Просмотр фрагмента мультфильма.
- Посмотрите фрагмент из мультфильма «Малыш и Карлсон». Вам необходимо определить всех членов семьи Малыша.
- Назовите всех членов семьи мальчика. (Мама, папа, брат.)
- Что же такое семья?
- Какие родственники бывают?
- Что же такое родословное дерево?
6. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
- Вспомните, какое сейчас время года.
- Что такое пейзаж?
- Какой цвет соответствует лету? Почему?
- Какой цвет соответствует второму периоду осени?
- Что вы знаете об этом периоде?
- Чем он отличается от остальных периодов осени?
Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан. Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.
- Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень». Каково общее впечатление от пейзажа - грустное или радостное?
- Приходилось ли вам наблюдать в природе нечто подобное?
- Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
- Какое из стихотворений можно отнести к данному пейзажу?
- Послушайте стихи об осенней поре:
Ходит осень по дорожке, Ходит осень, бродит осень.
Промочила в лужах ножки. Ветер с клена листья сбросил.
Льют дожди, и нет просвета, Под ногами коврик новый,
Затерялось где-то лето. Желто-розовый кленовый.
В. Авдиенко
Скучная картина! Чахлая рябина
Тучи без конца, Мокнет под окном;
Дождик так и льется, Смотрит деревушка
Лужи у крыльца, Сереньким пятном.
А. Плещеев
* * *
Лес, точно терем расписной, Как вышки, елочки темнеют,
Лиловый, золотой, багряный, А между кленами синеют Веселой, пестрою стеной То там, то здесь в листве сквозной
Стоит над светлою поляной. Просветы в небо, что оконца,
Березы светлою резьбой Лес пахнет дубом и сосной,
Блестят в лазури голубой, За лето высох он от солнца.
И. Бунин
- Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»? В какой период осени лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана?
- Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите те деревья, которые зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.
- Прямо ли течет река, или меняет свое направление?
- Почему вода в начале реки темная, а дальше она становится светло-голубой?
- Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?
- Что видно на высоком берегу?
- Почему крестьянские домики такие маленькие?
7. Слушание музыки. П. И. Чайковский «Времена года».
- Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но бывает, что на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.
- Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 г. написал музыкальный альбом «Времена года».
Звучит пьеса «Сентябрь. Охота».
- Что вы представляете себе, когда слушаете музыку?
- Названия каких цветов и оттенков можно употребить в речи?
- Какое время года изображено на картине?
- Какое впечатление производит картина на вас?
- Что вы видите на переднем плане? Вдали?
- Какие цвета преобладают в пейзаже?
- Что вам особенно нравится в полотне Левитана?
Рефлексия.
Вопросы:
- О каком необычном древе вы узнали?
- Что такое семья?
- Какую картину мы рассматривали?
- Какую музыку слушали?