Патриотического воспитания

Если мы не хотим быть людьми, не помнящими родства, если мы хотим выпасть из русла российской истории, то обязаны уделить внимание воспитанию современной молодежи, привить им чувства патриотизма, героизма, гражданской позиции, воспитать у них гордость за нашу Родину.

Целью патриотического воспитания является формирование гражданской и правовой направленности личности. Задачи: воспитание гордости за свое Отечество, формирование гуманистического мировоззрения учащихся, воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности. Многое требуется от школы: её в этом плане невозможно переоценить. Большую роль в воспитании чувства патриотизма имеет внеурочная краеведческая работа – школьный музей. Одним из основных источников краеведческой работы является – работа с устными свидетельствами старожилов. Каждый человек на Земле имеет свою судьбу. И каждый приходит в этот мир, чтобы вершить историю родной страны, родного края, родного села. Мы с ребятами нашли материал о женщине, которая живёт в Нефтекамске с первых дней основания города. Эта женщина – Шумкова Александра Филипповна, родилась в деревне Сорокино Краснокамского района в 1929 году. Её мать, Екатерина Федоровна – работала колхозницей, а отец – Филипп Петрович был конюхом. В семье было трое детей. Александра Филипповна – самая старшая. Как только началась война, отца забрали на фронт, и через полгода пришла похоронка на него. Он погиб под Ленинградом. В годы войны в колхозе работали день и ночь. Порой так сильно уставали, хотелось плакать, но труженики тыла терпели и знали, что хлеб нужен фронту. Работали в основном на поле женщины, старики и подростки, мужское население ушло на фронт. Очень сильно голодали, ели крапиву, лебеду, искали в мёрзлой земле картошку. На себе таскали мешки с зерном и отправляли их на баржах. Пристань находилась у села Николо-Берёзовка. Выживали за счёт коровы – она единственная кормилица.

Наконец пришла долгожданная весть – Победа! Александра Филипповна помнит хорошо окончание войны. Собралось много народу, все плакали, обнимались и ждали своих родных с фронта, но вернулись немногие. С 1952 года Александра Филипповна живёт с семьей в Марьино. С 1980 года она на пенсии, воспитывает внуков и правнуков. Во время Отечественной войны города Нефтекамска на карте как такового не было. Все ветераны войны, труда, проживающие сейчас в городе, приехали из разных мест нашей огромной Родины. Они приехали, чтобы на берегах Камы освоить огромные нефтяные богатства, построить новый современный город, создать все условия для счастливой, полнокровной жизни. Построили этот город именно те люди, которых сейчас мы называем ветеранами. Многих из них уже нет в живых. Но остались их дети и внуки. Они продолжают жить и воспитывать молодое поколение, передавая ему, навыки в труде, прививая любовь к матери-Родине, и воспитывая патриотизм, который явился основой победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работ, включающих музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды: учебная экскурсия в музее, урок-экскурсия в музее, использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке. Тематика экскурсий: «Знаменитые люди родного города», «Ветераны живут рядом», «Жизнь и быт башкирского народа», «Любимый город Нефтекамск». Так, например, ученица нашей школы нашла хороший материал о своём прадеде Минееве М.М, который родился в 1918 году. Уроженец Краснокамского района Минеев М.М начал службу в армии с 1939 года в Приморье, затем был переброшен на Западный фронт. Служил в разведке пулемётчиком, был дважды ранен. Победу встретил в Кенигсберге, видел лично Рокоссовского, Жукова, а в 1946 г. был демобилизован. Ученики нашей школы активно помогают в сборе материалов о воинах – интернационалистах так, например, ученики 9А класса принесли письма солдат ветеранов Афганистана и мы провели встречу с воинами-интернационалистами, которая никого не оставила равнодушным. В школе проводятся уроки-конференции на тему: «Переломный момент в ходе ВОВ 1941 - 1945гг», пресс-коференции «Судьба языка - судьба народа», внеклассные занятия «Шэжэрэ моей семьи».

В связи с двухсотлетием Отечественной войны 1812 года мы с учащимися нашли материал об этих событиях. Там говорится о таких фактах: «Отечественная война 1812 года вызвала небывалый патриотический подъем Урала. На Отечественную войну ушло свыше 40 тысяч казаков, башкирских конников, солдат регулярных полков. Екатеринбургский пехотный полк, вместе с Пермским, Уфимским, Тобольскими полками в составе Первой армии под командованием Барклая-де Толли, принимал участие в Бородинской битве. Мужество и упорство проявил Оренбургский драгунский полк, стоявший на левом фланге батареи Раевского. Денежные пожертвования на Отечественную войну составили по Уралу более одного миллиона рублей. «Этот материал вызвал большой интерес у ребят, они с таким увлечением изучали документы.

Работа в музее нелёгкая, но когда видишь результат этой работы, восхищенные глаза учащихся, то можно с уверенностью сказать, что не всё потеряно у нашего поколения. Наш школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те, на которых воспитываются нынешние поколения.

Список литературы:

1) Журнал "Ватандаш" №8, 2011г.

2)"Годы боевые, годы трудовые" Нефтекамск,1995г.

3) Воспоминания и интервью с ветераном тыла (Шумковой А.Ф)

4) Богданович М. И. История Отечественной войны 1812 года на сайте «Руниверс»

Ш.З. Зарипов

ИНСТО ВЭГУ (Уфа)

Наши рекомендации