Особенности методических приемов
Многие упражнения представлены в «Музыкальном букваре»[20] и могут быть использованы в работе с детьми 4—7 лет. В процессе обучения детей младших групп широко используются игровые приемы, игрушки, показ педагога.
Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми. Игровые приемы многообразны. Иногда это игра, вытекающая из содержания произведения. Разучивая русскую народную попевку «Петушок», педагог выбирает «Ваню» (который спит, пока ребята поют) и «Петушка» (по окончании песни кричит: «Ку-ка-ре-ку!» — и будит «Ваню»).
Иногда игровые приемы связаны с указаниями педагога, помогающими обучению певческим навыкам. В той же песне «Петушок» детям предлагают позвать петушка и ласково, протяжно спеть последний слог. Словесные указания почти всегда связаны с показом. Так, в песне В. Карасевой «Зима» дети часто неправильно произносят слова: «Вот зима, кругом бело, много снега намело» — вместо «бело» поют «мило». Объяснив смысл этого слова (снег белый, кругом бело), педагог поет эту фразу.
Широко используются игрушки, особенно при разучивании песен, где этому помогает литературный текст. Детям весело и интересно исполнить песенку о сидящем перед ними зайчике, мишке, петушке. Они с удовольствием машут флажками или звенят погремушками, отмечая тем самым музыкальное вступление или заключение песни.
Во всех возрастных группах необходим индивидуальный подход к детям. Следует проверять певческие возможности каждого ребенка несколько раз в году. С этой целью на занятиях используют различные приемы: каждому ребенку предлагают спеть куплет песни; один поет запев, другой — припев, все поют поочередно по одной музыкальной фразе. Для проверки берется только хорошо выученная и легкая песня. С детьми, имеющими ограниченный диапазон (2—3 звука), поющими неправильно, необходимо зани-
Стр. 96
маться индивидуально, а на занятиях помогать им, предлагая петь различные упражнения.
Методика обучения пению должна способствовать развитию у ребенка самостоятельных действий: исправить неточную интонацию в пении, своевременно начать петь после музыкального вступления, уметь исполнять песню без сопровождения.
Научить петь без сопровождения очень трудно, но крайне важно. Разучивая песни, лучше всего предлагать детям сначала петь в сопровождении фортепиано (чуть Подыгрывая мелодию), затем без него, но с помощью воспитателя и, наконец, самостоятельно исполнить песню без сопровождения.
При обучении пению детям предлагают небольшие творческие задания.. Малышей 3—4 лет можно попросить спеть свою колыбельную. Ребенок держит на коленях куклу, поет по-своему «баю-баю», а затем пляшет, подпевая «ля-ля».
Для формирования песенного творчества у детей 5—7 лет разработана специальная методика, композиторами и поэтами созданы образцы песен.[21] Например, ребенку говорят, что надо послушать эту веселую песенку, а потом придумать свою с этими же словами.
Но, разумеется, в постановке творческих заданий всегда соблюдается определенная последовательность.
На первом этапе предлагается такая импровизация: спеть свое имя. Каждый ребенок, отвечая педагогу, поет по-своему:
Предлагается также импровизировать мелодию без слов. Но чтобы ребенок привыкал петь в определенном ладу, созданы попевки, которые помогают ему в этом. Например, песня-образец «Играй, сверчок» Т. Ломовой сначала исполняется взрослым, затем проигрывается музыкальное вступление, и педагог поет без сопровождения:
[Оживленно]
Стр. 97
Ребенок поет в этой же тональности на слоги «ля-ля» свою сочиненную мелодию.
На втором этапе детям предлагают так называемые музыкальныевопросы и ответы. Им напоминают, что в разговорной речи на вопрос получают ответ, например: «Ты куда идешь?» — «Домой». Это можно сделать и в пении. Исполняя песни-образцы, обращают внимание на характер вопроса и ответа, которые звучат по-разному (например, в песнях М. Скребковой «Зайка, зайка, где бывал?», Г. Зингера «Что ты хочешь, кошечка?»).
На третьем этапе внимание детей обращается на то, что музыка может выражать различные чувства, быть то веселой то грустной. Дети понимают задание и, прослушав два контрастных образца песен («Весной» и «Осенью» Г. Зингера или «Колыбельная» В. Агафонникова и «Плясовая» Т. Ломовой), импровизируют веселую, оживленную мелодию на текст А. Шибицкой «Весенний день звенит! Встречай, скворец летит!» и находят грустные интонации в передаче контрастного настроения: «Улетают птицы вдаль, расставаться с ними жаль». Методика здесь видоизменяется: дети после фортепианного вступления должны самостоятельно сочинить (спеть) мелодию на заданный текст, после чего проигрывается музыкальное заключение песни.
Методические приемы обучения пению обусловливаются общими .воспитательными задачами, особенностями коллективного и индивидуального пения дошкольников. Педагогические приемы связаны с последовательным разучиванием песен и обучением детей певческим навыкам в различных возрастных группах. Используются самые разнообразные упражнения, развивающие слух, голос и их координацию. Формирование песенного творчества проводится в тесной связи с обучением. Комплекс всех методов и приемов обеспечивает становление певческой деятельности.