Маркетинговая программа составляется после завершения серьезного научно-практического исследования

анализа маркетинговой среды;

комплексного изучения рынка требований потребителей к товару;

конъюнктуры рынка, его емкости и рыночного спроса;

системы ценообразования;

уровня и динамики цен;

фирм-конкурентов, контрагентов и нейтралов;

форм и методов сбыта;

особенностей поведения покупателей и мотивов принятия ими решения о покупке;

оценки производственно-ресурсных и сбытовых возможностей Вашего предприятия и определения уровня его конкурентоспособности на различных рынках (или рыночных сегментах).

На основании этого определяется целевой рынок или сегменты рынка, где планируется проведение соответствующих маркетинговых мероприятий (внедрение нового товара, увеличение объема продаж и рыночной доли и т.д.).

Критериями выбора целевого рынка являются:

-наличие на нем потенциальных возможностей для достижения целей Вашего предприятия, соответствие требованиям данного сегмента рынка характеру и качественным показателям производимого Вами товара,

соответствие сбытовым возможностям Вашего предприятия особенностям организации торговли на этом рынке,

доступность для Вас информации по данному сегменту рынка,

соответствующий опыт маркетинговой и коммерческой работы,

возможность рынка к глубокому сегментированию,

возможность обеспечения Вашего предприятия требуемыми ресурсами для работы на данном рынке,

наличие у Вас конкурентных преимуществ и т.д.

Рекомендуется выбирать те сегменты рынка, которые поддаются изменениям в количественном выражении; потенциальная емкость целевого сегмента должна быть достаточной для того, чтобы окупались производственные и маркетинговые издержки и была обеспечена прибыль; данный сегмент должен быть доступен для разработки и осуществления стратегии и тактики Вашего предприятия, необходимо чтобы, данный сегмент мог чутко реагировать на применяемую по отношению к нему тактику маркетинга.

На основании этого исследования разрабатывается программа маркетинга (рассчитывается она на пять лет и более с годовой разбивкой), которая включает в себя разделы:

Преамбула (краткое содержание маркетинговой программы и основные выводы);

Стратегия развития целевого рынка (обзор и прогноз рынка);

Сильные и слабые стороны работы Вашего предприятия (выявление проблем и трудностей;

Цели и задачи;

Маркетинговая стратегия;

Товарная стратегия (политика в отношении разработки и продаж нового товара, широта ассортимента продаваемых товаров и т.д.);

Стратегия формирования и развития каналов товародвижения (организация филиалов, оптовых и розничных магазинов, сети посредников по сбыту выпускаемой продукции, складской сети и т.д.);

Ценовая стратегия (определение уровня и системы движения цен по каждой модификации товара на целевом рынке, в том числе и в зависимости от фаз жизненного цикла товара);

Стратегия формирования спроса и стимулирования сбыта (план проведения рекламных мероприятий, план участия в выставках и ярмарках, рассылки образцов и др.);

Бюджет реализации маркетинговой программы, оценка ее эффективности и контроль (объем и структура расходов на разработку программы и выполнение поставленных в ней задач, предварительная оценка эффективности ее реализации, порядок и система организации контроля за ходом выполнения маркетинговой программы и др.).

Ряд маркетинговых программ предусматривает подготовку и повышение квалификации управленческого и рабочего персонала.

Преамбула.

Представляет собой краткое изложение предлагаемой к рассмотрению высшему руководству Вашего предприятия маркетинговой программы. Здесь суммируются основные цели и рекомендации, содержащиеся в маркетинговой программе, приводятся выводы и резюме маркетологов.

Стратегия развития целевого рынка.

Дается обзор и прогноз развития целевого рынка с включением следующих показателей:

объем и динамика платежеспособного спроса и предложения;

показатели экспорта и импорта;

уровень и динамика цен;

объем производства данного товара на данном целевом рынке;

степень и интенсивность конкуренции;

цели и мотивы покупок данного товара;

требования к качеству и техническому уровню товара;

объем и характер услуг, требуемых покупателями, потребителями к проданному товару;

ориентировочный размер цены, складывающийся на рынке;

объем потребления;

объем ожидаемых продаж;

расчетная рыночная доля Вашего предприятия;

принятая на целевом рынке система реализации;

ожидаемое число покупателей, клиентов;

принятые на рынке формы и методы продаж;

средний размер одной покупки;

основные тенденции развития данного сегмента рынка, стабильность или дестабильность его развития и т.д.

Иногда в этой части программы приводится только текущая ситуация на рынке и краткий обзор рынка.

Сильные и слабые стороны работы Вашего предприятия.

Формулируются преимущества и недостатки работы Вашего предприятия на целевом рынке, выявляются основные проблемы, требующие своевременного разрешения:

оценка престижности и авторитета Вашего предприятия;

конкурентные преимущества Вашего товара (по качественным характеристикам, уровню цен, развитию каналов сбыта, обслуживанию, особенностям коммерческой работы);

степень обеспеченности ресурсами (научно-техническими, квалификационными и др.);

предполагаемый объем и рост операций;

предполагаемый объем и динамика капиталовложений;

источники финансирования;

средняя рентабельность продаж, средняя норма прибыли;

возможности и способности руководства Вашего предприятия управлять его деятельностью в условиях работы на данном целевом рынке;

перспективы к достижению не единичного, перманентного успеха при работе на целевом рынке;

приверженность потребителей к данному товару;

чувствительность конъюнктуры целевого рынка к колебаниям общехозяйственной конъюнктуры;

оценка вероятных рисков (политических, коммерческих, производственных, научно-технических и др.);

серия мер и методов защиты от возможных рисков (страхование, диверсификация рынков и отраслей деятельности и др.);

слабые стороны работы предприятия;

сильные стороны работы предприятия.

Цели и задачи.

Определяются глобальные цели и задачи, стоящие перед Вашим предприятием, а также вспомогательные подцели, достижение которых обеспечивает реализацию основных задач. Цели формируются как в количественном, так и в качественном выражении.

Маркетинговая стратегия.

Данный раздел посвящен рыночной стратегии предприятия, в нем указываются:

Глобальные направления маркетинговой стратегии (диверсификация, интернационализация или сегментация предпринимательской деятельности, ритм и темп расширения деловой активности, работа с новым или старым товаром, на новом или старом рынке);

Стратегия относительно рыночной доли Вашего предприятия (наступление, оборона или отступление по каждому виду и модификации товара и по каждому сегменту целевого рынка);

Стратегия в зависимости от рыночного спроса (конверсионная, стимулирующая, развивающая, ремаркетинговая, синхромаркетинговая, поддерживающая, демаркетинговая, противодействующая и т.д.).

Товарная стратегия.

Включает в себя определение основной товарной стратегии (диверсификация, дифференциация, вертикальная интеграция, узкая специализация), а также маркетинговые характеристики товаров Вашего предприятия, для чего приводятся следующие данные:

ассортиментная гамма выпускаемой продукции;

степень новизны товара;

фаза жизненного цикла товара на данном рынке;

наличие аналогов или заменителей Вашему товару на данном сегменте рынка;

степень его соответствия требованиям конкретных покупателей и потребителями данного сегмента рынка;

качество товара;

требования региона и сбытовой сети к упаковке;

технологическая сложность;

уровень требований по послепродажному обслуживанию, по непосредственным долгосрочным контрактам с конечным потребителем и по адаптации продукта требованиям конкретного сегмента рынка;

наличие инфраструктуры для осуществления поставок;

патентная и юридическая защита и чистота товара;

соответствие нового производства сложившейся организационной структуре Вашего предприятия;

размер расходов на создание нового товара;

рентабельность производства и продаж товара на данном сегменте рынка;

сроки окупаемости инвестиций в разработку и производства товара;

издержки на единицу продукции;

обеспеченность Вашего предприятия соответствующими технологическими ресурсами, машинами и оборудованием, материалами и сырьем, квалифицированным персоналом;

сроки освоения нового ассортимента;

известность товарной марки Вашего предприятия на данном сегменте рынка и т.д.

Стратегия формирования и развития каналов товародвижения.

Здесь учитываются:

требования к сбытовой сети на данном сегменте рынка;

организационная структура системы сбыта Вашего предприятия;

уровень квалификации коммерческого персонала;

опыт сбытовой сети Вашего предприятия на данном или аналогичном сегменте рынка;

оценка целесообразности использования услуг посредника;

принятые на рынке виды и число используемых посредников;

возможность увеличения объема продаж при помощи посредников;

политика посредников по отношению к Вашему предприятию;

возможности финансовых ресурсов Вашего предприятия по созданию системы сбыта;

степень эффективности собственной системы сбыта по сравнению с альтернативными возможностями;

соответствие нового производства организационной структуре сбыта Вашего предприятия;

существующие на рынке практика и обычаи осуществления поставок;

количество потенциальных потребителей;

географическая концентрация продаж;

привычки и предпочтения конечных потребителей;

размер единичных заказов;

делимость товара;

изменчивость и неустойчивость товара (с позиции возможности его хранения);

объем сервиса и услуг, предоставляемых Вашим предприятием покупателю;

степень стремления руководства к контролю за каналами сбыта;

прогноз решения транспортных вопросов;

планирование логистики движения потоков товаров и материалов;

работа с поставщиками;

разработка системы снабжения и т.д.

Ценовая стратегия.

Разрабатываются следующие направления:

уровень цены за единицу товара;

динамика цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара;

соотношение цен товаров Вашего предприятия, различных по степени новизны и ассортименту;

цены конкурентов;

соотношение уровня Ваших цен с уровнем цен конкурирующих организаций на данном сегменте рынка;

степень ценовой и неценовой конкуренции;

степень функциональной и фирменной конкуренции;

зависимость спроса от цены товара (эластичность спроса);

соответствие оптимальному соотношению между ценой и потребительской стоимостью товара;

степень новизны товара;

выбранная тактика ценовой политики;

наличие аналогов или заменителей Вашему товару на данном сегменте рынка;

соответствие цены новизне и качеству товара, сервисной политике и обслуживанию, престижу торговой марки Вашего предприятия, длине канала реализации, типу используемого посредника, характеру рынка (первичный или вторичный), условиям поставки, кредитно-финансовым условиям, системе скидок и надбавок, принципу ценообразования и т.д.

Стратегия формирования спроса и стимулирования сбыта.

Включает в себя следующие составляющие:

особенности рекламной политики;

план рекламных мероприятий;

подбор побудительных мотивов для организации рекламной компании на данном сегменте рынка (качество, цена, удобство, экономичность и т.д.);

предпочтительность и эффективные средства рекламы на данном сегменте рынка;

размер расходов на рекламу;

распределение расходов по средствам (по каналам) рекламы;

расходы на товарную и престижную рекламу;

оценка рентабельности и эффективности рекламной компании;

связь рекламных мероприятий с жизненным циклом товара;

соответствие рекламы характеру товара, образу и фирменному стилю Вашего предприятия, обычаям целевого рынка;

определение основных видов ярмарок и выставок для участия Вашего предприятия;

оценка возможностей эффективности этого участия;

определение других средств стимулирования сбыта;

стимулирование посредников по сбыту;

определение метода выделения финансовых средств на стимулирование сбыта (метод фиксированного процента, метод установления процента от суммы прибыли, от объема продаж прошлого периода или предполагаемого в будущем) и т.д.

Бюджет реализации маркетинговой программы.

Оценка ее эффективности и контроль. Предусматривается решение следующих вопросов:

общий объем расходов на реализацию всех маркетинговых мероприятий, планируемых данной программой;

расходы на маркетинговые исследования;

расходы на составление прогноза развития рынка;

расходы на изучение производственно-сбытовых возможностей Вашего предприятия;

расходы на составление маркетинговой программы;

расходы на заработную плату сотрудников маркетингового отдела Вашего предприятия;

расходы на оплату услуг специализированных маркетинговых и рекламных организаций;

расходы на оплату услуг посредников;

расходы на предварительную и окончательную оценку эффективности данной маркетинговой программы;

формы и методы контроля за ходом выполнения маркетингового плана;

расходы на внесение текущих корректив в маркетинговую программу в период ее реализации и т.д.

Наши рекомендации