Тема 3. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования
Категория «образование» имеет несколько вариантов интерпретации в современной педагогической науке. Образование может рассматриваться как ценность развивающегося человека и общества и значение этой ценности все время возрастает с развитием общества. Среди социокультурных функций образования есть следующие: образование ускоряет культурные перемены и преобразования в общественной жизни и отдельном человеке, образование содействует развитию региональных образовательных систем и национальных традиций, образование транслирует образцы человеческой деятельности, взаимодействия образцы образованности и т. д.
Образование может рассматриваться как система, включающая стандарты, программы, образовательные учреждения и все организации и объединения, участвующие в организации образовательного процесса. В этом случае мы говорим об образовательной системе государства, региона, поселения.
Образование может рассматриваться как результат процесса воспитания и обучения человека. Ведь по окончании образовательной ступени человек выдерживает экзамены и получает документ, удостоверяющий его подготовку. По мнению А. А. Реана и Н. В. Бордовской образованный человек – это не только знающий и умеющий человек в основных сферах жизнедеятельности, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. То есть образованность предполагает и воспитанность.
Образование может рассматриваться как процесс обучения и воспитания человека. Закон РФ от 01.01.01 г. N 3266-1 рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Таким образом, образовательный (педагогический, учебно-воспитательный) процесс включает в себя процессы воспитания и обучения, способствует развитию человека, а также стимулирует процессы самовоспитания, самообразования, саморазвития учащегося.
Существуют разные подходы в понимании сущности воспитания. А. В. Мудрик отмечает, что в педагогической литературе можно выделить несколько линий понимания:
- воспитание в широком социальном смысле, включая воздействие на человека общества в целом, т. е. здесь воспитание фактически отождествляется с социализацией;
- воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
- воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества).
М. И. Рожковым проанализировано множество определений понятия «воспитание» и выделены общие признаки воспитания:
1) целенаправленность воздействия на воспитанника;
2) социальная направленность этих воздействий;
3) создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
4) освоение человеком комплекса социальных ролей.
К этому списку И. А. Зимняя добавляет такие характеристики как
1) управление процессом формирования и развития личности,
2) поддержка и создание условий для самореализации.
Однако, не все исследователи рассматривают воспитание как целенаправленное воздействие на личность ребенка. В педагогической теории и практике сущность воспитания видится в: целенаправленном управлении развитием личности (Л. И. Новикова, С. Д. Поляков и др.), целенаправленном создании условий для развития человека (А. В. Мудрик), содействии становлению человеческого качества (И. А. Колесникова) и так далее.
По сути, каждый педагог строит свою практику исходя из того, как он понимает смысл и назначение воспитания.
Современное понимание сущности воспитания характеризуется переходом от взгляда на воспитание как внешнее, однонаправленное воздействие на ребенка к пониманию двусторонней сути процесса его воспитания как глубинного межчеловеческого взаимодействия, сотрудничества, со-бытия взрослых и детей в сфере совместной жизнедеятельности (Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин и др.).
Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности (В. А. Сластенин). Обучение отличается от воспитания степенью регламентированности процесса, нормативными предписаниями содержательного и организационно-технического плана. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт содержания образования. Оно ограничено временными рамками (учебный год, урок и т. п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).
Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся). Деятельностью педагога является преподавание, а деятельностью ребенка – учение. Следовательно, взаимодействие педагога и учащегося носит субъект-субъектный характер. Педагог занимает в процессе обучения ведущую роль. Но успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью – его учением (а не обучением).
Результатом обучения и учения являются не только знания, умения и навыки, но и владение способами деятельности и взаимодействия, опыт осуществления различных видов деятельности, наличие системы ценностных отношения к миру и с миром, к себе и с собой - социализация.
Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф. Г. Гиддинс. К середине ХХ века социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований.
Основываясь на субъект-субъектном подходе, А. В. Мудрик предлагает рассматривать социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех этапах.
А. В. Мудрик видит сущность социализации в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление (социальная адаптация) предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды. Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Его результатом является потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и приспособления.
А. В. Мудрик предлагает рассматривать воспитание как относительно контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации. Воспитание может влиять на характер, содержание и результаты социализации, обеспечивать для ребенка позитивный вариант социального становления. Педагог во многом предотвращает риски для ребенка стать жертвой социализации. Для этого в процессе взаимодействия педагог уделяет внимание как развитию у ребенка адаптивных способностей, так и формированию опыта и способности к индивидуализации, учитывает и смягчает опасное влияние социума. Большую роль играет также процесс сознательного самоизменения, самовоспитания ребенка.