Основные направления физического обучения и воспитания
Функции физической культуры проявляются в целенаправленном педагогическом процессе и выступают одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающих биологический потенциал жизнедеятельности обучаемых. Физическое состояние последних зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит здоровому образу жизни, к основным компонентам которого относятся: повседневная профессиональная деятельность и учеба, систематические занятия физическими упражнениями и правильная организация отдыха.
Физическая культура способствует формированию привычки здорового образа жизни слушателей. Вместе с тем пока не удается эффективно решить эту социально-педагогическую задачу. Анализ учебных занятий и спортивной работы показывает, что активно занимаются физическими упражнениями лишь 80% обучаемых; около 15% - периодически; 5% имеют освобождение врача от занятий, и их переводят в группу лечебной физкультуры. Поэтому многие из них не получают должной нормы двигательной активности. Хронически недополученные организмом биологически необходимые физические нагрузки приводят к ухудшению здоровья. Причинами такого положения могут быть:
- недооценка значения физической культуры;
- слабая материально-техническая база;
- недостаточное финансирование, отсутствие необходимо
го спортивного инвентаря, одежды и обуви.
Многие слушатели расточительно относятся к своему здоровью, пренебрегают физическими упражнениями. Поэтому одна из задач преподавателей кафедры - ориентировать обучаемых на формирование у них мотивации грамотного отношения к укреплению здоровья, воспитанию морально-волевых качеств, применению полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической готовности.
В программах по физической культуре должны учитываться особенности каждой специальности. В них отражаются цель и задачи обучения, количество часов, отводимых на каждый раздел физической культуры, способы проверки и оценки физической подготовленности слушателей и курсантов, формы помощи и контроля[1].
Преподавание - это совместный труд педагога и обучаемого. Это равноправное, а не авторитарное сотрудничество. Педагогический процесс нельзя строить только на принуждении, строгой регламентации, натаскивании при выполнении учебных нормативов.
Преподаватель физической культуры и спорта - это высокообразованный специалист. Однако и ему надо совершенствоваться, повышать методическое мастерство. В работе ему помогают способность сопереживать, знание особенностей возрастного и полового развития слушателей, духовных запросов, понимание мотивов их поведения. С ними он должен сотрудничать, стимулируя их инициативу и творчество.
В обучении и воспитании слушателей применяется комплекс мер, средств, методов и форм физической культуры, направленных на физическое совершенствование, всестороннее развитие, соответствующее современному уровню общественного прогресса. Процесс обучения предполагает:
- овладение основами личной физической активности;
- приобретение знаний, умений и навыков физической культуры;
- развитие координационных способностей;
- выработка потребности самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
К этому следует добавить и формирование таких качеств, как гуманизм, радость общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности, развитие волевых, нравственных и умственных качеств.
Чтобы слушатели эффективно осваивали физические упражнения, преподаватели в своей практике используют:
- оптимизацию и интенсификацию обучения на основе
применения современных психолого-педагогических и психолого-физиологических технологий;
- деятельностный подход к формированию гармонично развитой личности в интересах ее профессиональной деятельности.
Под оптимизацией и интенсификацией педагогического процесса следует понимать:
- повышение целенаправленности обучения и усиление мотивации к занятиям по физической культуре и спорту на начальных курсах;
- применение активных и творческих методов и форм обучения;
- широкое использование компьютеров и других новых технических средств.
Суть деятельностного подхода педагога заключается в том. Что он ориентирует слушателя на усвоение не только готовых знаний и умений, но и на овладение новыми способами физкультурно-оздоровительной деятельности. Это означает отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, переход к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных формах физической культуры.
Таким образом, требования, предъявляемые к системе образования РФ направлены на формирование гармонично развитой личности, в том числе средствами и методами физической культуры и спорта. Практика свидетельствует, что в ВУЗе имеются все возможности, чтобы подготовить физически крепких специалистов, обладающих высокими морально-волевыми, нравственно-духовными и психологическими качествами. Слушатели способны овладеть навыками и умениями в области физической культуры и спорта, чтобы впоследствии результативно применять их в профессиональной деятельности.