Закон Российской Федерации об образовании

Статья 26. Дополнительное образование

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

- в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

- посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Цели воспитания, их связь с общечеловеческими ценностями и ценностными ориентирами современного общества.

Принципы, сущность и содержание процесса воспитания.

Следует отметить, что понятие «воспитание» («вскармливание», «питание») употребляется в различных значениях. Но воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогич-ую деятельность нельзя смешивать с разными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития.

В настоящее время воспитание понимают как социальное и педагогическое явление, в следующих смыслах:

· в широком социальном – передача накопленного опыта от старших к младшим поколениям;

· в узком социальном смысле – целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых взглядов, навыков, убеждений (аналогично процессу социализации);

· в широком педагогическом смысле – взаимодействие воспитателя и воспитуемого, в процессе которого воспитатель оказывает целенаправленное воздействие на сознание, мировоззрение, ценностные ориентиры воспитуемого;

· в узком педагогич-ом смысле – целенаправленный процесс формирования и развития отдельных качеств личности под руководством специалистов (то же, что воспитательная работа).

В. в широком смысле – соц. явление, формирование личности под влиянием различных факторов развития (стихийных и целенаправленных),в результате чего человек овладевает культурой и становится членом общества(социализация).

В. в узком смысле – педагогическое явление, как специальная организованная деятельность педагогов и воспитанников, целью которой является содействие развитию личности ребенка, создание условий для формирования мировоззрения, личностных качеств, ценностных ориентиров.

В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий определённое воздействие.

Ушинский – «В. – то, чем и как человек должен и может быть».

Самая первая часть воспитательного процесса и центральная категория – цели воспитания (другие составляющие структуры этого процесса соответственно: содержание, методы и средства воспитания, результаты воспит-я).

Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке.

Цель определяет содержание педагогического процесса, его результаты, служит критерием оценки педагогич-ой деятельности. Это составляет проблему педагогической целесообразности:

 
 
цель

результаты
Содержание, средства
Закон Российской Федерации об образовании - student2.ru

Основная задача В. – создание условий для правильного, соответствующего современной культуре, потребностям формирования характера, качеств человека.

В. – многофакторный процесс, влияют: природная среда; особенности страны, исторической эпохи; повседневная и профессиональная деятельность; воспитательное воздействие. Влияние референтной группы – человек соответствует ценностям этой группы.

В. осуществляется на нескольких уровнях:

1. социетарный – на уровне общества в целом;

2. институциональный – в условиях конкретных институтов (соц-х);

3. соц-психологический – в условиях отдельных соц. групп (студенческая и т.п.)

4. межличностный – во взаимодействии воспитателя с воспитуемым

5. интраперсональный – процесс самовоспитания, воздействие на самого себя.

Закономерности В.:

А) зависит от соц-эк. развития общества, его культуры;

Б) связано с психическим развитием человека

В) происходит путем активности самого ребенка;

Г) роль характера отношений между ребенком и обществом, ребенком и отдельными людьми.

Цели воспитательного процесса связаны с общечеловеческими ценностями и ценностными установками современного общества (среди таких ценностей – ответственность, патриотизм, чувство уважения к себе и окружающим, отзывчивость, верность, умение сочувствовать и сопереживать). Педагог призван в результате реализации целей процесса воспитания и обучения привить воспитанникам и ученикам данные ценности.

Выделяют 2 уровня определения целей В.:

1) идеал В. – желаемый результат в будущем, формирование всесторонне развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни, деятельности.

2) реальная цель В. – воспитательные устремления общества, соц. заказ на В. человека. Сегодня – дать базовое образование и культуру, на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть объективные возможности и благоприятные условия.

Базовое образование и культура включают:

· культура жизненного самоопределения;

· культура семейных отношений;

· экономическая культура и культура труда;

· политическая, демократическая и правовая культура;

· интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

· экологическая;

· художественная;

· физическая культура.

Концепция модернизации ставит задачу переосмысления целей – приоритетные следующие задачи – развитие самостоятельности детей, способность к самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры; развитие высокого уровня коммуникативной культуры.

Современные проблемы, состояние В.: упал престиж В., понимание значимости; многие соц. институты потеряли воспит. Функции (семья); расслоение в обществе -> расслоение детей по соц. признаку; ослаб педагогический потенциал, СМИ, культ. Центров; формализм, словесное В. в учреждениях.

Наши рекомендации