Характеристика средств гимнастики
В соответствии с общими целями физического воспитания, являющегося органической частью коммунистического воспитания, определены три основных направления применения средств гимнастики:
— использование гимнастических упражнений в процессе общего физического развития человека (расширение диапазона проявления его двигательных особенностей, повышение уровня развития физических качеств);
— применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике;
— освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.
Гимнастические упражнения традиционно объединяются в следующие группы упражнений, называемые средствами гимнастики:
1. Строевые упражнения.
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ).
3. Прикладные упражнения.
4. Вольные упражнения.
5. Упражнения художественной гимнастики.
6. Акробатические упражнения.
7. Прыжки.
8. Упражнения на снарядах.
Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач.
Кратко охарактеризуем основные средства гимнастики (подробно об этом см. часть II).
1. Строевые упражнения — это несложные двигательные дей
ствия служебного характера, используемые для более организован
ного проведения занятий, рационального размещения занимаю
щихся во время упражнений. Самостоятельное значение имеют при
приобретении навыков ритмичных согласованных действий при
ходьбе и беге под счет или музыкальное сопровождение, навыков
правильной осанки
2. Общеразвивающие упражнения широко используются во всех
видах гимнастики. Это координационно несложные двигательные
действия — упражнения, выполняемые с целью общей физической
подготовки: развития различных групп мышц, совершенствова
ния физических качеств, приобретения элементарных двигательных
навыков. Существует множество упражнений, выполняемых без
предметов и с различными предметами и отягощениями (мячи,
скакалки, палки, гантели), с использованием гимнастического и
тренажерного оборудования (скамейки, стенка, олочные и амортизационные устройства, «станки» и т. п.).
Следует сказать, что упражнения общеразвивающего характера могут выполняться и на гимнастических снарядах, составляя особую группу (см. гл. 8 и 9). Однако в целом упражнения на снарядах, как более сложные и универсальные, являются самостоятельной частью средств гимнастики.
3. Прикладные упражнения — средства гимнастики, формирующие важные двигательные умения и навыки активного взаимодействия с окружающей средой. Характерной особенностью, выделяющей их среди других типично гимнастических упражнений, является менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигательной задачи типа сохранения равновесия, перенесения груза, преодоления препятствия и т. п. Эти упражнения выполняются с использованием специального оборудования: канатов, шестов, скамеек, стенок. Многие упражнения данного характера можно выполнять на снарядах стандартного и нестандартного образца (см. гл. 26), имеющихся в гимнастических городках открытого типа, в местах отдыха, по месту жительства, на «тропах здоровья» в парках и загородных зонах. Эти упражнения являются основными при проведении гимнастических игр и эстафет, преодолении полос препятствий.
4. Вольные упражнения являются одним из видов гимнастического многоборья в спортивной гимнастике, средством общеразвивающего характера, использование которого направлено на развитие координационных способностей, повышение выносливости. Благодаря четко выраженной стилизации движений, тщательной отработке техники, выполнению их под музыку решаются задачи эстетического воспитания. Варьирование сочетаний элементов, их комбинирование, создание учебных и спортивных композиций развивают творческие способности занимающихся.
5. Упражнения художественной гимнастики применяются на занятиях с женским контингентом. Они близки по задачам вольным упражнениям, но содержат специфические элементы, выполняемые без предметов (волны, равновесия, повороты, прыжки и т. п.) и с предметами (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента и др.). В средства художественной гимнастики включаются также танцевальные элементы и их сочетания. Разнообразные движения объединяются в учебные и спортивные композиции. Выполнение отдельных упражнений и комбинаций с музыкальным сопровождением является эффективным средством развития пластичности движений, их выразительности, воспитания эстетических качеств.
6. Акробатические упражнения очень действенное средство развития физических качеств, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела, в том числе и переворачивания через голову, улучшают ориентировку в пространстве, оказывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Доступность акробатических упражнений и возможность беспрерывного усложнения позволяют
использовать их в общей и прикладной физической подготовке, в различных видах спорта с целью специальной подготовки. Спортивные виды акробатики отличаются преимущественным содержанием в них тех или иных по характеру акробатических упражнений: прыжков, балансирований, вольтижных элементов, выполняемых индивидуально (прыжки), в парах, втроем, вчетвером, мужчинами и женщинами. К акробатическим упражнениям относятся и относительно простые групповые пирамиды — фигурные построения с поддержками.
7. Прыжки (неопорные и опорные) в отличие от прыжков-
подскоков, относящихся к группе общеразвивающих упражнений,
характерны выраженной фазой полета после толчка ногами и ру
ками, развивают скоростно-силовые качества, точность движений,
ловкость, волевые качества. Прыжки в занятиях применяются как
средство физической подготовки, формирования прикладных уме
ний и навыков (напрыгивания, спрыгивания, перепрыгивания
препятствий). В спортивной гимнастике как вид многоборья опор
ные прыжки входят в программу соревнований.
8. Упражнения на снарядах характерны необычностью условий
опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструк
цией этих снарядов. В спортивной гимнастике снаряды делятся на
виды мужского многоборья (конь, кольца, брусья, перекладина)
и женского (брусья разной высоты, бревно). Это деление условно,
если иметь в виду использование упражнений на снарядах в видах
гимнастики оздоровительно-прикладной направленности. Так, на
коне с ручками можно выполнять многие упражнения общеразви
вающего характера (к примеру, наклоны туловища назад, наскоки).
Подобный подход к использованию снарядов значительно расширя
ет диапазон их применения в занятиях с лицами разного пола,
возраста, разной подготовленности. Упражнения на снарядах
очень многообразны по форме, по степени сложности, по характеру
воздействия на организм. Как правило, они оказывают значитель
ную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, и, следовательно,
занятия на снарядах приводят к существенному развитию мускула
туры, особенно рук, плечевого пояса, так как многие элементы вы
полняются в упоре и висе на руках. Это особенно заметно у предста
вителей спортивной гимнастики.
Разработаны и внедряются конструкции снарядов, позволяющие упражняться на них одновременно группе занимающихся (так называемые многопролетные, удлиненные снаряды массового типа). Их устройство предусматривает быструю установку и трансформацию.
Наряду с традиционными гимнастическими снарядами, исторически вошедшими в арсенал средств гимнастики, в последнее время появились тренажеры и устройства, позволяющие выполнять многие упражнения общеразвивающего характера, в том числе и в домашних условиях.
2.4. ВИДЫ ГИМНАСТИКИ
Наличие большого числа упражнений — средств гимнастики, многоплановые задачи их применения определяют существование различных видов гимнастики. Культивирование устойчивых видов гимнастики, появление новых ее разновидностей следует рассматривать в связи с основными задачами и функциями физической культуры в нашей стране. С учетом этих критериев отдельные виды гимнастики насыщаются соответствующими средствами.
В зависимости от основных задач, решаемых физическим воспитанием в нашей стране, выделяются группы видов гимнастики, утвержденные Всесоюзной конференцией 1984 г. (табл. 1).
Образовательно-развивающие виды — основная гимнастика и прикладная гимнастика — с их разновидностями связаны с долгосрочным применением большинства средств с целью планомерного физического воспитания, обеспечиваемого государственными программами. С помощью этих базовых видов гимнастики дети, подростки, юниоры, молодежь достигают нового, более высокого уровня общефизической подготовленности, приобретают важные двигательные умения и навыки прикладного и профессионально-прикладного характера.
Оздоровительные виды гимнастики — гигиеническая и ее разновидности (бытовые и производственные формы) сопутствуют занимающимся в течение всей жизни, являются формами фоновой физической культуры широких слоев населения, обеспечивают оптимальное текущее функциональное состояние организма, восстанавливают работоспособность, повышают эмоциональный тонус, оказывают профилактическое воздействие в условиях профессиональной деятельности.
Лечебная гимнастика и ее разновидности также относятся к данной группе видов гимнастики оздоровительной направленности.
Спортивные виды гимнастики культивируются как самостоятельные виды спорта. Выделение двух подгрупп — массовых спортивных видов и спортивных видов — объясняется следующим. Возрастание трудности программ, нацеленных на достижение высокого спортивного мастерства и участие в ответственных соревнованиях, требует круглогодичной специализированной интенсивной подготовки, проявления индивидуальных способностей к данному виду спорта, что связано с направленным отбором занимающихся. С целью подъема массовости, привлечения к спортивным видам гимнастики буквально всех желающих разработаны упрощенные классификационные программы категории «Б», доступные и детям и взрослым.
Таким образом, наличие теоретически и методически обоснованных по содержанию, направленности многих видов гимнастики предоставляет практически неограниченные возможности применять их для решения самых различных задач, типичных для физического воспитания в целом. Универсальность гимнастики, обусловленная ее методическими особенностями, многообразием средств и видов, позволяет использовать ее в работе с любыми контингентами, делает ее важным и незаменимым средством советской системы физического воспитания.