Указания к выполнению портфолио
ШКАЛА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОЦЕНКИ
Баллы по 100-балльной шкале | Баллы по 5-балльной шкале | оценка |
86 - 100 | Отлично | |
76 - 85 | Хорошо | |
66 - 75 | Удовлетворительно | |
0 -65 | Неудовлетворительно |
Тематический план курса:
«История образования и педагогической мысли»
для студентов III курса Дневного Отделения
Содержание лекционных занятий – 18 часов
1. Воспитание в первобытном обществе. | 6. Воспитание и образование на Руси в IX-XVII вв. |
2. Роль воспитания в истории мировой цивилизации. Восточная цивилизация и образование. | 7 Образовательная политика Российского государства в XVIII веке. |
3. Педагогические традиции Западной цивилизации в Античную эпоху. | 8. Воспитание и образование в России XIX века. Педагогические течения в России в начале ХХ века. |
4. Развитие образования в эпоху средневековья. | 9. Советская школа как историко-педагогический феномен. Исторические истоки модернизации современного образования в России. |
5. Генезис систем образования в Новое время (XVIII-XIX вв.). Эволюция зарубежных образовательных систем в конце XIX – начале ХХ вв. |
Содержание практических работ – 16 часов
№ | Дата | Акмеография педагогических достижений |
Установочное занятие. | ||
Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. | ||
И.Ф. Гербарт, А.В. Дистервег, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер. | ||
М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович. | ||
Н.П. Огарев, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой. | ||
А.Г. Неболсин, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев. | ||
В.Н. Сорока-Росинский, А.К. Гастев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. | ||
Презентация портфолио |
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Целями проведения семинарских занятий являются: осмысление историко-педагогического наследия (зарубежного и отечественного опыта), составление акмеографии педагогов прошлого, развитие умений самопрезентации, самоопределения по отношению к проблемам образования и воспитания.
В рамках семинарских занятий студентам могут быть предложены для выполнения (составления):
1. Подготовка докладов по теме семинарского занятия;
2. Составление схем-коллажей по подготовленным материалам (заданным темам);
3. Составление вопросов для викторин (с дальнейшим проведением викторины);
4. Составление «граф-схем» или таблиц различного вида;
5. Отгадывание кроссвордов;
6. Формулировка «толстых и тонких вопросов»;
7. Составление синквейнов и др.
Работа студентов на семинарском занятии может быть организована как индивидуально, так и в группе (по 2-5 человека).
Подготовка студентов к семинарским занятиям осуществляется самостоятельно, с привлечением разнообразных источников информации. В процессе подготовки студенты могут пользоваться консультациями преподавателя.
Подготовка доклада
При подготовке доклада по темам семинарских занятий можно предложить следующую логику:
1. Краткая характеристика эпохи.
2. Краткая биография педагога.
3. Характеристика педагогических взглядов педагога.
4. Акмеологические аспекты в деятельности и взглядах педагога.
5. Актуальность взглядов педагога.
При подготовке доклада рекомендуется подготовить наглядные иллюстративные материалы (рисунки, презентации и т.д.). Время доклада следует ограничить (10 минут).
Составление схем-коллажей:
Коллаж – это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием, проблемой, событием и т.д.
Существуют различные типы коллажей: 1) «солнечная система», где в центре находится «ядро» с ключевыми понятиями, событиями, проблемами, от которого отходят «лучи» с дополнительной информацией; 2) «слепое пятно», где часть информации дана, а часть – нет. Варианты коллажей могут быть и другие.
Задача студентов, изучив текст (главу книги) по заданной теме – составить коллаж. Целесообразно выполнять коллаж на больших листах бумаги (например формат А1). Далее студенты презентуют коллаж перед аудиторией и отвечают на возникшие вопросы.
В схеме-коллаже целесообразно отразить следующие моменты:
1. Педагогические взгляды педагога и их оценка (положительное и отрицательное, связь с современностью, причины успешности);
2. Интересные идеи в педагога (лично для студента).
Составление «граф-схем» или таблиц:
Можно предложить для выполнения несколько вариантов «граф-схем» или таблиц:
«Карта истории» - схематичное описание определенных событий с их характеристикой:
«Последовательность» - схематичное последовательное описание событий, фактов.
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
Кто? | Где? | Когда? | Что? | Почему? |
Или:
Эпоха | Педагог | Значимые работы | Основные педагогические идеи | Мои комментарии |
Или:
Кто? | Чем знаменит?/Что сделал? | Когда? Почему? | Последствия | Мои комментарии |
Составление Синквейна
Синквейн – это стихотворение, представляющие собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Это стихотворение состоит из пяти строк:
1. В первой строке заявляется тема.
2. Во второй строке происходит описание (темы) (два прилагательных или причастия).
3. В третьей строке характеризуются действия, отражающие тему (три глагола).
4. В четвертой строке формулируются фраза из четырех слов, отражающая отношение автора к теме.
5. В пятой строке – ассоциация или синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
Оценка выполненных заданий осуществляется по следующим показателям в рамках рейтинговой системы (до 15 баллов):
1. Оригинальность, творческий подход к оформлению, презентации подготовленных заданий;
2. Степень теоретического раскрытия вопроса;
3. Оценочные суждения студента, выделение связи с современностью, актуальность;
4. Логичность выступления, литературная речь;
5. Ответы на дополнительные вопросы.
В журнале учета успеваемости студентов выставляется балл за работу на занятии (от 0 до 15 баллов в зависимости от качества выполненных заданий). Суммарная максимальная сумма баллов в рамках семинарских занятий – 25 баллов.
В процессе подготовки к семинарским занятиям студент может пользоваться консультациями преподавателя, материалами сайта кафедры. Наличие конспекта лекций на семинарском занятии ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Критерии оценки работы на занятии:
Виды работ | Баллы | Критерии оценки |
Работа на занятии | «0» | полное незнание рассматриваемого вопроса, неспособность сформулировать и обосновать собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу, неспособность ответить на дополнительные вопросы, грубые ошибки в изложении материала. |
«5» | частичное раскрытие вопроса, неспособность высказать свое собственное мнение по рассматриваемому вопросу, неспособность ответить на дополнительные вопросы, незнание рассматриваемого вопроса. | |
«10» | затруднение высказать свою собственную точку зрения, неполное раскрытие вопроса, затруднения (ошибки) в ответах на дополнительные вопросы, неполное знание рассматриваемого вопроса, литературная речь. | |
«15» | последовательное и полное изложение рассматриваемого вопроса, аргументированная интерпретация педагогических фактов, явлений, определение собственной точки зрения по рассматриваемому вопросу, полные (обоснованные) ответы на дополнительные вопросы, полное знание рассматриваемого вопроса, литературная речь. |
Указания к выполнению портфолио
«Портфолио» (в широком смысле) – это способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений студентов в определенный период обучения.
«Портфолио» («портфель») – выполняющий роль индивидуальной накопительной оценки в рамках курса (дисциплины), блока и (или) блоков дисциплин совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений студента.
Портфолио представляет собой своеобразную «зачётную книжку» студента, в которой содержится информация об индивидуальной учебной активности студента и его достижениях за определённый срок обучения.
Сущность портфолио заключается в организации накопления, отбора, анализа, продуктов учебно-познавательной деятельности студентов, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (литература, Интернет, преподаватели и т.д.).
Целями заполнения портфолио являются: развитие умений работать с различными информационными источниками, отбирать и анализировать их; формирование умений планирования учебно-познавательной деятельности; развитие умений рефлексивной деятельности; развитие способности студентов к ценностно-смысловому самоопределению по отношению к интересующим их проблемам историко-педагогического знания.
Предлагаемый вид портфолио относится к тематическому портфолио (в зависимости от содержания) или портфолио-отчету (в зависимости от целевого назначения).
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПОРТФОЛИО МОЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОДНИМ ИЗ СПОСОБОВ: ПЕЧАТНЫЙ И ЭЛЕКТРОННЫЙ!
ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ:
Портфолио заполняется студентом САМОСТОЯТЕЛЬНО. Портфолио выполняется в отдельной папке с титульным листом и содержанием (см. приложение 1). Целесообразно портфолио представлять на проверку на почту: [email protected] При этом ВАЖНО в теме письма указать: ВУЗ, Ф.И.О. студента, курс и номер группы, портфолио (шрифт: Times New Roman; кегель: 12; интервал: 1,5; поля: верхнее – 20, нижнее – 20, правое – 10, левое – 30мм; форматирование по ширине.).
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО:
ТАКЖЕ ПОРТФОЛИО МОЖЕТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНО В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ (САЙТ) СРЕДСТВАМИ (СЕРВИСОМ) https://www.google.com
Предлагаемое для выполнения портфолио состоит из 7 разделов.
Структура (рубрики) портфолио(см. приложение 2):
Разделы (рубрики) портфолио:
1. «Портрет автора портфолио»;
2. «Портрет педагога»;
3. «Письменные работы»;
4. «Сравнительная таблица»;
5. «Информация к размышлению»;
6. «Стена гласности»;
7. «Мои достижения».
Портфолио также должен содержать список литературы, который не оценивается.
В разделе «Портрет автора портфолио» автор портфолио имеет возможность представить себя любым доступным для этого способом – эссе, сочинение, фотографии, рисунки и т.д. Общий объем раздела может составлять 1–2 страницы.
В разделе «Портрет педагога» студент представляет СТРУКТУРИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ педагогической деятельности и взглядов одного из педагогов (на выбор), при этом используя различные источники (статьи, монографии, учебные пособия, Интернет-ресурсы и т.д.). При характеристике педагогических взглядов педагога, необходимо формулировать свои собственные оценочные взгляды. Общий объем раздела может составлять до 20 страниц.
В разделе следует отразить:
Ø краткую характеристику эпохи;
Ø биографию педагога;
Ø педагогические взгляды:
- цели обучения и воспитания;
- содержание, методы, средства, формы обучения и воспитания;
- принципы, правила, логика обучения и воспитания;
- требования к учителю и ученику и т.д.;
Ø СТРУКТУРИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ одного (одной) педагогического труда (работы) педагога (на выбор):
- основные положения (идеи) работы;
- личное отношение, положительное и отрицательное относительно каждой, выделенной идеи;
Ø причины успешности взглядов педагога и т.д.
ВНИМАНИЕ! В тексте раздела в обязательном порядке необходимы ссылки на источник информации. Например, [5, с. 22 – 40]. Список использованных источников информации должен включать расширенные библиографические ссылки на использованные источники информации. Все библиографические ссылки должны быть выполнены в соответствии с ГОСТами – «7.1-2003 – Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила оформления» и «7.82-2001 – Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов»
В разделе «Письменные работы» студент представляет письменные работы, выполненные по данному курсу:
1. Два теста. Один тест по истории зарубежной педагогики, а другой по истории отечественной педагогики. Каждый тест должен включать по двадцать вопросов.
Разработка тестов:
В каждом тесте должны быть определены правила тестирования и критерии оценивания, обозначенные в инструкции. В каждом тесте должны быть задания различного типа:
Ø Задания с одним правильным вариантом ответа;
Пример:
1. Автором работы «Великая дидактика» является …
· Я.А.Коменский.
· Дж. Локк.
· А. Дистервег.
· И.Ф. Гербарт.
· А. Лай.
Ø Задания с несколькими правильными вариантами ответов;
Пример:
1. К элементам (этапам) урока в теории И.Ф. Гербарта относят …
· Ясность.
· Ассоциация.
· Система.
· Метод.
· Классификация.
Ø Задания на установления соответствия;
Пример:
1. Установите соответствие между названием работы и ее автором-педагогом.
А. Я.А.Коменский Б. Дж. Локк В. Дж. Дьюи Г. Ж.Ж.Руссо Д. И.Г. Песталоцци | 1. «Мысли о воспитании» 2. «Мир чувственных вещей в картинках» 3. «Эмиль или О воспитании» 4. «Трудовая школа» 5. «Проект народной политехнической школы» 6. «Лингард и Гертруда» 7. «Школа и общество» |
Ø Задания на установления последовательности;
Пример:
1. Установите последовательность этапов урока в теории И.Ф. Гербарта.
А. Ясность Б. Ассоциация В. Система. Г. Метод | 1. _________________________________ 2._________________________________ 3._________________________________ 4._________________________________ |
Ø Задания открытого типа.
Пример:
1. Ведущим методом обучения (воспитания) в теории элементарного образования И.Г.Песталоцци выступает …
2. Кроссворды выполняются по желанию (1-2 страницы).
3. Педагогическое эссе (темы см. Приложение 4).
4. Опорный конспект (см. Приложение 5).
В разделе «Сравнительная таблица» представляется таблица сравнения педагогических взглядов не менее трех педагогов на выбор. Общий объем раздела может составить до 2-3 страниц.
Пример таблицы:
Педагоги Критерий сравнения | ||||
ВНИМАНИЕ! В тексте раздела в обязательном порядке необходимы ссылки на источник информации. Например, [5, с. 22 – 40]. Список использованных источников информации должен включать расширенные библиографические ссылки на использованные источники информации. Все библиографические ссылки должны быть выполнены в соответствии с ГОСТами – «7.1-2003 – Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила оформления» и «7.82-2001 – Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов»
В разделе «Информация к размышлению» студент представляет цитаты педагогов, интересные идеи педагогов и т.д. Общий объем раздела может составлять 1,5-3 страницы. Данный раздел целесообразно представлять в виде таблицы.
ВНИМАНИЕ! В тексте раздела в обязательном порядке необходимы ссылки на источник информации. Например, [5, с. 22 – 40]. Список использованных источников информации должен включать расширенные библиографические ссылки на использованные источники информации. Все библиографические ссылки должны быть выполнены в соответствии с ГОСТами – «7.1-2003 – Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила оформления» и «7.82-2001 – Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов»
Пример таблицы
Цитата | Комментарии. Почему эта цитата привлекла внимание? |
1. | |
2. | |
3. | |
N. |
В разделе«Стена гласности» студент может сформулировать свои пожелания, замечания, предложения преподавателю по организации занятий, отбору материала,способу оценки и т.д. Общий объем раздела может составить до 1 – 1,5 страниц.
В разделе «Мои достижения» студент проводит анализ того, что он узнал нового, чему научился, что хотел бы изучить дополнительно, что оказалось полезным, что удивило, что вызвало «негатив» и т.д. Данный раздел целесообразно представлять в виде таблицы. Общий объем раздела должен составлять 1- 3 страницы.
Последний срок сдачи портфолио – предпоследнее практическое занятие по курсу в каждой подгруппе.
ВНИМАНИЕ!!! НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ СДАЧА ПОРТФОЛИО ПРИВЕДЕТ К СНИЖЕНИЮ БАЛЛОВ оценки портфолио.
В качестве критериев оценкибыли выбраны следующие показатели:
Ø оригинальность, творческий подход к оформлению;
Ø наличие обоснованных, доказательных и самостоятельных суждений, выводов автора портфолио, наличие всех обязательных разделов портфолио;
Ø структурированное представление теоретических материалов, владение теоретической и библиографической базой по рассматриваемым вопросам;
Ø оформление портфолио.
В качестве механизма оценивания была выбрана рейтинговая система (100×0,25=25), в рамках которой преподавателю предлагается оценить качество выполнения разделов портфолио (см. приложение 3).
Приложение 1