Проанализируйте сочинения для разучивания.
Дневник учебной практики
Руководство учебным хором
ПО специальности 53.02.01 «музыкальное образование»
ФИО студента ______________________________
______________________________
______________________________
База практики:
КГБПОУ «Красноярский педагогический
колледж № 1 имени М. Горького»
Утверждены: научно-методическим советом __________ Е.А. Чувашева « » __________2016_г. | Составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 53.02.01«Музыкальное образование» |
Одобрен предметной (цикловой) комиссией «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» Председатель: _____________ Лагутин Г. А. Протокол заседания №____ от «____»___________2016г. | |
Составители: Преподаватели ПЦК «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» Стрижкова Т. Сюлина Е. Яковлев А.В. Рецензент: Рипинская И.К. | |
Содержание
1. Введение в содержание практики.…………………..…………….……….4
2. Задания практики……………………………………………….….………..5
3. Библиография…………………………………………………………...……8
4. Приложение 1……………………………………………………….….….….9
5. Приложение 2………………………………………………………….….…..10
6. Приложение 3…………………………………………………………...……. 11
ВВЕДЕНИЕ В СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Уважаемый студент!
На III курсе (5 семестр) Вы рассредоточено освоите вид учебной практики «Руководство учебным хором» в рамках профессионального модуля (ПМ): ПМ 03. Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность, МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором».
Цель учебной практики: приобретение первичного опыта управления с использованием дирижёрских навыков хоровым коллективом.
Задачи учебной практики:
· разработать примерный план репетиционной работы;
· спланировать и организовать собственную деятельность на хоровых занятиях;
· суметь подобрать и применить необходимые методы и приемы работы с хором;
· применять различные дирижерские жесты, необходимые для работы с хором;
· провести хоровые репетиции на базе учебного хора;
· проанализировать хоровые репетиции совместно с руководителем хоровой практики;
· выполнить рефлексию собственной деятельности с позиции замысла и реализации репетиционного процесса.
Объем практики«Руководство учебным хором» в 5 семестре составит: 36 часов (30 часов – аудиторная работа, 6 часов – самостоятельная работа).
Контроль результатовосвоения содержания практики предусматривает предъявление репетиционного плана, выставления отметки за каждую репетицию, демонстрацию в концертных условиях умений управления с использованием дирижёрских навыков учебным хоровым коллективом; заполнения листа оценивания по итогам прохождения практики. Форма итогового контроля: дифференцированныйзачет
Отчетная документация по практике:
· дневник практики с выполненными заданиями;
· оценочный лист.
Обязанности студента в период прохождения практики:
На предварительной консультации студент:
1. Исполняет хоровую партию изучаемого сочинения на фортепиано;
2. Исполняет каждый хоровой голос в отдельности с тактированием, показом вступлений и снятий;
3. Определяет цель, задачи и содержание репетиций на базе учебного хора.
Во время прохождения учебной хоровой практики студент:
1. Оформляет лист репетиционного плана в письменном виде (приложение № 1);
2. Производит подбор упражнений для распевания хора (приложение № 2) и осуществляет не менее 3-х распеваний коллектива;
3. Перед проводимой хоровой репетицией представляет руководителю практики лист репетиционного плана хорового занятия для ознакомления;
4. После проводимой хоровой репетиции производит рефлексию собственной деятельности (в устной форме руководителю практики) и получает рекомендации по проводимой репетиции; в соответствующую колонку оценочного листа выставляются баллы (приложение № 3).
Задания практики
Задание № 1.
Проанализируйте сочинения для разучивания.
Анализ хоровой партитуры(от греч. аnalysis – разложение на части) – исследование вокально-хоровой партитуры[1].
Рекомендации.
В анализ входят:
1. Музыкально-теоретический анализ: определите жанр, форму, темп, ладотональные особенности данного сочинения; разберите музыкально-тематический материал, метро-ритмические особенности; выполните гармонический анализ; определите динамические особенности (подвижные нюансы) и характер хоровой фактуры сочинения.
2. Вокально-хоровой анализ: определите тип и вид хора, диапазоны партий и хора, тесситурные условия, выявите трудности ансамбля и строя (вертикального, горизонтального), роль различных партий в хоровом сочинении, характер звукоизвлечения, дыхания; особенности дикции и произношения поэтического текста.
3. Исполнительский анализ: выявите фразировку, частные и общие кульминации, штрихи; подберите приемы дирижирования.
Постановка задач в репетиционной работе с учебным хоровым коллективом должна опираться на данный тщательный анализ, а формулировка различных требований в репетиционной работе к коллективу должна основываться на выводах данного анализа.
Задание № 2.
Исполните хоровое сочинение на фортепиано и пропойте голоса в соответствующем темпе, динамике, характере, штрихе (сдается руководителю практики не позднее 10.10.2016 г.)
Рекомендации.
Исполнять хоровую партитуру следует звуком, приближенным к хоровому звучанию (связно вести линии голосов до момента взятия общехорового дыхания).
Задание № 3.
Составьте план 6 хоровых репетиций, учитывая особенности этапов репетиционной работы. Оформите лист репетиционного плана в соответствии с образцом (приложение № 1). (Сдается руководителю практики в письменном виде до проведения репетиции).
Рекомендации.
1. Постановка цели (конечного результата) для разучивания хорового сочинения.
Сформулируйте для себя ответы на вопросы:
· Какова образная сфера данного сочинения? Какими музыкальными средствами выразительности композитор воплощает образное содержание? (динамика, штрихи, темп, ритм, фразировка).
· Каковы мои собственные представления по трактовке данного сочинения?
2. Задачи:
· Какие технические трудности могут возникнуть при разучивании данного сочинения?
· Какие исполнительские задачи вы ставите в соответствии с воплощением образного содержания данного сочинения?
3. План хоровой репетиции:
· Какой фрагмент сочинения будет проработан на данной репетиции?
· Какой тип репетиции вы планируете? (сводная, разводная, по хоровым партиям).
· Какой конечный результат хоровой репетиции планируете получить?
· Какие вокально-хоровые методы и приемы работы с учебным хором будете использовать на репетиции?
· Каким образом четко сформулировать задачи исполнения хорового сочинения участникам коллектива?
· Какими дирижерскими средствами вы будете воплощать технические (исполнительские) задачи?
Задание № 4.
Подберите упражнения для распеваний в соответствии с особенностями хора начального типа и проведите не менее 3-х распеваний коллектива. Составьте перечень упражнений для распеваний и распределите их по уровню сложности (приложение № 2).
Рекомендации.
Выполнение упражнений на формирование певческого дыхания (дыхательная гимнастика, вокальные упражнения). Целесообразно начинать распевание с дыхательной гимнастики, а именно – с упражнений на ощущение «опоры» дыхания (длинного и короткого) с использованием согласного звука «с», «ч» в различных ритмоформулах и произнесении парных согласных («б-п», «в-ф» и т.д.);
Вокальные упражнения:
1. на формирование певческого дыхания;
2. для развития навыков звукообразования и звуковедения;
3. на сглаживание регистров;
4. на развитие артикуляции и дикции;
5. на развитие подвижности голоса.
Возможен подбор упражнений, преследующих одновременно несколько вокально-хоровых задач, которые можно назвать комплексными[2].
Задание № 5.