Содержание.
Задачи, формы внеклассной работы. Краеведческая работа. Внеклассная работа. Внеклассное чтение. Использование игр во внеклассной работе.
Составила: Колосовская О.В.
«Утверждены» «Утверждаю»
Предметной комиссией Зам. директора по учебной работе
протокол № __ от ______________20 г. __________Тухватуллина Е.Г.
«___» __________ 200_ г.
ВОПРОСЫ
К итоговой государственной аттестации по коррекционной педагогике, специальной педагогике и специальной психологии
Специальности 050719 Коррекционная педагогика в начальном образовании
на 2011 – 2012 учебный год
Раздел. Коррекционная педагогика.
1. Коррекционная педагогика в системе наук.
Содержание.
Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями научных знаний. Предмет, объект, задачи коррекционной педагогики. Сфера востребования в образовательном пространстве.
2. История становления коррекционной педагогики, как науки.
Содержание.
Предпосылки становления коррекционной педагогики как науки. Коррекционная педагогика, как основа помощи детей с различными нарушениями.
3. Принципы специального образования.
Содержание.
Понятие принцип. Основные принципы специального образования, как неотъемлемая часть построения коррекционно-развивающего образования лиц с особыми образовательными потребностями.
4. Формы организации специального обучения.
Содержание.
Понятие формы организации обучения, основные формы организации обучения. Классно-урочная система. Особенности организации специального обучения. Дополнительные и вспомогательные формы организации педагогического процесса.
5. Методы организации специального обучения.
Содержание.
Понятие метод. Методы обучения, методы специального образования, методы воспитания. Методы по В.П.Кащенко.
6. Требования к уроку в системе коррекционно-развивающего образования.
Содержание.
Общепедагогические требования к построению урока, учебных занятий. Охранительный режим как условие построения учебного процесса.
7. Личность педагога системы специального образования.
Содержание.
История подготовки профессиональных кадров в системе специального образования. Современное педагогическое образование. Сферы деятельности педагога-дефектолога. Профессиональные и личностные качества педагога системы специального образования.
8. Школьная дезадаптация как педагогическое явление.
Содержание.
Понятие «школьная дезадаптация». Состояние риска школьной дезадаптации. Предпосылки, факторы, механизмы развития адаптационных нарушений.
9. Социально-педагогическая запущенность детей школьного возраста.
Содержание.
Компоненты социально-педагогической запущенности. Формы социально-педагогической запущенности. Стадии социально-педагогической запущенности. Основные направления работы с педагогически запущенными детьми.
10. Отклоняющееся поведение младших школьников.
Содержание.
Причины и следствия аномального поведения. Классификация отклоняющегося поведения. Формы и уровни отклоняющегося поведения.
11. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями к школьному обучению.
Содержание.
Проблемы адаптации детей к школьному обучению. Кризис семи лет. Роль школы и семьи в профилактики дезадаптации.