Владение методикой организации различных форм приобщения учащихся к музыке на уроках.

А) Хоровое исполнительство:

- ясность представления целей и задач певческой деятельности учащихся с учетом их возрастных особенностей.

- целесообразность подбора музыкального материала для распевания и разучивания, его художественная ценность;

- качество вокального показа песенного репертуара;

- четкость постановки учебных задач перед учащимися и умение добиваться их выполнения;

- владение методами работы на различных этапах разучивания песни (ознакомительном, основном, заключительном) и их соответствие каждому из них;

- фиксация внимания учащихся на их собственном пении и привлечение школьников к его анализу;

- владение приемами работы над элементами вокально-хоровой техники (дыханием, звукообразованием, звуковедением, строем, ансамблем, дикцией), художественно-выразительным исполнением;

- целесообразность замечаний и методов, используемых для исправления недостатков хорового звучания;

- умение приучать школьников петь по руке дирижера, упреждать жестом возможные неточности и трудности исполнения, управлять темпом, агогикой (замедления, ускорения), динамикой, фразировкой, штрихами и т.д.;

- умение диагностировать уровни музыкально-певческого развития учащихся, анализировать и оценивать результативность хормейстерской работы.

Б) Восприятие музыки:

- создание на уроке обстановки заинтересованности, активности при восприятии и осмыслении детьми музыки;

- создание слушательской установки (организация слухового внимания, настройка на восприятие конкретного произведения);

- самостоятельность исполнения произведения;

- умение самому проникнуться звучанием прослушиваемого произведения, чутко реагировать на музыку (изменение ее характера, темпа и т.п.),

- способность вовлекать учащихся в эмоциональное переживание музыки, передавать им свой опыт (образец) восприятия и эмоционального отношения к музыке;

- степень соответствия личностных реакций учителя образному строю воспринимаемой и исполняемой музыки, целям и задачам урока;

- содержательность и логичность беседы о композиторе, произведении;

- грамотность и интерпретации музыкальных образов произведения, характеристике средств музыкальной выразительности;

- активизация музыкального мышления учащихся, побуждение их к проявлению собственной инициативы в раскрытии содержания, характера, художественного образа произведения;

- направленность деятельности на обучение умениям:

а) при слушании произведения сосредоточить внимание на своих мыслях и ощущениях в полной тишине;

б) вслушиваться в музыку, наблюдать за ней, мысленно интонировать, следить за развитием, осознавать ее интонационную выразительность;

в) обращать внимание на характерное в произведении, ощущать и понимать процесс развития музыкальной мысли с учетом всех элементов выразительности;

г) охватывать форму произведения, обращая внимание на соотношение целого и частей, кульминаций и цезур, темповых и динамических контрастов;

д) фиксировать внимание на отдельных элементах музыкальной ткани, выделяя при этом каждый раз новые художественные задачи (мелодия аккомпанемент, фактура, гармония, тембр, темп, лад и т.д.);

е) сопереживать, слушая музыку (мимика, жест, взгляд, пантомима и т.д.);

- умение обобщать и подытоживать работу по восприятию музыки;

- манера общения в поиске эстетических оценок и обобщений при слушании музыки (доверительность, неподдельная заинтересованность, искренность).

3. Исполнительская культура учителя:

А) Концертмейстерская деятельность:

- умение грамотно и качественно исполнять музыку; владение спецификой исполнения музыкальных произведений именно для детей:

а) играть ярко, образно, доходчиво, поддерживая постоянный визуальный контакт с классом;

б) исполнять отдельные отрывки, фрагменты из опер, балетов, симфонических произведений;

в) фиксировать внимание детей на наиболее выразительных и значительных моментах сочинения;

- аккомпанировать сольному и хоровому пению;

- владеть различными видами аккомпанемента (рабочий, поддерживающий, самостоятельный, авторский);

- уметь в процессе аккомпанирования создавать и передавать целостный музыкальный образ;

- транспонировать, читать с листа, подбирать по слуху мелодию и сопровождение к песне непосредственно на уроке.

Б) Вокальный показ:

- знание музыкального и поэтического текстов;

- чистота интонирования;

- выразительность, эмоциональность и артистичность исполнения.

В) Дирижерско-хоровая техника:

- владение выразительным дирижерским жестом;

- четкость дирижерской техники;

- степень соответствия дирижерского жеста характеру произведения;

- умение управлять исполнительской деятельностью учащихся с помощью дирижерской техники, упреждающих жестов, видеть и слышать весь коллектив и каждого певца в отдельности, создавать эмоциональный настрой хора.

Г) Музыкально-теоретическая грамотность:

- владение музыковедческими знаниями, понятиями, терминологией;

- ориентация в признаках и специфических проявлениях различных композиторских школ и направлений (знание наиболее выдающихся произведений, созданных в разные эпохи; умение охарактеризовать их стиль, форму, средства музыкальной выразительности);

- умение через раскрытие содержания музыкального произведения развивать музыкальную грамотность учащихся;

- умение рассказывать, беседовать о музыке разносторонне, грамотно, интересно, образно, дополняя рассказ соответствующей иллюстрацией музыкальных произведений.

4. Личностные качества учителя: музыкально-эстетическая культура, эрудиция, увлеченность, творческая активность, инициативность, культура речи, эмоциональность, артистизм, волевые качества характера, наличие контакта с детьми, манера общения с учащимися.

5. Обратная связь: дисциплина на уроке, степень активности и отзывчивости учащихся на слова и действия учителя, уровень музыкального развития учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Схема структуры урока музыки и конспект урока

1. Класс; тема четверти, раздела; № урока.

2. Тема урока.

3. Цель, задачи: воспитательная, развивающая, обучающая.

4. Музыкальные принципы, методы на которых организуется воспитательный, учебно-творческий процесс.

5. Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные согласно поставленным задачам на данном уроке, через личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

6. Музыкальный материал (правильно оформленный).

7. Оборудование (все используемые на уроке технические средства, дидактические материалы, наглядности, литература и т.д.).

8. Ход урока как урока искусства (развернутый конспект урока).

Наши рекомендации