Произношение звуков в словах и предложениях. Усвоение вопросительной интонации
Гномы Гена и Гога жили далеко-далеко, в дремучем лесу. Где они жили? Решили они на мир ... (поглядеть), с вами познакомиться. Долго ли, коротко ли шли, к большому городу ... (подошли). Видят — ог-ра-да. Что они увидели? (Ограду.) А за оградой — детский сад. Так они оказались у нас. Как вы думаете, какая у них была дорога? (Долгая, длинная дорога.) Задайте гномам вопросы о том, как они жили, что у них было.
Примерные вопросы: «У вас есть огород?», «У вас есть сад?», «Что вы любите есть?» «Каких животных разводите?»
Догадайтесь, какие овощи есть на их огороде, в названии которых слышится звук г. (Огурцы, горох.) Что растет в саду? (Груши, гранат, виноград.). В поле сеем гречиху.
Выставляются картинки с изображением называемых предметов. Какую кашу мы варим из гречки? (Гречневую кашу.) Мы вам принесли много ... (гороха). Какой суп вы сварите? (Гороховый.)
Логопед показывает одну горошину.
Скажите ласковое слово. (Горошинка.) Назовите слова, в которых звук гслышится в начале слова.
Затем дети называют слова, в которых звук гслышится в середине.
Угадайте, какой сок любят гномы.
Определение сока по цвету стаканов: гранатовый, виноградный,
Чем Гога и Гена рыхлили землю? (Граблями.) Сколько грабель у них? (У них двое грабель, граблей.) Послушайте, как Гена рассказывает о своей работе.
Мы лопатки взяли, грядки раскопали. Грабли в руки взяли, грядки разровняли.
Дети показывают, как они работают. Повторяют четверостишие. Где любили работать Гена с Гогой? (На грядках, в огороде.) Чем разровняли грядки? (Граблями.)
Выставляются гармошка и гитара.
После работы они любили играть на ... (гармошке и гитаре). В каком слове вы услышали звук г? Какой первый звук в слове гитара? Кем был Гена, если он играл на гитаре?
Изобразить игру на гитаре.
Кто мы сейчас? (Гитаристы.) Кем ты был? (Гитаристом.) А сейчас представим, что мы с Гогой играем на ... (гармошке). Кто ты, Саша? Кем ты был? (Гармонист, гармонистом.)
7. Звуко-слоговой анализ слов гуси, Гога, Гена
Какие домашние птицы были у гномов? (Гуси.) Гога и Гена еще не знают, как можно обозначить это слово. Покажем им. Звуки обозначим кружочками, а слоги и слово — полосками. Показ схем слов Гога и Гена. Узнавание слов детьми.
Практическое усвоение существительных множественного числа в родительном падеже
Гога хочет знать, каких птиц вы увидели на участке. (Мы видели галок, голубей, снегирей, щеглов.) Почему мы никогда не видели глухаря, гагару? Гога предлагает заменить в его имени гласный звук о на звук а, и вы узнаете название птицы. (Гага.) Где они гнездятся? (На горных скалах, на берегу Баренцева моря.) Что значит «гнездятся»? Скажите похожие слова. (Гнездо, гнездышко, гнезда, гнездовье.) А знаете ли вы, что гагачий пух очень легкий, мягкий и из него шьют пуховики для летчиков и полярников? Какая птица прилетает с юга первой? (Грач.) Послушайте стихотворение-шутку Гены: «Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей». В каком слове сделана шуточная ошибка? Какой звук надо заменить, чтобы это слово звучало правильно? Чтение хором.
Физминутка
Грач качался в гамаке (наклоны в сторону). Гуси — в волнах на реке (наклоны вперед-назад).
Мимо голуби летели (покачивание руками) И на веточку присели (приседание). Веточка качается (покачивание руками) Неплохо получается.
10. Составление предложений по опорным словам гуси,
гага, голуби. Анализ словесного состава предложения
Научим гномов придумывать предложения. Чем мы обозначим слова? (Полосками.)
Анализ одного предложения.
11. Произношение звуков в пословицах и поговорках
Гога и Гена очень любят пословицы и поговорки. Прочтем им
и объясним, почему так говорят: «Помогу, помогу, а пришло время — не могу!»; «За глупой головой и ногам плохо!»; «Нет друга — ищи, а нашел — береги»; «Не говори — не умею, а говори — научусь».
12. Знакомство с буквой г
Покажем гномам их букву. На что она похожа? «Перед нами буква г стоит подобно кочерге»; «Букву на плече носил, на лугу траву косил».
Составление слов из разрезной азбуки: Гога, гуси, гага, гномы.
Итог занятия
Тема «Звук с»
1. НЕЗНАЙКА ПОКУПАЕТ ПОСУДУ
Материал.Кукла Незнайка; посуда, сделанная из разных материалов; картинки с изображением самоката, самолета; предметные картинки из настольно-печатной игры «Маленькая хозяйка».
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика
Изобразить испуг, сожаление, отчаяние от разбитой посуды. Выразить мимикой, движением отношение мамы к случившемуся.
Сообщение темы занятия
Выделение звука с из отгадки (самовар).
Отгадайте загадку. «Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода» (Самовар.) Вместе с Незнайкой повторим звук с и побеседуем о посуде.