Объяснение значений многозначных слов и поговорки.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов и поговорки: корешок, салат, косточка; «Каков садовник, таков и сад».
Для проведения речевых игр и упражнений используются материалы пособия Н.Е. Арбековой «Карточки по лексическим темам "Овощи" и "Фрукты". Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями» (М. : Издательство ГНОМ, 2011).
Отгадывание и составление загадок о фруктах и овощах по опорным карточкам.
Логопед. Вы уже хорошо знаете фрукты и овощи. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться отгадывать и составлять загадки о фруктах и овощах по опорным карточкам.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 11,19).
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных детей.
Занятие6. «Что мы знаем о фруктах и овощах?»
Цель: Составление рассказов-описаний фруктов и овощей по опорному картинному плану.
Задачи:
— уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Фрукты» и «Овощи»;
— учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного и множественного числа;
— учить детей пониманию значений поговорок;
— учить детей составлять рассказы-описания фруктов и овощей, с опорой на картинный план;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно* логическую память, логическое мышление.
Оборудование: двусторонние картинки с изображениями больших и маленьких фруктов и овощей, две картинки с изображениями большой и маленькой кукол (иллюстрации 57, 58), «волшебная палочка», альбомы 1 (по количеству детей), магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I.Речевая разминка[4]
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Маленький волшебник» | Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь «волшебной палочкой» до любой картинки, назвать овощ или фрукт и превратить его в маленький (образовать имя существительное с уменьшительно-ласкательным значением). Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это огурец. Я превращаю его в огурчик. Это лимон. Я превращаю его в лимончик... |
«Что у Маши, а что у Машеньки!» | Логопед выставляет две картинки с изображениями большой и маленькой кукол и просит детей Назвать сначала большие овощи и фрукты, которые собрала Маша, а затем — маленькие овощи и фрукты, которые собрала Машенька. Например: У Маши перец, а у Машеньки — перчик. У Маши яблоко, а у Машеньки — яблочко. |
«В гостях у Гномов» | Логопед выставляет перед детьми карточки с изображениями маленьких фруктов и овощей. Дети должны по цепочке составить предложения по образцу: «У Гнома в корзиночке есть апельсинчики, лимончики, грушки... У Гнома в ящичке есть помидорчики, огурчики, перчики...» |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II.Основная часть занятия
Объяснение значения поговорки.
Логопед объясняет детям значение поговорки: «Яблоко от яблони недалеко падает».
Составление рассказов-описаний фруктов и овощей с опорой на картинный план.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-описания фруктов и овощей.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 13, 21). Составление одного-двух рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей, благодарит всех за старание.
Занятие7. «В осеннем саду»
Цель: Составление пересказа «Как выросла яблонька» по тексту и серии сюжетных картин. Задачи:
— активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Фрукты»;
— учить детей правильно образовывать имена прилагательные от имен существительных; согласовывать их с именами существительными в роде;
— учить детей пониманию значений пословиц;
— учить детей составлять пересказ с опорой на картинки серии;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями фруктов и альбомы 1 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты и их цвет. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Зеленое яблоко. Желтая груша. |
«Скажи наоборот» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Сладкое яблоко. — Кислое яблоко. |
«Поварята» | Логопед раздает детям картинки с изображениями фруктов, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: «На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и испеку яблочный пирог». |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1. Объяснение значений пословиц.
Логопед объясняет детям значения пословиц: «Какие труды, такие и плоды»; «Кто не сажал дерева, тому не лежать в его тени».