Особенности методических приемов

Многие упражнения представлены в «Музыкальном букваре»[20] и могут быть использованы в работе с детьми 4—7 лет. В процессе обучения детей младших групп широко используются игровые приемы, игрушки, показ педагога.

Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми. Игровые приемы многообразны. Иногда это игра, вытека­ющая из содержания произведения. Разучивая русскую народ­ную попевку «Петушок», педагог выбирает «Ваню» (который спит, пока ребята поют) и «Петушка» (по окончании песни кричит: «Ку-ка-ре-ку!» — и будит «Ваню»).

Иногда игровые приемы связаны с указаниями педагога, по­могающими обучению певческим навыкам. В той же песне «Пету­шок» детям предлагают позвать петушка и ласково, протяжно спеть последний слог. Словесные указания почти всегда связаны с показом. Так, в песне В. Карасевой «Зима» дети часто неправиль­но произносят слова: «Вот зима, кругом бело, много снега наме­ло» — вместо «бело» поют «мило». Объяснив смысл этого слова (снег белый, кругом бело), педагог поет эту фразу.

Широко используются игрушки, особенно при разучивании пе­сен, где этому помогает литературный текст. Детям весело и ин­тересно исполнить песенку о сидящем перед ними зайчике, миш­ке, петушке. Они с удовольствием машут флажками или звенят погремушками, отмечая тем самым музыкальное вступление или заключение песни.

Во всех возрастных группах необходим индивидуальный под­ход к детям. Следует проверять певческие возможности каждого ребенка несколько раз в году. С этой целью на занятиях исполь­зуют различные приемы: каждому ребенку предлагают спеть куп­лет песни; один поет запев, другой — припев, все поют поочередно по одной музыкальной фразе. Для проверки берется только хорошо выученная и легкая песня. С детьми, имеющими ограниченный диа­пазон (2—3 звука), поющими неправильно, необходимо зани-

Стр. 96

маться индивидуально, а на занятиях помогать им, предлагая петь различные упражнения.

Методика обучения пению должна способствовать развитию у ребенка самостоятельных действий: исправить неточную интона­цию в пении, своевременно начать петь после музыкального вступления, уметь исполнять песню без сопровождения.

Научить петь без сопровождения очень трудно, но крайне важ­но. Разучивая песни, лучше всего предлагать детям сначала петь в сопровождении фортепиано (чуть Подыгрывая мелодию), затем без него, но с помощью воспитателя и, наконец, самостоятельно ис­полнить песню без сопровождения.

При обучении пению детям предлагают небольшие творческие задания.. Малышей 3—4 лет можно попросить спеть свою колыбель­ную. Ребенок держит на коленях куклу, поет по-своему «баю-баю», а затем пляшет, подпевая «ля-ля».

Для формирования песенного творчества у детей 5—7 лет раз­работана специальная методика, композиторами и поэтами соз­даны образцы песен.[21] Например, ребенку говорят, что надо по­слушать эту веселую песенку, а потом придумать свою с этими же словами.

Но, разумеется, в постановке творческих заданий всегда со­блюдается определенная последовательность.

На первом этапе предлагается такая импровизация: спеть свое имя. Каждый ребенок, отвечая педагогу, поет по-своему:

Особенности методических приемов - student2.ru

Предлагается также импровизировать мелодию без слов. Но чтобы ребенок привыкал петь в определенном ладу, созданы попевки, которые помогают ему в этом. Например, песня-образец «Играй, сверчок» Т. Ломовой сначала исполняется взрослым, затем проигры­вается музыкальное вступление, и педагог поет без сопровожде­ния:

[Оживленно]

Особенности методических приемов - student2.ru

Стр. 97

Ребенок поет в этой же тональности на слоги «ля-ля» свою сочиненную мелодию.

На втором этапе детям предлагают так называемые музыкальныевопросы и ответы. Им напоминают, что в разговорной речи на вопрос получают ответ, например: «Ты куда идешь?» — «Домой». Это можно сделать и в пении. Исполняя песни-образцы, обращают внимание на характер вопроса и ответа, которые звучат по-разному (например, в песнях М. Скребковой «Зайка, зайка, где бывал?», Г. Зингера «Что ты хочешь, кошечка?»).

На третьем этапе внимание детей обращается на то, что музыка может выражать различные чувства, быть то веселой то грустной. Дети понимают задание и, прослушав два контрастных образца песен («Весной» и «Осенью» Г. Зингера или «Колыбель­ная» В. Агафонникова и «Плясовая» Т. Ломовой), импровизиру­ют веселую, оживленную мелодию на текст А. Шибицкой «Весен­ний день звенит! Встречай, скворец летит!» и находят грустные интонации в передаче контрастного настроения: «Улетают птицы вдаль, расставаться с ними жаль». Методика здесь видоизменяет­ся: дети после фортепианного вступления должны самостоятельно сочинить (спеть) мелодию на заданный текст, после чего проигры­вается музыкальное заключение песни.

Методические приемы обучения пению обусловливаются общими .воспитательными задачами, особенностями коллективного и индиви­дуального пения дошкольников. Педагогические приемы связаны с последовательным разучиванием песен и обучением детей певческим навыкам в различных возрастных группах. Используются самые раз­нообразные упражнения, развивающие слух, голос и их координацию. Формирование песенного творчества проводится в тесной связи с обу­чением. Комплекс всех методов и приемов обеспечивает становление певческой деятельности.

Наши рекомендации