Формирование лексических и грамматических обобщений 5 страница
Ешь ем ест
Пей \ пью пьет
Причещись причесываюсь причесывается
Для того чтобы дети могли свободнее ориентироваться в таблице, мы советуем писать глаголы черными буквами, местоимения — синими, а изменяемые окончания глаголов — красными.
На третьем году обучения дети должны пользоваться глаголами настоящего времени 3-го лица не только в единственном числе, как это имело место на втором году обучения, но и во множественном. Для использования этих глаголов в общении вывешивается таблица для справок. В ней возникает надобность и в связи с работой над предложением и текстом. Для усвоения множественного числа глаголов рекомендуется давать поручения одновременно двум-трем детям, но при этом обязательно надо менять число детей, выполняющих поручения. Делать это нужно для того, чтобы дети не пришли к ошибочному обобщению: если один, то играет, если двое, то играют, а если играют трое или четверо, то надо сказать как-нибудь по-другому.
Следующая тема — «Образование множественного числа существительных» — изучается также на более высоком уровне, чем это имело место в прошлом году. Теперь уже нельзя ограничиться только запоминанием множественного числа некоторых обиходных существительных. Детей необходимо подвести к обобщению, на основе которого они могут сами образовать нужную форму существительных. Они должны узнать, что слова, оканчивающиеся на г, к, х, ж, ч, ш, щ, а также на буквы ь и я, во множественном числе оканчиваются на и. Дети должны усвоить, что это правило распространяется и на слова, в которых эти буквы являются предпоследними, в сочетании с буквой а, т. е. слова женского рода, и что во всех остальных случаях во множественном числе ставится буква ы. Слова, имеющие нетипичные окончания, дети должны запомнить как исключения.
Для закрепления этого материала рекомендуется подобрать соответствующие картинки, на которых изо-
14 Б. Д. Корсунская £09
бражены одни и те же предметы, но в разном''количестве. Эти картинки следует использовать на занятиях для их описания. С этими же картинками проводится игра «Вспомни, что нарисовано» или «Угадай/ что задумали». В обоих случаях дети многократно повторяю! эти слова-исключения и таким образом запоминают их Для справок вывешивается таблица.
X Петухи Петух (рис.) |
Ш
Ключи Ключ (рис.) |
Флаги Флаг (рис.) Щ Плащи Плащ (рис.) |
Карандаши
Карандаш
(рис.)
К |
Я |
Ж
Кубики Ножи Вишня Двери
Кубик Нож Вишни Дверь
(рис.) (рис.) (рис.) (рис.)
Исключения также даны в виде таблицы, которая висит в группе, пока дети их не запомнят.
лист — листья дерево — деревья крыло — крылья перо — перья стул — стулья |
Санки Ножницы Пальто Брюки |
окно — окна облако — облака яйцо — яйца полотенце — полотенца блюдце — блюдца глаз — глаза ухо — уши
В этом же году расширяется изучение темы «Усвоение сочетаний глаголов с существительными в роли прямого дополнения». Система работы та же, что и в прошлом году. На новые глаголы составляются дополнительные таблицы. Теперь уже дети должны в каждом отдельном случае уметь объяснить связь окончания существительного с окончанием соответствующего глагола, например: Чашку — потому что вытри. Шуру — потому что позови и т. д. Глаголы распределяются по группам, где глаголы требуют после себя употребления одного и того же падежа, 210
Р„с 12 Образец иллюстрации для составления предложений с предлогами на, под, около.
Детей учат переводить глаголы из повелительного наклонения в настоящее и прошедшее время. Большую помощь в этом отношении оказывает пользование справочной таблицей. Игра в «поручения» и последующее составление текста служат наилучшим упражнением в образовании новых форм глаголов и их закреплении.
Последняя задача этого года — научить детей изменять окончания существительных, отвечающих на вопросы где? и куда?
Программа предусматривает овладение этим умением лишь в отношении 20 наиболее обиходных существительных. Система занятий должна быть следующей: проводится беседа, в процессе которой дети отвечают на вопрос где? Речь идет о предметах, местонахождение которых постоянно, например: Где посуда? (В буфете.) Где рыбы? (В аквариуме.) Где игрушки? (В кукольном
уголке.)
Отвечая на вопрос, дети должны каждый раз указывать местонахождение предмета. Для этой цели педагог заготавливает справочную таблицу со всеми этими существительными, сверху красным цветом пишет вопрос.
Если дети не могут ответить или отвечают неправильно, ставя существительное, определяющее местонахождение, в именительном или винительном падеже (буфет, кукольный уголок), педагог предлагает справиться по таблице, обращает внимание на вопрос где? я изменение окончания. Ребенок сам исправляет ошибку, за ним хором правильно повторяют ответ все остальные дети.
Этот же вопрос задается в отношении предметов (немного позднее и людей), которых они в данный мо-
мент не воспринимают; вместе с тем они знают, где находятся эти предметы.
Для закрепления пространственных представлений для понимания зависимости грамматического оформле'-ния слов от поставленных вопросов где? куда? рекомендуется использовать рисунок и составить таблицы для справок.
ЧЕТВЕРТЬ! И ГОД ОБУЧЕНИЯ
Роль системы специальных занятий по Лексические формированию обобщений с этого года
обучения несколько уменьшается, так как у детей уже заложены основы, позволяющие им воспринимать новое слово как обобщение, и развит навык запоминания слова. Теперь часто бывает достаточно обеспечить точное восприятие буквенного состава слова, привести два-три примера его употребления, чтобы названия качеств или действий многих знакомых детям предметов были усвоены ими правильно. Дети начинают самостоятельно называть новым словом подобные предметы, действия и качества. Это и является доказательством того, что сделано первичное обобщение.
Теперь источником обобщений и развития речи в го-. раздо большей степени становится и непосредственное,'' общение. Становится возможной уже и такая работа над значением слов, которая осуществляется при обучении слышащих детей дошкольного возраста. Однако специальные занятия по формированию наиболее сложных понятий сохраняются. Так в связи с изучением темы «Люди, окружающие ребенка» дети на специальных занятиях знакомятся с деятельностью повара, врача, дворника. Для образца приводим систему работы по теме «Повар».
Еще на 2-м и 3-м годах обучения дети спрашивали у повара, что приготовлено на завтрак, обед, ужин. Они знали, как его зовут, что он готовит им вкусные блюда. В этом году проводится специальная экскурсия на кухню, где дети последовательно осматривают все находящиеся в ней предметы, наблюдают эти предметы в действии. Педагог обращает их внимание на то, как готовят пищу на раскаленной плите, какая огромная сковорода 212
кастрюля, на чистоту в кухне, на белый фартук и бе-'ый колпак повара тети Ани и на то, как работает повар.
Им поясняют, что повар старается, чтобы обед был готов , прИходу детей с прогулки, и хочет, чтобы у них был
вкусный обед. Потом педагог организует диалог с по-
заром.
При детях провертывают в мясорубке мясо для кот-чет, жарят котлеты. Дети смотрят, как помощница тети Дни чистит и моет овощи. Внимание детей останавливается на оборудовании кухни: мясорубке, хлеборезке, весах, вентиляторе, холодильнике, мойке. Возникают вопросы: Зачем они? Для чего? Зачем окна затянуты марлей? Желательно специально организовать и использовать помощь детей в приготовлении пищи.
Работу повара можно наблюдать и в ближайшей
столовой.
Рекомендуется сфотографировать кухню, отдельные, наиболее характерные виды работ (чистка картофеля, резка хлеба, снятие пробы супа), основную кухонную
утварь.
Все эти фотографии надо снабдить соответствующими подписями.
Надо приобрести набор детской кухонной посуды. Полезно организовать сюжетную игру «Приготовим куклам обед» с последующим составлением текста.
Основная подтема, изучаемая в этом году, — «Материалы, из которых сделаны предметы». Непосредственно в общении и особенно в связи с работой по теме «Целые и испорченные (разбитые, сломанные, рваные) предметы» дети узнают названия материалов, из которых сделаны указанные предметы. Однако, чтобы упорядочить опыт, уточнить понятия, проводится и система занятий. Она строится аналогично всем занятиям, на которых изучается качество предметов. Однако при этом необходимо, во-первых, брать пары разных по материалу предметов и, во-вторых, использовать как настоящие, так и игрушечные предметы.
Умение детей классифицировать предметы соответственно поставленной задаче очень важный этап в развитии их мышления. В связи с изучением этой темы предметы группируются по материалам. Ложка, коробка и машина объединены вместе, потому что они металлические (в группу металлических включаются стальные,
алюминиевые, серебряные и медные предметы). Дру. гие — ложка, коробка и машина — объединены потому что все они деревянные. Следует привлечь внимание детей к корню слова деревянные. Это еще один угол зрения, на основе которого дети объединяют пред, меты.
Сравнивая деревянные предметы с металлическими основной упор надо делать на их тяжесть. Металлические предметы тяжелее — тонут в воде; деревянные легче — не тонут в воде. Рекомендуется сделать коллекцию из предметов и кусочков материала, из которых сделаны эти предметы. То и другое надо снабдить подписями. При описании предметов дети указывают и на материал, из которого они сделаны.
Последний раздел темы - - уточнение вкусовых ощущений и усвоение обозначающих их слов.
Формирование понятий и усвоение слов кислый, сладкий, горький, соленый строится по тому же образцу, что и другие занятия, связанные с усвоением прилагательных. Следуя основному принципу — знакомить детей сразу с двумя близкими по смыслу, легко смешиваемыми понятиями, -- мы считаем необходимым сопоставить попарно указанные понятия, чтобы диффузные понятия вкусно—невкусно стали дифференцированными сладкий, кислый, горький. С понятием соленый дело об- , стоит несколько сложнее, так как обычно ощущение соленого возникает тогда, когда к пище добавляют соль.
Формирование понятия соленый облегчается тем, что дети могут видеть, как изменяется вкус после добавления соли к различной пище.
Формирование понятий вкус является относительно более сложным, так как дети не видят соответствующих качеств.
При попарном сравнении вкуса объектов (методическое условие такого рода занятий) ребенок должен ощутить вкус, сохранить известное представление, а затем сравнить это представление с новым ощущением. Отсутствие необходимой наглядности затрудняет формирование представления о вкусовых качествах. Поэтому сразу выделить и назвать признак, который дан в его естественном виде в комплексе других признаков, нельзя. Нужно уточнить эти представления и создать обобщенное представление о вкусовых ощущениях. 214
для того чтобы отделить вкусовое ощущение от тальных и максимально его выделить, детям предла-•ают пробовать воду без цвета и запаха, но различную на вкус. Этот вкус каждый раз называют соответствующим словосочетанием: кислая вода, горькая вода и т. д. При этом детям предъявляются соответствующие таблички. На занятиях используются и другие продукты. Названия некоторых из них дети могут и не знать, что не помешает им определить их вкус. Если ребенок не знает названия предмета, можно игнорировать ошибку в окончаниях прилагательных. Отвечая на вопрос: Какой по вкусу? — дети ориентируются на вопрос. Закрепление происходит в игре «Угадай-ка!» Для контроля рекомендуется сначала брать резко отличающиеся предметы, а затем одинаковые.
Вот общая схема системы этих занятий Ч 1. Выделение вкусовых свойств предмета на основе сравнения вкуса чистой воды с водой, к которой в одном случае прибавлен сахар, в другом — соль, в третьем — кислота и т. д. Причем вода должна быть в одинаковой посуде, в одинаковом количестве. Каждую из жидкостей дети пробуют, сравнивая со вкусом чистой воды, и определяют ее вкус соответствующим словом-названием: соленая, горькая, кислая, сладкая.
2. Проба на вкус различных продуктов питания
с примесью к каждому из них сахара, кислоты (можно
использовать витамин С), соли.
3. Определение различных предметов, отличающих
ся по вкусу. Например, лимон—кислый, груша—сладкая,
яблоко—кислое, яблоко—сладкое.
Для определения горького вкуса, хотя это и не совсем правильно, детям предлагают лук.
Понятия вкусный и невкусный формируются в процессе проведения с детьми режимных моментов.
Специальной системы занятий по формированию понятий о действиях на четвертом году обучения не проводится.
Содержание намеченных к усвоению слов (думай, подожди, не подсказывай, не разговаривай) дети теперь
'_ Подробно об этом ом. в работе Б. Д. Корсунской и Н. Г. Моро-овой «О постановке понятий в младших классах школы глухонемых». М„ Учпедгиз, 1939, стр. 56—62.
уже легко могут усвоить при непосредственном общении в быту и в процессе общения на занятиях. Слово болеть дети усваивают в связи с работой по темам «Врач», «Поликлиника».
Новая тема этого года — качество выполнения действий, усвоение слов быстро, медленно.
Трудность формирования этих понятий заключается в том, что дети обычно не соотносят быстроту выполнения действий с объемом выполняемой работы или быстроту передвижения — с определенным пространством. Так, детям предлагалась наглядная задача: Шура и Таня мыли посуду. Их внимание было привлечено к tomv, что у Шуры посуды больше, но закончили они работу вместе. И на вопрос: Кто быстрее работал? •— все 24 ребенка, участвовавшие в эксперименте, ответили: Одинаково. На вопрос: Почему вы думаете?—все дети ответили: Вместе. Во всех случаях понятие быстрее отождествляется ими с понятием первый. Так и во второй задаче, когда Витя и Ира, пробежав разное расстояние, пришли к финишу одновременно, на вопрос: Кто бежал быстрее?—дети опять-таки ответили: Одинаково, вместе. Но, когда пробежавший меньшее расстояние пришел первым, дети, не учитывая этого, говорят, что первый из детей бежал быстрее.
Вот почему, формируя эти понятия, сурдопедагог:* должен учитывать и предотвращать указанную тенденцию, уточняя понятие быстро. Он должен учить детей при сопоставлении скорости учитывать не только время, но и расстояние, что особенно важно для развития логики мышления.
Тема «Пространственные отношения, выраженные предлогами и наречиями» в этом году включает усвоение предлогов из, к и с. Они даются аналогично тому, как давались предлоги в предшествующие годы: парами, в сравнении, в сопоставлении. Впоследствии их употребление закрепляется во время игр и выполнения поручений.
Упражнения в употреблении предлогов следует строить на материале употребляемых в обиходе словосочетаний. Таких словосочетаний немного: пришел из дому (группы, сада, коридора); взял из шкафа (буфета, коробки, уголка); подошел к тете (доске).
Наречия, усвоение которых предусмотрено программой, даются также группами. Используются поручения 216
и последующее словесное оформление их детьми в виде ответа на вопрос что ты сделал (а)? Детям предлагают положить книгу в шкаф (наверх); положить ложку справа; положить вилку слева и т. д. Поручения следует заранее спланировать в последовательности, описание которой даст связный текст.
Так, например, во время игры «Построим дом» даются последовательно следующие поручения: Принеси два синих кубика и два красных кубика; построй дом; справа в доме сделай окна, слева — дверь, сзади построй забор, вверху, на доме, посади кошку, внизу, у дома, поставь собаку и т. д.
Рис. 13. Образец иллюстраций для составления предложений со словами справа, слева, посредине. |
После постройки кукольного домика может быть проведена игра «Что изменилось?», которая также служит для закрепления предлогов и наречий, так как обеспечивает их активное употребление. Педагог предлагает детям закрыть глаза, а затем вносит изменения в постройку, после этого спрашивает: Как было? Дети отвечают: Окна были справа, а дверь — слева. А теперь окна — слева, а дверь — справа. Кошка была вверху, а собака — внизу. Сейчас кошка внизу и т. д. Проводится
беседа по картинке (рис. 13). Уточняется кто стоит справа, слева, посредине; кто рисует справа, слева, посредине'.
Разнообразить эту игру можно бесконечно, в зависимости от того, какой материал подлежит закреплению.
Временные представления, подлежащие усвоению на этом году обучения, выражаются словами сейчас, теперь, потом, после, давно, недавно, раньше. Этот минимум дети должны усвоить непосредственно в общении.
Для формирования понятий утром, днем, вечером, ночью рекомендуется изготовить часы. Когда дети овладевают этими представлениями, они делают часы, на циферблате которых отображается время суток и перечисляются те виды занятий, которые дети выполняют в это время. Пособие это вводится к концу четвертого года обучения и широко используется на пятом году. Когда дети отправляются вечером спать, стрелка передвигается на то место циферблата, где написано слово ночь. Утром стрелку переставляют на то место циферблата, где написано день. При этом дети говорят: Сейчас день, мы будем заниматься, гулять, играть.
Такой же передвижной календарь делается и для определения времен года. На этом году обучения погода определяется детьми уже в форме связного текста из двух-трех предложений. Кроме того, на тему о временах года дети читают соответствующие тексты.
Грамматические обобщения, сделанные Грамматические детьми на втором и третьем году обучения, уточняются и закрепляются сейчас в играх-упражнениях на новом, изо дня в день расширяющемся лексическом материале. Каждая новая тема дается обязательно в сопоставлении с ранее усвоенной. Первая тема данного года — обобщение форм глаголов, самостоятельное образование формы 3-го лица множественного числа настоящего времени. Дети должны узнать о существующей зависимости между окончаниями глаголов во множественном числе и их окончаниями в единственном числе.
Используя знакомые детям глаголы, следует проводить систему занятий, подводящую детей к обобщениям. Для этого рекомендуется: а) изготовление тематических
картинок и составление по ним предложений (рис. 14); б) составление справочной таблицы; в) проведение игры «Угадай, что делает?»1; г) составление сюжетного рассказа по картинке, на которой изображено большое количество разнообразных действий, выполняемых разными лицами. Так, например, на картинках могут быть изображены дети, выполняющие различные действия, названия которых в настоящем времени оканчиваются на -em. Желательно, чтобы на материале этих картинок дети не только упражнялись в правильном изменении слов, но и уточняли их лексическое значение. Имеются три картинки. На одной девочка играет с куклой; на другой мальчик играет с паровозом; на третьей группа детей играет в лото. Педагог последовательно спрашивает: Что делает девочка? Ребенок отвечает: Она играет. Педагог спрашивает: Что делает мальчик? Ребенок отвечает: Он играет. Педагог: Что делают мальчик и девочка? Ребенок: Они играют. Затем педагог ставит обобщающий вопрос: Что делают все дети? Дети отвечают: Играют.
Таким образом, дети не только упражняются в употреблении новой формы глагола, но и получают представление об обобщающем значении слова играть (рисунок) .
Точно так же формируется у детей понятие-обобщение прыгать. По картинке дети упражняются в назывании глагола прыгать в единственном и множественном числе. Это действие выполняется разными детьми и по-разному: девочка прыгает через -веревочку; мальчик прыгает без веревочки; девочка прыгает через веревку, которую вертят ее подруги.
Для усвоения обобщающего значения глагола ест — едят используют картинку, на которой изображены дети. Они едят суп, арбуз, конфету, бутерброд.
Для закрепления грамматических обобщений используют сюжетные картинки, работа над которыми развивает описательно-повествовательную речь. Но основная цель работы по таким картинкам - - упражнение детей в образовании форм глаголов, закрепление типичных словосочетаний, практическое развитие чувства языка.
На первом занятии педагог подбирает картинки, на которых изображены дети, выполняющие различные
Необходимо и здесь показать относительность этих понятий.
Описание игры см. на стр. 221.
действия. Названия действий относятся к глаголам первого спряжения. Одно и то же действие выполняется несколькими детьми, что дает возможность спросить что делает? и что делают? (рис. 14).
Второе занятие аналогично первому, но работа проводится с глаголами второго спряжения (рис. 15).
На третьем занятии педагог сопоставляет окончания глаголов множественного и единственного числа по таблице, где окончания выделены цветом. Он подводит детей к выводу: рисуют— потому что рисует,а лепят— потому что лепит. Детям предлагают составить предложения с соответствующими глаголами, уже не сопровождая задание постановкой вопроса, который облегчает образование формы глагола. Сейчас дети выполняют задание с большей степенью самостоятельности. При правильном и при ошибочном ответе дети должны объяснить свои ответы ссылкой на окончание, например -ят— потому что летит (-ит).£[ля проверки усвоения правила детям дают знакомые глаголы в единственном числе, еще не встречавшиеся во множественном.
Спустя некоторое время после проведения игры на закрепление зтого обобщения детям для запоминания даются глаголы-исключения. Вывешивается справочная таблица с заголовком «Запомни». Эти немногие глаголы дети обычно запоминают в играх. Проверка проводится по картинке, где эти действия представлены во множественном числе (рис. 16).
Игра «Угадай, что делает?», используемая для усвоения формы глаголов настоящего времени, принимает несколько иной характер, чем это было в прошлом году. Одному из детей или двум-трем, если речь идет об образовании множественного числа, даются поручения: Валерик, рисуй. Валерик и Женя, рисуйте. Остальные дети не знают содержания поручения. Дети в специально устроенном уголке выполняют поручение. Остальные дети как бы угадывают, что они делают. Разумеется, догадаться детям об этом трудно, и потому они вынуждены перебирать по многу раз названия одних и тех же действий в настоящем времени. Таким образом эти глаголы повторяются по многу раз.
После того как дети в каждом отдельном случае отгадывают, что делается за ширмой, педагог дает воз-
беседа по картинке (рис. 13). Уточняется кто стоит справа, слева, посредине; кто рисует справа, слева, посредине !.
Разнообразить эту игру можно бесконечно, в зависимости от того, какой материал подлежит закреплению.
Временные представления, подлежащие усвоению на этом году обучения, выражаются словами сейчас, теперь, потом, после, давно, недавно, раньше. Этот минимум дети должны усвоить непосредственно в общении.
Для формирования понятий утром, днем, вечером, ночью рекомендуется изготовить часы. Когда дети овладевают этими представлениями, они делают часы, на циферблате которых отображается время суток и перечисляются те виды занятий, которые дети выполняют в это время. Пособие это вводится к концу четвертого года обучения и широко используется на пятом году. Когда дети отправляются вечером спать, стрелка передвигается на то место циферблата, где написано слово ночь. Утром стрелку переставляют на то место циферблата, где написано день. При этом дети говорят: Сейчас день, мы будем заниматься, гулять, играть.
Такой же передвижной календарь делается и для определения времен года. На этом году обучения погода определяется детьми уже в форме связного текста из двух-трех предложений. Кроме того, на тему о време1 нах года дети читают соответствующие тексты.
Грамматические обобщения, сделанные Грамматические детьми на втором и третьем году обучения, уточняются и закрепляются сейчас в играх-упражнениях на новом, изо дня в день расширяющемся лексическом материале. Каждая новая тема дается обязательно в сопоставлении с ранее усвоенной. Первая тема данного года — обобщение форм глаголов, самостоятельное образование формы 3-го лица множественного числа настоящего времени. Дети должны узнать о существующей зависимости между окончаниями глаголов во множественном числе и их окончаниями в единственном числе.
Используя знакомые детям глаголы, следует проводить систему занятий, подводящую детей к обобщениям. Для этого рекомендуется: а) изготовление тематических
картинок и составление по ним предложений (рис. 14); б) составление справочной таблицы; в) проведение игры «Угадай, что делает?»1; г) составление сюжетного рассказа по картинке, на которой изображено большое количество разнообразных действий, выполняемых разными лицами. Так, например, на картинках могут быть изображены дети, выполняющие различные действия, названия которых в настоящем времени оканчиваются на -em. Желательно, чтобы на материале этих картинок дети не только упражнялись в правильном изменении слов, но и уточняли их лексическое значение. Имеются три картинки. На одной девочка играет с куклой; на другой мальчик играет с паровозом; на третьей группа детей играет в лото. Педагог последовательно спрашивает: Что делает девочка? Ребенок отвечает: Она играет. Педагог спрашивает: Что делает мальчик? Ребенок отвечает: Он играет. Педагог: Что делают мальчик и девочка? Ребенок: Они играют. Затем педагог ставит обобщающий вопрос: Что делают все дети? Дети отвечают: Играют.
Таким образом, дети не только упражняются в употреблении новой формы глагола, но и получают представление об обобщающем значении слова играть (рисунок) .
Точно так же формируется у детей понятие-обобщение прыгать. По картинке дети упражняются в назывании глагола прыгать в единственном и множественном числе. Это действие выполняется разными детьми и по-разному: девочка прыгает через веревочку; мальчик прыгает без веревочки; девочка прыгает через веревку, которую вертят ее подруги.
Для усвоения обобщающего значения глагола ест — едят используют картинку, на которой изображены дети. Они едят суп, арбуз, конфету, бутерброд. '
Для закрепления грамматических обобщений используют сюжетные картинки, работа над которыми развивает описательно-повествовательную речь. Но основная цель работы по таким картинкам — упражнение детей в образовании форм глаголов, закрепление типичных словосочетаний, практическое развитие чувства языка.
На первом занятии педагог подбирает картинки, на которых изображены дети, выполняющие различные
1 Необходимо и здесь показать относительность этих понятий.
1 Описание игры см. на стр. 221.
можность убедиться в правильности их предположения. Вслед за этим каждый из детей, выполняя поручения, должен ответить на вопрос: Что ты делаешь? (Что ты делал?) В ответе должна быть форма глагола в 1-м лице. Окончания глаголов 1-го и 3-го лица наглядно сопоставляются педагогом.
По мере усвоения глаголов первого спряжения (на -угп, -юm) переходят ко второй форме спряжения (на -ат,-ят).
По такой же схеме проводится игра на усвоение неправильных глаголов.
Для справок составляется таблица наиболее обиходных глаголов: