Краткость подготовительного периода.
Это показатель организаторских способностей классного руководителя. Информацию о том, как проходила подготовка к мероприятию и сколько учащихся принимало в ней участие, можно получить от самого педагога при анализе воспитательного мероприятия.
7. Удовлетворенность обучающихся проведенным мероприятием.
Это общий показатель педагогического мастерства классного руководителя. В результате хорошо подготовленного мероприятия всегда разрешаются какие-то противоречия в коллективе, учащиеся получают или закрепляют нужную информацию, приобретают определенные умения и навыки, полезные привычки. Об удовлетворенности учащихся можно судить по их настроению, поведению, отношению к участникам данного мероприятия.
8. Культура проведения мероприятия, четкость, последовательность запланированных событий, его органическая этапность, свобода проявления чувств, переживаний учащихся, их самостоятельность и инициатива. Это показатель оптимистической атмосферы в учебном коллективе и знание педагогом своих воспитанников, умений каждым находить свое дело в общей работе.
9. Самооценка классным руководителем качества и результатов мероприятия. Объективность самооценки - показатель педагогической требовательности к своей работе.
СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА(По Ильясову)
Во-первых, урок должен соответствовать принципам развивающего обучения. В принципах анализа обращается внимание на самые важные особенности развивающего обучения, особенности, определяющие собой стиль работы учителя.
ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА
Психологический анализ должен строиться на основе следующих принципов развивающего обучения.
1. Урок проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности.
Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение). Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом. Обучение не будет развивающим, если оно не вносит изменений в структуру личности.
2. Изменения в структуре личности происходят лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему убеждению Действие, усвоенное по принуждению, разрушается "сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему побуждению, остается и при изменившихся условиях, так как вплетается в структуру личности Отсюда следует, не ругать за лень, а стимулировать познавательную активность и интересы, не наказывать за невыполнение требований, а так организовывать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренним побуждением самих ребят.
3. Воспитывающее обучение нельзя свести к воспитательным моментам урока. Все элементы урока должны быть воспитывающими по своей сущности. Координирующим центром всех воспитательных средством всех воспитательных средств, методов урока должна быть конкретная психологическая цель.
4. Центральный компонент любого урока — организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и "воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач.
Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.
5. Успех обучения зависит не только от внешних факторов содержания уроков, совершенствования методики, мастерства учителя и т.д., но и от внутренних их условий – индивидуально-психологических особенностей учащихся.
При анализе урока необходимо учитывать и подготовленность учителя, и его рабочее настроение, и контакт с классом, и способность к быстрой ориентировке в неожиданной педагогической ситуации, и умение сочетать фронтальную работу с различными видами групповых и индивидуальных занятий, и т.д. В той же мере следует учитывать и организованность учащихся — уровень умственного развития, отношение к учебе, особенности самоорганизации, учебные способности.
Нельзя согласиться с формулой: «Нет плохих учеников, но есть плохие учителя», но можно и должно ставить вопрос: «Все ли возможности использовал учитель для развития личности каждого своего ученика?».
ПЛАН АНАЛИЗА