Требования, предъявляемые к выполняемым
459-2009
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К выполнению домашних заданий по курсу инженерной графики для студентов заочной формы обучения специальности ЭСХ
ВОРОНЕЖ 2009
Составители: кандидат технических наук М.Н. Подоприхин, кандидат педагогических наук Т.П. Кравцова,
ст.преп. В.Н. Проценко, ст.преп. Ю.С. Золототрубова.
УДК 744/038
Методические указания и задания по курсу инженерная
графика для студентов заочной формы обучения специальности ЭСХ. ГОУВПО «Воронеж. гос. тех. ун-т»; Сост. М.Н. Подоприхин, Т.П. Кравцова В.Н. Проценко, Ю.С. Золототрубова. Воронеж, 2009. 76с.
Методические указания содержат индивидуальные задания для выполнения домашних графических работ и краткие методические указания к их выполнению для студентов заочной формы обучения специальности ЭСХ.
Табл 12.. Ил 23.. Библиогр.:9 назв.
Рецензент д-р.техн.наук, профессор В.В.Ковалёв.
Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р техн.наук, проф.А.В. Кузовкин.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета
© ГОУВ ПО «Воронежский государственный технический университет», 2009
ВВЕДЕНИЕ
Курс инженерной графики состоит из двух разделов: основы начертательной геометрии и машиностроительное черчение.
При изучении начертательной геометрии, наряду с изучением теории необходимо ознакомиться с решением типовых задач каждой темы курса и выполнить контрольные работы. Надо учитывать уровень своей математической подготовки и аккуратно выполнять графические построения при решении конкретных геометрических задач. Правильно построенные самостоятельные занятия по начертательной геометрии разрешат трудности в изучении этой дисциплины и научат студента уметь представлять всевозможные сочетания геометрических форм в пространстве. Начертательная геометрия способствует развитию пространственного воображения (мышления), умению «читать» чертежи, передавать свои мысли и правильно понимать мысли другого, что крайне необходимо инженеру.
При изучении начертательной геометрии следует придерживаться следующих общих указаний:
1)Начертательную геометрию нужно изучать строго последовательно и систематически.
2)Прочитанный в учебной литературе материал должен быть глубоко усвоен. В начертательной геометрии следует избегать механического запоминания теорем, отдельных формулировок и решений задач.
3)Очень большую помощь в изучении курса оказывает хороший конспект учебника или аудиторных лекций. Такой конспект поможет глубже понять и запомнить изучаемый материал.
4)В курсе начертательной геометрии решению задач должно быть уделено особое внимание. Решение задач является наилучшим средством более глубокого и всестороннего постижения основных положений теории. Прежде чем приступить к решению той или иной геометрической задачи, надо понять ее условие и четко представить себе схему решения, т.е. установить последовательность выполнения операций. Надо представить себе в пространстве, заданные геометрические образы.
5)Если у студента возникли трудности, то он должен обратиться за консультацией к преподавателю.
6) Выполнив контрольную работу по курсу и имея рецензию на неё с отметкой «зачтено», студент имеет право сдавать зачет (экзамен). На зачет представляется зачтенная контрольная работа, и пo каждой работе производится предварительный опрос-собеседование. Преподаватель вправе аннулироватьпредставленное контрольное задание, сообщив об этом на кафедру и на факультет, если при собеседовании убедится, что студент выполнилконтрольные работы не самостоятельно.
На зачете (экзамене) студенту предлагается решить одну задачу и ответить на один-два теоретических вопроса. На зачет необходимо принести ссобой лист чертежной бумаги (ватман) формата A3, треугольник, карандаши (ТМ и М), циркуль, резинку.
Контрольные работы.
Контрольные работы по начертательной геометрии представляют собой эпюры (чертежи) задач, которые выполняют по мере последовательности прохождения курса. По инженерной графике выполняются - чертежи.
Задания в контрольной работе индивидуальные. Они представлены в вариантах.
Студент выполняет тот вариантзадания, номеркоторого соответствует сумме двух последних цифрномера зачетной книжки. Например: номер 3186, то он во всех контрольных работах выполняет 14 вариант задания. Домашние графические работы выполняются на листах чертежной бумаги (ватман) формата A3 (эскиз на А4) с помощью чертежных инструментов в карандаше.
Чертежи заданий вычерчиваются в заданном масштабе и размещаются с учетом наиболее равномерного размещения в пределах формата листа.
Все надписи, как и отдельные обозначения, в виде букв и цифр на эпюре, должны быть выполнены стандартным шрифтом размером 3,5 и 5 в соответствии с ГОСТ 2.304—81 «Шрифты чертежные». На тщательность построений должно быть обращено серьезное внимание. Небрежно выполненные построения не только снижают качество чертежа, но и приводят к неправильным результатам.
При обводке чертежа характер и толщина линий берутся в соответствии с ГОСТ 2.303—68 «Линии». Все видимые основные линии - сплошные толщиной s = 0,8... 1,0 мм.Линии центров и осевые - штрих пунктирной линией толщиной от s/2 до s/З мм.Линии построений и линии связи должны быть сплошными и наиболее тонкими. Линии невидимых контуров показывают штриховыми линиями. На это следует обратить внимание при выполнении всех контрольных работ, имея при этом в виду, что заданные плоскости и поверхности непрозрачны.
На эпюре искомые линии обводят краснойпастой. Все основные вспомогательные построения должны быть сохранены.
Точки на чертеже желательно вычерчивать в виде окружности диаметром 1,5...2 мм с помощью циркуля.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Цель задания
Выполнение домашнего задания преследует цель - закрепить на практике полученные в курсе начертательной геометрии знания, а также навыки в начертании линий, нанесении размеров, выполнение разрезов и сечений и т.д. В процессе выполнения задания студенты изучают и используют стандарты ЕСКД. Полученные знания позволят студентам правильно оформлять чертежи, читать их и найдут применение при изучении других инженерных дисциплин.
Содержание и объем задания
Домашние расчетно-графические работы (РГР) выполняются на форматах A3 и состоят из следующих заданий:
I. Семестр
Задача 1 .Построить линию пересечения треугольников (ABC) и (EDK) и показать видимость их в проекциях. Определить натуральную величину треугольника (ABC).
Задача 2.Построить линию пересечения конуса вращения плоскостью (АВС).
Задача 3.Построить линию пересечения конуса вращения с цилиндром вращения.
Задача 4.Построение трех видов по данному наглядному изображению предмета.
Задача 5.Построение трех изображений предмета по его описанию.
Задача 6.Построение трех видов по двум заданным. Выполнить разрезы и аксонометрию.
II. Семестр
Задача 7.Изображение и обозначение резьбовых деталей и соединений.
Задача 8. Выполнить эскиз одной детали.
Задача 9. Вычертить схему электрическую.
Задача 10. Деталирование сборочного чертежа
Титульный лист.Выполняется на формате A3 шрифтом Б с наклоном. Пример выполнения на рис.23.
Требования, предъявляемые к выполняемым
Чертежам
Чертежные принадлежности
Для учебных чертежей следует брать чертежную бумагу одна сторона, которой шероховатая, а с другой стороны - гладкая. Выполнять чертеж следует на гладкой стороне.
Для выполнения чертежа рекомендуется применять карандаши «Конструктор» или «KOH-I-NOOR». Для построения чертежа в тонких линиях, проведения выносных и размерных линий применяют карандаши с твердым грифелем - «Т», «2Т» («Конструктор») или «Н», «2Н» («KOH-I-NOOR»); для обводки основных линий чертежа, надписей карандаши средней мягкости - «ТМ» («НВ») и мягкие - «М» («В»).