Нетрадиционные педагогические технологии дополнительного образования детей.

Основная литература

1.Кожухова М.Ю. Формирование исследовательских умений старшеклассников в научном обществе учащихся. – Оренбург, 2004 – 39с. (10 –26)

2. Токтар М.Р. Квест-проект. – Воронеж: Школа профессионального образования , 2003.

3. Современные образовательные технологии /ред. Н.В. Бордовской. – М, 2011.

Дополнительная литература

1.Тамберг Ю.Г. Концепция ТРИЗ-технологии. – В. Новгород, 2006 ( [email protected] )

2.Брусницына Г.Г. Система организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр «Одаренность и технологии» (Центр «Одаренность и технологии») (http://ito.edu.ru/2005/Moscow/I/2/I-2-5085.html )

Учебно-исследовательские задания

1. Назовите, современные педагогические технологии, применяемые в практике дополнительного образования.

2. Кратко охарактеризуйте модели воспитательные технологии.

3. Кратко охарактеризуйте технологии рационально-образовательные технологии.

4. Раскройте:

¾ Понятие, признаки и назначение КТД.

¾ Черты технологии творчества.

¾ Возрастные этапы технологии творчества.

¾ Технологическая цепочка групповой творческой воспитательной деятельности.

¾ Принципы технологии коллективной творческой деятельности.

¾ Формы КТД.

¾ Алгоритм КТД.

¾ Модель коллективного творческого дела.

5. Какие другие виды педагогических технологий, кроме обучения в сотрудничестве, можно отнести к гуманистическому направлению в педагогике? Каких представителей гуманистического направления в педагогике Вы помните?

6. Какое обучение можно считать личностно-ориентированным? На какие свойства личности такое обучение должно ориентироваться?

7. Что понимается в дидактике под дифференцированным обучением? Что такое «внутренняя» и «внешняя» дифференциация?

8. Какие виды дифференциации вы знаете? Какие виды дифференциации лежат в основе разноуровневого обучения?

9. Что понимается под разноуровневым обучением?

10. Какая подготовительная работа требуется при организации разноуровневого обучения в УДОД?

11. Каким образом организуется разноуровневое обучение в УДОД?

12. Приведите примеры нетрадиционных технологий в УДОД.

Занятие 13. Тема «Мониторинг качества образовательных услуг как элемент формирования системы менеджмента качества в учреждении дополнительного образования детей» (2 час.)

Вопросы для обсуждения:

1. Качество образовательных услуг.

2. Педагогический мониторинг: понятие, виды, функции, структура.

3. Стандартизация дополнительного образования детей.

4. Процедура мониторинга качества образования УДОД.

Дополнительная литература

1. Горский В.А. Мониторинг социального заказа на образовательные услуги системы дополнительного образования туристского профиля // Дополнительное образование. – 2005. – № 2.

2. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения // Стандарты и мониторинг в обучении. – 2000. – № 3.

3. Гущина Т.Н. Технология педагогической оценки в системе мониторинга дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2003. – № 1.

4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Учебно-исследовательские задания

1. Проанализируйте и законспектируйте предложенную литературу.

2. Подготовьте презентацию.

3. Подберите диагностические задания для осуществления мониторинга качества образовательных услуг УДОД.

Занятия 14-15. Тема «Формирование культуры досуговой деятельности детей» (4 час.)

Вопросы для обсуждения:

1. История становления и развития досуга в России.

2. Концептуальный анализ представлений о культуре личности в истории философской и социологической мысли.

3. Детство как феномен «культурного развития ребенка».

4. Свободное время и досуг, их структура и значение в воспитании детей.

5. Характеристики и основные аспекты культуры досуга в семье.

6. Культурно-досуговая деятельность и творчество школьников.

Дополнительная литература

1. Бочарова Н.И., Тихонов О.Г. Организация досуга детей в семье. – М.: Академия, 2001.

2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие. – М: ВЛАДОС, 2001.

3. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта, 2008.

4. Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. Монография. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Аспект Пресс, 2009.

6. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: МГУКИ, 1999.

Учебно-исследовательские задания

1. Проанализируйте и законспектируйте предложенную литературу.

2. Представьте презентацию монографии Зацепиной М.Б.

3. Охарактеризуйте педагогику досуга.

Занятия 14-15. Тема «Научные исследования по проблемам дополнительного образования» (4 час.)

Вопросы для обсуждения:

1. Значение научных исследований в области дополнительного образования.

2. Логика научного исследования в педагогике.

3. Основные направления научных исследований в области дополнительного образования.

4. Выполнение научно-педагогического исследования.

5. Локальное практико-ориентированное исследование по проблемам дополнительного образования.

Учебно-исследовательские задания

1. Выделите и обсудите возможное «проблемное поле» развития системы дополнительного образования разных уровней (федерация, регион, образовательное учреждение).

2. Познакомьтесь с результатами научных исследований разных уровней и обсудите их научную и практическую значимость для развития дополнительного образования, для деятельности учреждения, в котором Вы работаете, для педагогов-практиков.

3. Выберите одну из проблем развития дополнительного образования, сформулируйте тему исследования и защитите ее актуальность.

4. Прочитайте и проанализируйте 1-2 статьи в периодической литературе, в которых освещаются результаты локальных практико-ориентированных исследований. Подготовьте презентацию.

Кандидатские диссертации.

1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. – М., 1998.

2. Бережная И.Ф. Формирование социальных ориентаций подростков в детском загородном лагере. – Воронеж, 1998.

3. Бессонова О.К. Формирование информационной культуры подростка в учреждении дополнительного образования детей. – Оренбург, 2009.

4. Богданов А.В. Воспитание гражданской активности подростка в учреждении дополнительного образования детей. – Оренбург, 2009.

5. Брусницына А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход. – М., 2008.

6. Дайлидене В.С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей. – Оренбург, 2004.

7. Золотарева А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей. – Ярославль, 1998.

8. Катунова М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей. – СПб, 1998.

9. Качалина С.С. Взаимосвязь деятельности и общения в детском общественном объединении. – СПб, 1996.

10. Кащенко О.О. Формирование толерантности подростков в учреждении дополнительного образования. – Магнитогорск, 2004.

11. Кельбас Р.В. Деятельностный подход в формировании культурно-экологических стремлений школьников в дополнительном образовании. – Екатеринбург, 2007.

12. Кульчицкая И.Ю. Формирование педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования. – Ставрополь, 2005.

Наши рекомендации