Старший преподаватель кафедры социальной работы, социальной и клинической психологии
Сибирский государственный медицинский университет
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к нему лучше и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья [3].
Проходившие в России радикальные реформы 90-х годов XX века отвлекли внимание государственных структур от повседневных проблем в деятельности ряда социальных институтов, в числе которых оказалась и российская семья. Снижение внимания к ней привело к развитию чрезвычайно неблагоприятных социальных последствий, среди которых рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство. Статистика дает неутешительную информацию о прогрессирующем росте вовлеченности детей в эти асоциальные процессы [4].
Так, в результате экономических реформ семья оказалась в ситуации, не имеющей исторических аналогов. Урбанизация и индустриализация влияли не только на социально-экономические аспекты индивидуальной, семейной и общественной жизни, но и на характер и способ ведения домохозяйства, внутрисемейные отношения, демографическое поведение, структуру и размер семей, способствовали становлению малых форм семей. В свою очередь, постиндустриальные общества демонстрируют особенности семейной эволюции, среди которых исследователи отмечают изменение устоявшихся представлений о семье, деградацию этических норм, нестабильность браков, превращение в норму неполных семей и рост их числа, снижение роли семьи в социализации детей и т.д. [2].
Драматизм ситуации усугубляется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьёй, привели к возникновению совершенно новых, ранее не свойственных проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания, дети не обращаются к ним за советом и помощью, считая их некомпетентными в новых жизненных обстоятельствах, неспособными к преуспеванию в современных конкурентных условиях [5].
Если обратить внимание на православное учение о семье, то нерадение о детях является большим из всех грехов, приводящих родителей к крайнему нечестию. Ребенок подобен молодому деревцу, легко склоняемому в любую сторону, он может стать и ангелом, и дьяволом в зависимости от воспитания, которое получит [11].
Тихон Задонский призывает родителей поступать со своими детьми так, как поступает с саженцами садовник, отсекая негодные побеги, которые могут повредить и иссушить дерево, - отсекать растущие в них страсти, чтобы те не разрослись и не завладели ими, привязывать их сердца к страху Божию, «воспитывать их в учении наставлении Господнем» [9].
Пока душа ребенка нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, необходимо пробуждать ее к добру, учит св. Василий Великий: «Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда уже будут заложены... и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех» [11].
Исследования показывают, что одним из действенных средств укрепления семьи и создания доверительных отношений между взрослыми и детьми как основы воспитания является наличие в ней навыков разностороннего общения. В процессе общения члены семьи реализуют множество функций: тут и эмоциональное единение, и обмен информацией, и передача жизненного опыта от старших младшим, и межсупружеская эмпатия, и взаимная моральная поддержка, и ряд других функций. Изучение мотивов разводов убеждает, что основная масса браков расторгнута по причинам недооценки супругами фактора конструктивного взаимного общения. Отсутствие навыков общения - недостаток не только российской семьи [4].
Еще один аспект, влияющий на усиление трансформации семейных ценностей в России, заключается в том, что на пути усвоения семьей нравственных и иных принципов жизни, наша страна многое заимствует у развитых стран и тем самым утрачиваются глубоко устоявшиеся собственные социальные нормы, отражающие национальную специфику российского менталитета [6].
Для России на протяжении многих веков главенствующую роль занимали христианские семейные ценности, преимущественно православные, которые отражают иерархическую природу брака. Согласно православному вероучению, жена создана Богом равной мужу по своей человеческой ценности, но не равной ему по своей роли в их общей жизни. Она создана помощницей своего мужа. И только в этом случае между супругами возможны любовь и лад.
Иерархия необходима и потому, что именно она делает супругов одним нравственным целым, ставит их отношения на высшую ступень, когда жена доверяет своему мужу, а тот несет полноту ответственности за общие их интересы. В этом случае жена тоже ответственна за правильный строй общей их жизни, и ее ответственность укрепляет ответственность ее мужа [13].
Но то, что мы наблюдаем в современной России, свидетельствует о попытках насаждения семейных моделей других стран мира. Ярким примером иллюстрирующим данную тенденцию является сожительство двух людей без регистрации, так называемы «гражданский брак». Сам термин пришел к нам из Голландии (но также широко используется в развитых странах, таких как Америка, Франция и т.д.) [3].
Особое внимание хотелось бы уделить демографической ситуации в нашей стране, которая напрямую иллюстрирует семейные изменения. Развернутое исследование, проведенное по инициативе РГСУ в 2006 году «Семья. Демография. Социальное здоровье населения» рассматривает современную российскую семью со многих сторон ее проблемного поля.
В данном исследовании отмечается, что с начала 1990-х гг. наблюдаются процессы депопуляции. Смертность превышает рождаемость, что приводит к сокращению численности россиян. За период 1990 – 2005 гг. население России сократилось на 4,191 млн. человек или на 2,8 %. Помимо сверхнизкой рождаемости и сверхвысокой смертности демографическую ситуацию обостряют рост числа разводов и снижение уровня брачности. Своеобразным эталоном семьи для опрошенных респондентов, вне зависимости от пола, возраста, материального положения и уровня образования, выступает двухдетная семья. Данный тип семьи предпочитает больше половины (54 %) всех опрошенных. Второе место занимает трехдетная семья. Такой тип семьи предпочитают 23 % респондентов. Однодетная семья, которая на практике является сейчас самой распространенной, занимает лишь третье место. Только 12 % всех респондентов выбрали однодетную семью в качестве желаемой модели. Значимым является факт четко очерченной нормативной границы детности (1–3 ребенка в семье), за пределы которой практически не распространяются репродуктивные установки россиян. Бездетную семью в качестве желаемой модели выбрали 2 %, а семью, в которой более трех детей – 9 % [2].
С чем связано уменьшение показателей желаемого числа детей в более молодых возрастных группах? Одним из важных факторов выступает трансформация взглядов россиян на социальную роль женщины и сущность супружеских отношений. Как показал опрос, с мнением, что «жизнь женщины полноценна, если у нее есть дети» и «каждая женщина должна стать матерью», чаще соглашаются россияне более старших возрастов. У молодежи меньше распространена и установка «супруги обязательно должны иметь детей».
Что заставляет индивида редуцировать свои установки на желаемое число детей? В данном исследовании проанализированы две группы факторов: социально-экономические (финансово-материальные, жилищные проблемы) и индивидуально-психологические (страх за будущее своих детей, состояние здоровья супруга/супруги, морально-психологическая неготовность, дети как помеха полноценной личной жизни, профессионального, карьерного и интеллектуального роста).
Среди причин, которые, с точки зрения респондентов, мешают реализовать им свои репродуктивные предпочтения, выделяются финансово-материальные проблемы (их отметили 75 % опрошенных), проблемы со здоровьем и страх за будущее своих детей (по 46 %).
Исследование репродуктивных установок россиян эмпирически подтвердило, что сокращение рождаемости связано с проблемой ценностных ориентации современного человека. На фоне роста значимости образования, материального успеха, карьеры, личной свободы и т.д. постепенно ослабевают ценности детей и семейного образа жизни. В этом плане эффективная реализация мер семейно-демографической политики становится все сложнее, т.к. влиять на ценностные ориентации является весьма трудным делом.
Так же в рамках данного исследования отмечается, что за последние 10–15 лет происходит распространение гражданского (нерегистрируемого) брака. Так, 24 % опрошенных респондентов указали, что «семья может быть полноценной даже без официальной регистрации брака». Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что одним из самых негативных демографических последствий распространения сожительства в нашем обществе является снижение репродуктивных установок: желаемого и ожидаемого числа детей. Наиболее перспективной категорией населения с точки зрения его репродуктивного потенциала остаются респонденты, которые состоят в официально зарегистрированном браке. Среди них отмечаются самые высокие показатели желаемого и ожидаемого числа детей (2,4 и 1,9 при 2,27 и 1,73 среди состоящих в гражданском браке и 2,04 и 1,64 среди холостых и незамужних) [2].
«Рождаемость надо планировать!» – такова современная установка. С экономической точки зрения семья должна быть готова к новым расходам. Но если к появлению ребенка готовиться слишком тщательно, то его можно не успеть завести, а появление в семье маленького существа само по себе, наоборот, может принести и радость и всплеск любви. Следующий удар по детству: познав, что любовь – это, прежде всего сексуальное удовольствие, трудно отказаться от столь приятного времяпрепровождения в пользу тягот, сопутствующих появлению в семье нового ее члена. По- тихоньку любовь и секс становятся абсолютными синонимами. В итоге сексуальная либерализация направлена на предельное снижение рождаемости. Те дети, которые уже родились, не остались в стороне от либеральной атаки. Объявив индивидуальность своей базовой ценностью, современное общество получило нравственное обоснование для вмешательства в жизнь каждой семьи. Ребенок – это тоже личность и индивидуальность. Как личность, он имеет свои права, которые могут нарушаться. Нарушителями прав ребенка могут быть не только посторонние люди, но – и прежде всего его родители. Отношения родства становятся чем-то вторичным по сравнению с отношениями гражданства [5].
Современная модель общества с удовлетворением декларирует полную обособленность, тем самым разрывая связь поколений. В последнее время СМИ пестрят сообщениями из стран, считающих себя демократическими, что органы охраны правопорядка и общественные организации оперативно реагируют на любую жалобу ребенка, если она связана с насилием в семье. Но насилие можно понимать широко: от сексуальных домогательств до рукоприкладства (шлепок по попе может запросто попасть в эту категорию), а так же различных форм принуждения, например, настойчивое желание родителей привести в храм ребенка, если он этого не слишком хочет. Современное общество делает все, чтобы дети знали об этом, а такое знание опровергает родительский авторитет [10].
Современная семья воспитывает «успешного молодого россиянина», потребителя – эгоистичного человека без глубоких привязанностей. Поэтому ценности православной семьи сознательно вытесняются. Место семьи должны занять мужчина и женщина на какое-то время решившие пересечь свои судьбы. Проблема детей в этом контексте не возникает, детей может воспитывать кто угодно [8].
В настоящее время всерьез обсуждается возможность отдавать детей на воспитание в однополые «семьи». Ряд стран уже приняли такого рода законы, например в Америке провозглашающей себя оплотом не только демократии, но и христианской морали, однополые браки узаконены в 5 штатах: (Вермонт, Коннектикут, Массачусетс, Айова, Колумбия), а 24 июля 2011 г. к ним присоединился шестой – Нью-Йорк. Уже в первый день действия закона было зарегистрировано 659 однополых браков. Французский парламент 23 апреля 2013 года проголосовал за легализацию однополых браков [7]. Мы наблюдаем сейчас разрушительные тенденции.
А если посмотреть формулировки в документах нашей страны, то можно увидеть, что вместо традиционных «отец» и «мать» звучат «первый родитель» и «второй родитель», что способствует обесцениванию самого понятия «семья»! Человек лишается духовной опоры и становится статистической единицей общества. И только церковь со своим консервативным отношением к понятиям «Семья» и «Брак» позволяет сохранить человека как культурную и национальную идентичность [10].
В заключении добавим, что институт семьи в настоящее время претерпевает колоссальное количество изменений в разных аспектах семейных ценностей и установок, что возможно в дальнейшем приведет нашу страну к неожиданным последствиям. Говорить о том будут ли они положительными, на наш взгляд не стоит, так как выше было сказано, что современное российское общество уже «пожинает плоды» трансформации в виде подростковой наркомании, раннего материнства и внебрачных детей, криминализации и преступности несовершеннолетних, насилия над детьми в семье и еще многими негативными явлениями, касающимися семьи и семейных ценностей [4].
Из творений Свт.Иоанна Златоуста: «Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии и соединены друг с другом как одна плоть… Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и всегда живут в спокойствии… Живущих в таком супружеском союзе ничто не может слишком опечалить, нарушить их мирного счастья. Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, огражденным, как великой стеной, единодушием в Боге… Это умножает их богатство и всякое обилие; это возводит их на высшую ступень доброй славы; это привлекает на них и великое Божие благоволение» [12].
Литература
1. Антонов А.И. Перспективы рождаемости в связи с тенденциями установок детности // Демографические процессы в России XXI века. М., 2002.
2. Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова //Социологические исследования. – 2006. – № 11. – С. 61–73.
3. Голод С. И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социол. исслед. 2008. N 1
4. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 102–109.
5. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Социол. исслед. 2003. N 7.
6. Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях/ Ю.П. Лежнина // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 69–77.
7. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы / Социол. исслед. 2004. N 5.
8. Рабжаева М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России XX века // Социол. исслед. 2004. N 6.
9. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита И. Маслова. Загорск. 1981
10. Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества. – М., 2007.
11. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Ч. 4. Сергиев-Посад, 1901.
12. Творения иже во святых отца нашего И. Златоуста. Т. 4. СПб.. 1998.
13. Шиманов Г. Здоровая семья как условие сохранения нации/ Г. Шиманов // Молодая гвардия. – 2008. – 5. – С. 267–273.
СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Сафронова А.И.
научный руководитель Е.С. Толстолес,