Нетрадиционные педагогические технологии дополнительного образования детей.
Основная литература
1.Кожухова М.Ю. Формирование исследовательских умений старшеклассников в научном обществе учащихся. – Оренбург, 2004 – 39с. (10 –26)
2. Токтар М.Р. Квест-проект. – Воронеж: Школа профессионального образования , 2003.
3. Современные образовательные технологии /ред. Н.В. Бордовской. – М, 2011.
Дополнительная литература
1.Тамберг Ю.Г. Концепция ТРИЗ-технологии. – В. Новгород, 2006 ( [email protected] )
2.Брусницына Г.Г. Система организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр «Одаренность и технологии» (Центр «Одаренность и технологии») (http://ito.edu.ru/2005/Moscow/I/2/I-2-5085.html )
Учебно-исследовательские задания
1. Назовите, современные педагогические технологии, применяемые в практике дополнительного образования.
2. Кратко охарактеризуйте модели воспитательные технологии.
3. Кратко охарактеризуйте технологии рационально-образовательные технологии.
4. Раскройте:
¾ Понятие, признаки и назначение КТД.
¾ Черты технологии творчества.
¾ Возрастные этапы технологии творчества.
¾ Технологическая цепочка групповой творческой воспитательной деятельности.
¾ Принципы технологии коллективной творческой деятельности.
¾ Формы КТД.
¾ Алгоритм КТД.
¾ Модель коллективного творческого дела.
5. Какие другие виды педагогических технологий, кроме обучения в сотрудничестве, можно отнести к гуманистическому направлению в педагогике? Каких представителей гуманистического направления в педагогике Вы помните?
6. Какое обучение можно считать личностно-ориентированным? На какие свойства личности такое обучение должно ориентироваться?
7. Что понимается в дидактике под дифференцированным обучением? Что такое «внутренняя» и «внешняя» дифференциация?
8. Какие виды дифференциации вы знаете? Какие виды дифференциации лежат в основе разноуровневого обучения?
9. Что понимается под разноуровневым обучением?
10. Какая подготовительная работа требуется при организации разноуровневого обучения в УДОД?
11. Каким образом организуется разноуровневое обучение в УДОД?
12. Приведите примеры нетрадиционных технологий в УДОД.
Занятие 13. Тема «Мониторинг качества образовательных услуг как элемент формирования системы менеджмента качества в учреждении дополнительного образования детей» (2 час.)
Вопросы для обсуждения:
1. Качество образовательных услуг.
2. Педагогический мониторинг: понятие, виды, функции, структура.
3. Стандартизация дополнительного образования детей.
4. Процедура мониторинга качества образования УДОД.
Дополнительная литература
1. Горский В.А. Мониторинг социального заказа на образовательные услуги системы дополнительного образования туристского профиля // Дополнительное образование. – 2005. – № 2.
2. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения // Стандарты и мониторинг в обучении. – 2000. – № 3.
3. Гущина Т.Н. Технология педагогической оценки в системе мониторинга дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2003. – № 1.
4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Учебно-исследовательские задания
1. Проанализируйте и законспектируйте предложенную литературу.
2. Подготовьте презентацию.
3. Подберите диагностические задания для осуществления мониторинга качества образовательных услуг УДОД.
Занятия 14-15. Тема «Формирование культуры досуговой деятельности детей» (4 час.)
Вопросы для обсуждения:
1. История становления и развития досуга в России.
2. Концептуальный анализ представлений о культуре личности в истории философской и социологической мысли.
3. Детство как феномен «культурного развития ребенка».
4. Свободное время и досуг, их структура и значение в воспитании детей.
5. Характеристики и основные аспекты культуры досуга в семье.
6. Культурно-досуговая деятельность и творчество школьников.
Дополнительная литература
1. Бочарова Н.И., Тихонов О.Г. Организация досуга детей в семье. – М.: Академия, 2001.
2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие. – М: ВЛАДОС, 2001.
3. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта, 2008.
4. Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. Монография. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004.
5. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Аспект Пресс, 2009.
6. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: МГУКИ, 1999.
Учебно-исследовательские задания
1. Проанализируйте и законспектируйте предложенную литературу.
2. Представьте презентацию монографии Зацепиной М.Б.
3. Охарактеризуйте педагогику досуга.
Занятия 14-15. Тема «Научные исследования по проблемам дополнительного образования» (4 час.)
Вопросы для обсуждения:
1. Значение научных исследований в области дополнительного образования.
2. Логика научного исследования в педагогике.
3. Основные направления научных исследований в области дополнительного образования.
4. Выполнение научно-педагогического исследования.
5. Локальное практико-ориентированное исследование по проблемам дополнительного образования.
Учебно-исследовательские задания
1. Выделите и обсудите возможное «проблемное поле» развития системы дополнительного образования разных уровней (федерация, регион, образовательное учреждение).
2. Познакомьтесь с результатами научных исследований разных уровней и обсудите их научную и практическую значимость для развития дополнительного образования, для деятельности учреждения, в котором Вы работаете, для педагогов-практиков.
3. Выберите одну из проблем развития дополнительного образования, сформулируйте тему исследования и защитите ее актуальность.
4. Прочитайте и проанализируйте 1-2 статьи в периодической литературе, в которых освещаются результаты локальных практико-ориентированных исследований. Подготовьте презентацию.
Кандидатские диссертации.
1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. – М., 1998.
2. Бережная И.Ф. Формирование социальных ориентаций подростков в детском загородном лагере. – Воронеж, 1998.
3. Бессонова О.К. Формирование информационной культуры подростка в учреждении дополнительного образования детей. – Оренбург, 2009.
4. Богданов А.В. Воспитание гражданской активности подростка в учреждении дополнительного образования детей. – Оренбург, 2009.
5. Брусницына А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход. – М., 2008.
6. Дайлидене В.С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей. – Оренбург, 2004.
7. Золотарева А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей. – Ярославль, 1998.
8. Катунова М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей. – СПб, 1998.
9. Качалина С.С. Взаимосвязь деятельности и общения в детском общественном объединении. – СПб, 1996.
10. Кащенко О.О. Формирование толерантности подростков в учреждении дополнительного образования. – Магнитогорск, 2004.
11. Кельбас Р.В. Деятельностный подход в формировании культурно-экологических стремлений школьников в дополнительном образовании. – Екатеринбург, 2007.
12. Кульчицкая И.Ю. Формирование педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования. – Ставрополь, 2005.