Профессионально-значимые качества личности учителя.
Ф.Н. Гоноболин выделяет общие личностные качество, которые обеспечивают эффективность педагогической деятельности: убежденность, целенаправленность, принципиальность.
Г. Райнс выделяет:
· благожелательное отношение к ученикам
· ориентация на детей в обучении
· высокое вербальное понимание
· эмоциональная стабильность
· интерес к контактам и открытость в общении
· сердечность и доброжелательность
· ответственность и деловитость
Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская выделяют 3 группы качеств личности учителя:
· личностные свойства, связанные с развитием эмпатии
· способность к активному воздействию на ученика, динамизм личности (энергия, инициатива, гибкость)
· эмоциональная устойчивость, способность владеть собой
Педагогический такт – соблюдение принципа меры в общении с детьми в разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из личностных особенностей и отношений с ними.
Т.е. это предвидение возможных последствий применения тех или иных методов и своевременная их корректировка, выбор стиля и тона, времени и места педагогического воздействия. Зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции, проф. мастерства. Беспроигрышны и целесообразны: установка на внимание к детям, поощрение, оглашение достоинств, проявление заботы, признание успехов, даже незначительных.
Педагогическое общение есть частный вид общения людей.
Специфика педагогического общения проявляется в его полиобъектной направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется тройной направленностью: на само учебное воздействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.
Педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Учитель, работая с одним учащимся над освоением учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, воздействует на каждого обучающегося. Поэтому своеобразие педагогического общения выражается в органическом сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.
Качество педагогического общения обусловливается прежде всего его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию, поскольку образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функция общения, по А.А.Брудному, может быть соотнесена в общем плане с трансляционной. Не менее существенна и отмеченная К.Роджерсом функция облегчения, фасилитации общения. Она выражается в том, что учитель помогает ученику выразить себя, что облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.
Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. При этом говорят о коммуникативных способностях учителя, важных для осуществления плодотворной педагогической деятельности. Через общение в педагогическом процессе складывается система воспитательных взаимоотношений.
А.А.Леонтьев отмечает, что «оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя».
Общение в педагогической работе выступает как: 1) средство решения учебных задач; 2) социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; 3) способ организации взаимоотношений учителя и учащихся, обеспечивающих успешность обучения и воспитания.
В процессе обучения решаются 3 основные задачи: обучающая, воспитывающая и развивающая. Роль общения в решении этих задач:
1) при решении обучающей задачи общение позволяет обеспечивать психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения;
2) при решении воспитывающих задач с помощью общения налаживается психологический контакт между педагогом и детьми, формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения;
3) при решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
а) преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, неуверенность);
б) создаются возможности для выявления и учета индивидуально-типологических особенностей учащихся;
в) осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств.
Структура педагогического общения:
Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса. Педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка; на основе стадий выделяют этапы профессионально-педагогического общения:
1) моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап);
2) организация непосредственного общения с классом (начальный период общения);
3) управление общением в педагогическом процессе;
4) анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.
Все эти этапы образуют общую структуру процесса профессионально-педагогического общения.
Моделирование: на этом этапе осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры урока, соответствующей целям и задачам урока, педагогической ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом. Важным условием моделирования предстоящего общения является эмоциональное единство педагога и учащихся; чем точнее предвидит учитель атмосферу общения в классе, тем продуктивнее будет последующий процесс общения.
Большое значение в учебном процессе имеет организация непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним (2 этап). В этот период завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом.
Управление общением (3 этап) – важнейший элемент профессиональной коммуникации. Оно складывается из следующих элементов: 1) конкретизация спланированной ранее модели общения; 2) уточнение условий и структуры предстоящей деятельности; 3) осуществление начальной стадии непосредственного общения; 4) управление инициативой в системе начавшегося общения. В первые моменты общения с классом педагог должен уточнить возможности работы избранным методом, общее настроение детей, их психологическую готовность к работе. Этот этап играет важную ориентировочную роль в ситуации общения.
Далее следует начальная стадия общения. Своеобразие профессионально-педагогического общения заключается в том, что инициативность здесь выступает как способ управления общением и соответственно целостным учебно-воспитательным процессом.
Нередко на этапе взаимодействия педагога с классом возникают «психологические барьеры», которые мешают общению, тормозят его. Выделяют:
· «барьер» несовпадения установок – учитель приходит с замыслом интересного урока, увлечен им, а класс равнодушен, не собран, невнимателен;
· «барьер» боязни класса характерен для начинающих учителей;
· «барьер» отсутствия контакта: учитель вместо того, чтобы быстро организовать взаимодействие с учащимися, начинает действовать автономно;
· «барьер» сужения функций общения: педагог учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные;
· «барьер» негативной установки на класс, которая может формироваться на основе мнений других учителей;
· «барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом;
· «барьер» боязни педагогических ошибок;
· «барьер» подражания: учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что перенос чужого стиля на свою педагогическую индивидуальность невозможен.
Итак, сердцевина педагогического общения – систематическое управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
Стиль педагогического общения и его виды:
Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
а) особенности коммуникативных возможностей учителя;
б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и учащихся;
в) творческая индивидуальность педагога;
г) особенности ученического коллектива.
Самым плодотворным, по В.А.Кан-Калику, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок.
Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности.
Довольно распространенным является общение-дистанция. В системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Дистанция не должна диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который отрицательно сказывается на результатах деятельности. По мнению А.А.Бодалева, демократические формы общения педагога с учащимися положительно сказываются на эффективности учебно-воспитательного процесса, так как они более подвижны, гибки, позволяют постоянно прилаживать к методике воздействия необходимую систему общения, создают социально-психологическое единство педагога и учащихся, необходимое для продуктивной совместной деятельности.
К негативным формам общения относится общение-устрашение. Этот стиль общения связан с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Оно ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой строится взаимопонимание, необходимое для совместной творческой деятельности.
Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет и общение-заигрывание, связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, а с другой стороны – отсутствием умений и навыков педагогического общения.
Стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.
Формирование индивидуального стиля общения педагога может осуществляться по следующей схеме:
1.Изучение своих личностных особенностей.
2.Установление недостатков в личностном общении. Работа по преодолению стеснительности, скованности, негативны наслоений в стиле общения.
3.Овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей.
4.Овладение технологией педагогического общения в соответствии со сложившимся стилем общения.
5.Закрепление индивидуального стиля общения.
Верно найденный стиль педагогического общения способствует решению целого комплекса задач: во-первых, педагогическое воздействие становится адекватным личности педагога, общение с аудиторией становится приятным, органичным для самого педагога; во-вторых, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений; в-третьих, повышается эффективность передачи информации, и все это происходит на фоне эмоционального благополучия педагога и учеников на всех этапах общения.