При проверке ученики описывают операции, изобра-
жённые на рисунках (я дополнил 7 до десяти, получил 4 де-
Сятка и еще добавил 4 единицы). Возможно, что некоторые
дети смогут описать приём сложения в общем виде: допол-
ним двузначное число до «круглого» и прибавим оставши-
Еся единицы. Не рекомендуем учителю самому делать это
Обобщение, если никто из детей его не предложит. Лучше
открыть учебник и обсудить фронтально задание 195.
В процессе его выполнения учащиеся не только повторя-
Ют табличные случаи сложения однозначных чисел в преде-
Лах 20 и разрядный состав двузначного числа, но и тот вычис-
лительный приём, которым они пользовались при сложении
Однозначных чисел с переходом в другой разряд.
Методические рекомендации к урокам. II четверть
Аналогичный приём будет использован при сложении
Двузначных и однозначных чисел с переходом в другой
Разряд.
Разбивая выражения на группы, один ученик ориентиру-
Ется на внешний признак (количество слагаемых в выраже-
нии) и относят к первой группе 1?й, 2?й столбцы; а ко вто-
рой – 3?й, 4?й столбцы.
Те, кто хорошо усвоил таблицу, быстро вычисляют ре-
Зультат. Получая в ответах первого столбца числа 11 и 12,
Проверяют результаты в других суммах и предлагают раз-
бить выражения на группы по их значению: в одну группу _
Выражения, значения которых равны 11, а в другую _ 12.
Затем дети анализируют пары выражений в задании 197.
Предложенные варианты ответов на вопрос задания 197 а)
Обсуждаются фронтально. Важно, чтобы учащиеся обрати-
Ли внимание на то, что сумма второго и третьего слагаемых
В первом выражении равна второму слагаемому во втором
Выражении. Не торопите детей, пусть они внимательно рас-
Смотрят выражения в каждой паре и сравнят их.
Рекомендуем учителю воспользоваться только наводящи-
ми вопросами:
_ Что вы заметили в каждой паре выражений? (Первые
слагаемые одинаковые … и т.д.)
_ Рассмотрите пару 1), какие числа прибавляются к 29
в первом выражении? (1 и 6).
_ Во втором выражении? (7).
Такие же вопросы учитель задаёт по отношению к каждой
паре выражений. На доске можно выполнить записи:
И т. д.
7 9 8
В результате проделанной работы дети смогут выполнить
задание 197 б).
Внимание! В учебнике математики 2008 г. опечатка:
В задании 197 вместо в) должно быть б).
Ответ на вопрос задания 198 а) обсуждается фронтально.
(Сначала по отношению к первому столбцу _ сумма первого
и второго слагаемого равна «круглому» числу … Если найти
Значение суммы первого и второго слагаемого, то получим
«круглое» число и т. д.)
Методические рекомендации к урокам. II четверть
Значения всех выражений вычисляются устно. Затем
фронтально обсуждается задание 198 в). Например, для вы-
Числения значения выражения 58 _ 5 можно воспользовать-
ся выражением 58 _ 2 _ 3. В нём к 58 прибавляется сначала
Затем 3, всего прибавляется 5. Полезно выяснить, почему
Ученики воспользовались выражением 58 _ 2 _ 7 (потому
Что к 58 прибавляется 2 и 7 или 9). Затем второклассники
Самостоятельно записывают в тетрадях пары выражений и
находят их значения:
И т. д.
34 _ 6 _ 2 _ 42 45 _ 5 _ 2 _ 52
Учитель подводит итог: – При сложении двузначных и
Однозначных чисел мы представили второе слагаемое в виде
Суммы так, чтобы одно из слагаемых при сложении с первым
дополняло его до «круглого» числа, а затем прибавили остав-
Шееся единицы второго слагаемого.
– А может быть, будем использовать другой приём? На-
Пример, педагог пишет на доске выражение 68 _ 7 (учебники
Закрыты). Детям предоставляется возможность предложить
другие приёмы для вычисления значения конкретного выра-
Жения (68 _ 7). Затем открывается учебник и читается диа-
Лог Миши и Маши.
В тетрадях и на доске выполняются записи:
75 _ 7 84 _ 9 63 _ 8
75 _ 5 _ 2 _ 82 84 _ 6 _ 3 _ 93 63 _ 7 _ 1 _ 71
70 _ (5 _ 7) _ 82 80 _ (4 _ 9) _ 93 60 _ (3 _ 8) _ 71
На дом: задания 199 б) – 2, 3 столбцы; 512.
УРОК 14. (Задания 200_204)
Цель. Формировать умение складывать двузначные и од-
Нозначные числа с переходом в другой разряд и умение
Решать задачи.
После проверки домашнего задания учитель организует кол-
лективную работу с заданием 200. Он выписывает на доску
выражения:
27 _ 7
38 _ 5
43 _ 9
Методические рекомендации к урокам. II четверть