Эмоционально-личностного развития
Задачи: совершенствование механизмов переживания. Профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.
1-я часть. Вводная.
Цель: настроить группу на совместную работу. Установить эмоциональный контакт между всеми ее членами.
Основные процедуры работы; приветствия, психогимнастичесские упражнения.
2-я часть. Рабочая
Цель: коррекция проблем эмоционально-личностной сферы. Этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры:
§ элементы сказкотерапии с импровизацией;
§ элементы психодрамы;
§ игры на развитие навыков общения;
§ игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения,
§ рисование, кляксография.
3-я часть. Завершающая.
Цель: создание чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Процедуры: общие игры-забавы или другая общая коллективная деятельность (например, общий рисунок).
Процедуры, способствующие саморегуляции, могут быть включены в любую часть занятия в зависимости от ситуации:
§ упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
§ дыхательная гимнастика (успокаивающе действует на нервную систему);
§ мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
§ двигательные упражнения, предполагающие попеременное или одновременное выполнение разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);
§ чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).
ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
Установочная фаза.
Задачи: образование группы как целого; формирование положительного настроя на занятие; диагностика поведения и особенностей общения.
Психотехнические приемы: спонтанные игры; игры на невербальные коммуникации; коммуникативные игры.
Подготовительная фаза.
Задачи: структурирование группы; формирование активности и самостоятельности; формирование эмоциональной поддержки у членов группы.
Психотехнические приемы: сюжетно-ролевые игры; игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения.
Реконструктивная фаза.
Задачи: коррекция неадекватных эмоциональных реакций; эмоциональное отреагирование и вытеснение негативных переживаний; обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.
Психотехнические приемы: разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций.
Закрепляющая фаза.
Задачи: закрепление адекватных форм эмоционального реагирования на конфликт; формирование адекватного отношения к себе и окружающим.
Психотехнические приемы: специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Задачи: снятие неадекватных стереотипов поведения; снижение конфликтности; изменение самооценки; расширение представления о себе, увеличение арсенала средств общения, снятие тревожности.
1-е занятие диагностическое, жестко структурированное: процедура знакомства, введение норм, диагностика, ритуалы.
Дальнейшая стратегия работы определяется по результатам первого занятия.
1-й этап: (3-4 занятия) проведение спонтанных игр для активной группы или направленных игр для пассивной группы (продолжается до тех пор, пока не сложится групповая структура).
Двигательные игры с возможностями тактильного контакта (жмурки, моргалки, показ зверей, восковая палочка, жучок, кто громче, портфель, путанка, крепость, зеркало, коллективная сказка).
Выбор водящего по считалке (вид укрепления личности). Водящими должны побывать все дети. Признаки того, что групповая структура сложилась:
1) спонтанные тактильные, ласковые интеракции между членами группы;
2) водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию;
3)появилось серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.
2-й этап: (5-6 занятий) коррекция неадекватных способов поведения и общения, освоение новых форм поведения и получение нового опыта общения.
С использованием обратной связи, зеркала, ролевых игр, с проекцией желаемых форм поведения.
3-й этап: (2-3 занятия) закрепление навыков, необходимых для адекватного поведения в обществе. Формирование навыков культурного поведения. Основные средства: сюжетно-ролевые игры.