Закон об образовании в российской федерации

ПРАВИЛА

внутреннего распорядка Пензенского государственного университета (СТУДЕНТЫ)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Трудовая и учебная дисциплина в университете основывается на сознательном и добросовестном выполнении сотрудниками, док­торантами, аспирантами, студентами, слушателями своих трудовых и учебных обязанностей и является необходимым условием высоко­производительного труда и высокого качества обучения.

Соблюдение дисциплины в труде и обучении - первейшее прави­ло каждого члена коллектива университета.

Бережное отношение к материальным ценностям, выполнение норм труда составляют обязанность всех членов коллектива универ­ситета.

Трудовая и учебная дисциплина обеспечивается методами убеж­дения, воспитания, а также поощрением за добросовестный труд и обучение. К нарушителям трудовой и учебной дисциплины приме­няются меры дисциплинарного и общественного воздействия.

2. Правила внутреннего распорядка университета имеют целью способствовать воспитанию членов коллектива в духе сознательного отношения к труду и обучению, рациональному использованию ра­бочего и учебного времени, высокому качеству работ, повышению производительности труда, улучшению качества учебного процесса, полной реализации основных задач университета, вытекающих из Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональ­ном образовании»; Закона Российской Федерации «Об образовании»; «Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Рос­сийской Федерации» и Устава Пензенского государственного уни­верситета.

IV. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

ВРЕМЯ ОТДЫХА

1. В университете для проведения учебного процесса устанавли­вается 6-дневная рабочая неделя.

2. Для профессорско-преподавательского состава установлен 6-часовой рабочий день.

В пределах 6-часового рабочего дня преподаватели должны вести все виды учебно-методической, научно-исследовательской, воспита­тельной и других работ согласно занимаемой должности (должност­ным обязанностям) и индивидуальному плану.

3. Продолжительность рабочего дня научного, инженерно-техни­ческого, учебно-вспомогательного, обслуживающего, администра­тивно-управленческого и хозяйственного персонала - 7 часов при 6- дневной рабочей неделе, в субботу - 5 часов (всего в неделю 40 ча­сов).

При необходимости администрация может вводить для отдельных категорий работников недельный или дневной скользящий график работы.

Для лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, уста­навливается сокращенный рабочий день в соответствии с действую­щим законодательством.

4. Время работы для всех категорий работников, кроме препода­вателей и учебно-вспомогательного персонала, занятого в учебном процессе, устанавливается с 8 до 16 часов с перерывом на обед с 12 до 13 часов. В предпраздничные дни режим работы устанавливается приказом по университету.

Преподаватели работают по расписанию учебных занятий, утвер­жденному ректором университета. Учебно-вспомогательный персо­нал, связанный с проведением учебных занятий, работает по кафед­ральному графику, утверждаемому заведующим кафедрой на каждый семестр. Учебно-вспомогательный персонал знакомится с графиком выхода на работу под расписку.

5. Запрещается в рабочее время отвлекать работников от их непо­средственной работы для выполнения общественных обязанностей и проведения разного рода мероприятий, не связанных с производст­венной деятельностью.

6. Очередность предоставления ежегодных отпусков устанавлива­ется администрацией по согласованию с профкомом университета с учетом необходимости обеспечения учебного и производственного процесса и благоприятных условий для отдыха сотрудников и пре­подавателей университета. График отпусков составляется на каждый календарный год не позднее, чем за две недели до наступления ка­лендарного года, т. е. до 15 декабря (статья 123 Трудового кодекса Российской Федерации) и доводится до всех сотрудников универси­тета под расписку. Отпуска могут предоставляться в любое время в течение всего года, но без нарушения нормального хода работы ка­федр, отделов и служб университета.

V. УЧЕБНЫЙ РАСПОРЯДОК

1. Учебные занятия в университете проводятся в соответствии с учебными планами и программами, по расписанию, утвержденному в установленном порядке.

2. Учебные занятия в. университете проводятся с 8 до 21 часа. Продолжительность занятий и перерывы между ними устанавлива­ются решением ученого Совета.

3. Контроль за соблюдением расписания учебных занятий осуще­ствляется заведующими кафедрами, деканами факультетов, диспет­черской службой и начальником учебно-методического управления.

VI. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ И СТАРОСТ УЧЕБНЫХ ГРУПП

1. В каждой группе деканом факультета назначается староста из числа наиболее успевающих и дисциплинированных студентов.

В функции старосты группы входят:

- персональный учет посещения студентами всех видов учебных занятий;

- представление декану факультета еженедельного рапорта о не­явке или опоздании студентов на занятия с указанием причин;

- наблюдение за состоянием учебной дисциплины в группе на лекциях и практических занятиях, а также за сохранностью учебного оборудования и инвентаря;

- своевременная организация получения учебников и учебных по­собий;

- извещение студентов об изменениях, вносимых в расписание занятий;

- назначение на каждый день в порядке очередности дежурного по группе.

Распоряжения старосты в пределах его функций обязательны для всех студентов группы.

2. Студенты университета обязаны:

- выполнять требования законов Российской Федерации, требова­ния Устава, правил внутреннего распорядка и других локальных ак­тов университета, их касающихся;

- систематически и глубоко овладевать знаниями и практически­ми навыками, необходимыми для получения высшего образования по избранной специальности, посещать учебные занятия в соответст­вии с расписанием, выполнять в установленные сроки все виды заня­тий, предусмотренных учебными планами, программами, графиками самостоятельной работы, проходить предусмотренные учебным про­цессом аттестации, выполнять касающиеся учебного и воспитатель­ного процесса требования преподавателей;

- выполнять приказы, распоряжения администрации университета и факультетов.

VII. ПООЩРЕНИЯ ЗА УСПЕХИ В РАБОТЕ И УЧЕБЕ

Для сотрудников и докторантов, аспирантов, студентов и слуша­телей университета применяются следующие меры поощрения:

- объявление благодарности;

- выдача премий;

- награждение ценным подарком;

- награждение Почетной грамотой;

- занесение на Доску почета;

- назначение на именную стипендию.

Поощрение сотрудникам осуществляется за образцовое выполне­ние своих обязанностей, продолжительную и безупречную работу и поведение, новаторство в труде и за другие достижения в работе.

Докторантам, аспирантам, студентам и слушателям - за хорошую успеваемость, достойное поведение, активное участие в научно- исследовательской работе и общественной жизни университета.

Поощрения объявляются приказом ректора, доводятся до сведе­ния всего коллектива и заносятся в личное дело (в виде выписок из приказов) и в трудовую книжку (сотрудникам).

За особые трудовые заслуги работники университета представля­ются в вышестоящие органы к поощрению, к награждению ордена­ми, медалями, Почетными грамотами, нагрудными знаками и к при­своению почетных званий.

VIII. ВЗЫСКАНИЯ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Нарушение правил внутреннего распорядка университета, тру­довой дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника университета возложенных на него трудовых обя­занностей влекут за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия.

2. За нарушение трудовой дисциплины администрация универси­тета применяет следующие взыскания:

-замечание;

- выговор;

- увольнение по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

3. Дисциплинарные взыскания накладываются ректором, прорек­тором университета (если он наделен таким правом) и объявляются приказом. Приказ о взыскании объявляется работнику под расписку в 3-дневный срок с момента его выхода (сотрудником управления кадров).

4. В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения, указанные в настоящих правилах, к работнику не приме­няются.

5. За нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распо­рядка и проживания в общежитии, правил поведения в обществен­ных местах к обучающимся в университете может быть применено одно из следующих дисциплинарных взысканий:

-замечание;

- выговор;

- отчисление из университета, по соответствующим основаниям.

Приказ о наложении взыскания доводится до сведения студенче­ской группы и виновному под расписку (деканатом).

IX. ПОРЯДОК В ПОМЕЩЕНИЯХ И НА ТЕРРИТОРИИ УНИВЕРСИТЕТА

1. Состояние и оборудование помещений и территории универси­тета должны соответствовать учебно-воспитательным задачам и спо­собствовать их успешному решению.

2. Ответственность за благоустройство общеуниверситетских по­мещений и территории, правильность их содержания и эксплуатации возлагается на проректора по АХРиКС.

3. Непосредственную ответственность за подготовку помещений и рабочих мест к учебным занятиям, а также за санитарно-техни- ческое состояние и противопожарную безопасность несут комендан­ты учебных корпусов, руководители кафедр и подразделений.

4. За исправность оборудования в кафедральных лабораториях и кабинетах и за готовность учебных пособий и самих помещений к занятиям отвечают заведующие кабинетами, лабораториями(старшие лаборанты).

5. В помещениях университета воспрещается:

- хождение в верхней одежде и головных уборах;

- громкие разговоры, шум, бесцельное хождение во время занятий;

- курение;

- употребление спиртных напитков, наркотиков;

- употребление ненормативной лексики (сквернословия);

- азартные игры;

- торговля без соответствующего разрешения администрации и в не установленных администрацией вуза местах;

- ношение при себе газового или иного оружия;

- развешивание объявлений, афиш и громкоговорящая реклама в не установленных администрацией вуза местах;

- создание и деятельность организационных структур политиче­ских партий, общественно-политических и религиозных организаций и движений.

Не допускается использование учебного или рабочего времени для проведения политической, религиозной или иной агитации и пропаганды.

Порядок и место проведения агитационно-пропагандистских ме­роприятий на территории университета определяются ректором.

6. Охрана зданий, имущества и ответственность за их противопо­жарное и санитарнЪе состояние возлагаются приказом ректора на определенных лиц административно-хозяйственного персонала вуза.

7. Ключи от учебных и административно-хозяйственных помеще­ний должны сдаваться после работы (занятий) дежурному по охране здания и выдаваться по списку, утвержденному проректором по ре­жиму, а также преподавателям, ведущим занятия в аудиториях по утвержденному расписанию.

Категорически запрещается уносить ключи от служебных, поме­щений и аудиторий после завершения работы, окончания учебных занятий.

8. Запрещается пребывание в помещениях университета во вне- учебное время (до 7 час. 30 мин. и после 21 часа) и в нерабочие дни студентов, аспирантов, сотрудников и преподавателей, не имеющих на то разрешения администрации вуза.

9. Запрещается пребывание в помещениях университета посто­ронних лиц, за исключением официально приглашенных в вуз, при­шедших на личный прием в установленное для этого время, и лиц, командированных в вуз, во время работы соответствующих подраз­делений.

10. Лица виновные в порче и разрушении мебели, оборудования, оснащения, отделки помещений университета, в использовании обо­рудования вуза в личных целях без разрешения администрации, при­влекаются к- административной ответственности в установленном законами Российской Федерации порядке.

11. В университете устанавливаются следующие приемные часы:

а) ректор, проректоры, начальники управлений университета - понедельник с 15 до 17 часов, четверг с 9 до 12 часов;

б) деканы факультетов и их заместители устанавливают часы приема в зависимости от работы факультетов (по согласованию с первым проректором);

в) зав. кафедрами, деканы (зам. деканов) факультетов, начальники отделов, служб и подразделений в часы приема ректором постоянно находятся на своих рабочих местах;

г) прием (по текущим вопросам, рабочим вопросам) начальников управлений, отделов, служб, кафедр ректор осуществляет во все дни недели по графику, утвержденному ректором, или по определенной договоренности.

X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Правила внутреннего распорядка доводятся до сведения со­трудников, докторантов, аспирантов, студентов и слушателей уни­верситета.

2. Правила внутреннего распорядка вывешиваются в университете на видном месте (перед деканатами, кафедрами).

3. Нарушение правил внутреннего распорядка является наруше­нием трудовой дисциплины и может повлечь за собой применение в отношении виновных мер дисциплинарного воздействия в соответ­ствии с действующим законодательством.

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(№ 273-ФЗ от 29.12.2012)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико педагогической коррекции;

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);

6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;

7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

11) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

12) академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;

13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;

14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;

25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;

26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

28) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

29) иные академические права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

6) предоставление в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации порядке образовательного кредита;

7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

5. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке.

7. Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

12. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций. При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в специализированный жилищный фонд организации, осуществляющей образовательную деятельность, жилой площади общежитий (в том числе ее сдача в аренду и иные сделки). С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством.

2. Обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заочной форме обучения предоставляются жилые помещения в общежитиях на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций.

3. Размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность (при их наличии). Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать ее с отдельных категорий обучающихся в определяемых ею случаях и порядке.

4. Лицам, указанным в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке.

Наши рекомендации