Тема 4. Элементы комбинаторики.
УТВЕРЖДАЮ
Ректор Учреждения образования
«Брестский государственный
университет имени А.С. Пушкина»
_____________ М.Э. Чесновский
(подпись) (И.О. Фамилия)
«_____» _______________ 200_ г.
Регистрационный № УД - _______/р.
Основы высшей математики | |||||||||||||||||||||
(название дисциплины) | |||||||||||||||||||||
Учебная программа для специальности: | |||||||||||||||||||||
1-86 01 01 | Социальная работа (по направлениям) | ||||||||||||||||||||
(код специальности) | (наименование специальности) | ||||||||||||||||||||
Факультет | социально-педагогический | ||||||||||||||||||||
(название факультета) | |||||||||||||||||||||
Кафедра | методик дошкольного образования | ||||||||||||||||||||
(название кафедры) | |||||||||||||||||||||
Курс (курсы) | I | ||||||||||||||||||||
Семестр (семестры) | I | ||||||||||||||||||||
Лекции | Экзамен | ||||||||||||||||||||
(количество часов) | (семестр) | ||||||||||||||||||||
Практические (семинарские) | Зачет | I | |||||||||||||||||||
занятия | |||||||||||||||||||||
(количество часов) | (семестр) | ||||||||||||||||||||
Лабораторные | Курсовой проект (работа) | ||||||||||||||||||||
занятия | |||||||||||||||||||||
(количество часов) | (семестр) | ||||||||||||||||||||
Всего аудиторных часов по дисциплине | |||||||||||||||||||||
(количество часов) | |||||||||||||||||||||
Всего часов по дисциплине | Форма получения высшего образования | заочная | |||||||||||||||||||
(количество часов) | |||||||||||||||||||||
2009 г. | |||||||||||||||||||||
Учебная программа составлена на основе | |||||||
базовой учебной программы «Основы высшей математики» 01.12.08 Рег.№ УД- М. 004/баз. | |||||||
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры | |||||||
методик дошкольного образования | |||||||
09.01.09 № 5 | |||||||
(дата, номер протокола) | |||||||
Заведующий кафедрой | |||||||
_______ | Т.С. Будько | ||||||
(подпись) | |||||||
Одобрена и рекомендована к утверждению научно-методической комиссией | |||||||
социально-педагогического факультета | |||||||
(название факультета) | |||||||
20.01.09 № 4 | |||||||
(дата, номер протокола) | |||||||
Председатель | |||||||
________ | Н.А. Леонюк | ||||||
(подпись) | |||||||
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом | |||||||
Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» | |||||||
_____________ | |||||||
(дата, номер протокола) | |||||||
Председатель | |||||||
________ | С.Г. Рачевский | ||||||
(подпись) | |||||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа разработана на основе базовой учебной программы «Основы высшей математики» (01.12.08 Рег.№ УД- М. 004/баз.).
Дисциплина «Основы высшей математики» занимает важное место в системе подготовки специалистов по социальной работе. В современном мире роль математики существенно возросла. Математика воспитывает у человека культуру рациональных методов оперирования имеющимися и приобретения новых знаний.
Целью данной дисциплины является систематизация знаний первокурсников по школьному курсу математики, их углубление и расширение за счет знакомства с некоторыми специальными разделами математики и создание базисной основы для курса «Социальная статистика».
Содержание курса состоит из введения в содержание основных разделов математики: Аксиоматический метод. Математические структуры. Математическое доказательство. Элементы теории множеств. Дискретная математика. Методы дифференциального исчисления. Основы комбинаторики. Элементы теории вероятностей. Финансовая математика. Математическое моделирование.
Учебная работа по курсу проводится в форме лекций, практических занятий.
В процессе лекций студенты получают представление об основных математических методах решения задач, используемых в профессиональной деятельности, о природе математических абстракций и возможности их использования в социально-гуманитарной и экономической сфере.
В процессе практических занятий студенты учатся делать оценки правдоподобности информации, основанной на количественных параметрах и соотношениях, использовать математический язык и аппарат при описании явлений и закономерностей окружающего мира.
В результате изучения курса студент должен:
знать:
- основные математические методы решения задач, используемых в профессиональной деятельности;
- природу математических абстракций и возможности их использования в социально-гуманитарной и экономической сфере;
уметь:
- делать оценки правдоподобности информации, основанной на количественных параметрах и соотношениях;
- использовать математический язык и аппарат при описании явлений и закономерностей окружающего мира.
Курс изучается на 1 курсе и рассчитан для студентов заочной формы обучения на 4 часа лекционных и 4 часа практических занятий.
Учет успеваемости студентов осуществляется в форме зачета (на 1 курсе).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Значение и задачи курса «Основы высшей математики»
Структура дисциплины; цель и задачи курса.
Тема 2. Дискретная математика.
Аксиоматический метод. Математические структуры. Математическое доказательство.
Понятие множества; способы задания множеств; отношения между множествами; операции над множествами. Отношения между элементами множеств; свойства отношений; разбиение множества на классы; отношение эквивалентности и порядка.
Высказывания и предикаты. Логические операции. Некоторые законы логики высказываний. Кванторы.
Тема 3. Элементы дифференциального исчисления.
Предел функции. Приращение, дифференциал и производная функции. Формулы дифференцирования. Неопределенный интеграл. Определенный интеграл.
Тема 4. Элементы комбинаторики.
Понятие о комбинаторной задаче. Правило суммы и правило произведения. Перестановки. Сочетания. Размещения с повторениями. Размещения без повторений.