Базовые категории педагогики как основа построения методик изучения предметов в начальной школе.
«Педагогика» зародилась в Др. Греции и обозн-ет «детовождение», «деторождение». П.- совокупность З. и У. по обуч-ию и восп-ию чел-ка. Педагоги ищут эффективные способы передачи накопленного опыта и оптим-ой подготовки подрастающего поколения к жизни и деят-ти. Потребн-ть передавать опыт от поколения к поколению, наряду с др. потребн-ми чел-ка,возникла на самом раннем этапе возникновения общ-ва. Поэтому практика восп-ия первоначально опред-лась как передача жизн-го опыта чел-ка от старшего поколения к младшему. Восп-ие было таким же обществ-ым явлением, как и любая деят-ть чел-ка: охота, собирательство, изгот-ние орудий труда. Чел-к рос как Л-ть, усложнялся его соц-ый опыт, и вместе с тем усложнялись процесс и цели восп-ия. П. обрела статус науки благодаря трудам выдающегося чешского педагога Я.А.Коменского. Он изложил свои осн-ые идеи в труде «Великая дидактика». П. -это наука, любая наука имеет свой предмет. Предметом П. как науки явл. педагогич-ий процесс. Т.е. процесс обуч-ия и восп-ия человека как особая ф-ция общ-ва, реализуемая в условиях тех или иных педагогич-их систем. П. как наука представляет собой совокупность знаний, к-рые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования пед.процесса, а также поиска эффектив. пед.систем для развития и подготовки чел-ка к жизни в общ-ве. Следующая необх.часть- законы и закономерности. Были открыты законы: Выготский-«Обуч-ие ведет за собой разв-ие»,т.е разв-ие чел-ка зависит от того, как его обучают. Выготский выделил: зона актуального разв-ия- то, что уч-к м. сделать самот-но без помощи учителя; зона ближайшего разв-ия- то, с чем реб-к сегодня м. справиться с пом. учителя. Макаренко - «Параллельное действие» - педагог оказ.влияние на колл-в(влияет на каждого реб.и наоборот). Итак, П.-это наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизнедеят-ти. П.-наука о суждениях, закономерностях, принципах, методах восп-ия и обуч-ия. П. изуч. человеч.культуру - культурологию. Отрасли П: дидактика, теория воспитания, история педагогики, педагогич.проектирование, частные методики. П. как наука сама обладает определен. категориями и признаки науки (законы, предмет, методы исслед-ия).
Категория- это общие. фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность и типичные формы.
Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогические взаимодействия, педагогический процесс.
Развитие- процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.
Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения к младшему.
Образование– процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.
Обучение - целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
Педагогическое взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние. и его активное восприятие и усвоение учащимися.
категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность» в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование». Самосовершенствование – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развитие профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др. таким образом, педагогический процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности а ее развитии и саморазвитии.