Аконы и закономерности педагогического исследования.
В педагогике изучаются, исследуются не только педагогические явления, но и связи между отдельными явлениями. Повторяющиеся глубокие связи между явлениями называют закономерностями. Строго и четко установленные закономерности называют законами.
Закономерности педагогического процесса:
1.Закономерность динамики педагогического процесса: последующие достижения в педагогической деятельности основываются на предыдущих.
2.Закономерность развития личности: развитие личности обусловлено ее наследственностью, учебно-воспитательным процессом, включением воспитанника в учебно-воспитательную деятельность, качеством применяемых средств.
3.Закономерность управления педагогического процесса: эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности обратной связи; характера корректировки.
4.Закономерность стимулирования продуктивной деятельности: мотивировка внутренних стимулов, учет интенсивности внешних стимулов: общественные, педагогические, моральные, материальные.
5.Закономерность единства чувственного, логического и практики: Интенсивность и качества чувства зависит от логического осмысления и практического применения.
6.Закономерность эффективности педагогического процесса зависит от качества педагогической деятельности; от качества учебной деятельности воспитуемых; от единства внешнего и внутреннего в педагогическом процессе.
7.Закономерность обусловленности педагогического процесса: потребностями общества; материальными возможностями; условиями в которых протекает педагогический процесс (эстетические условия, гигиенические условия).
Законы науки подразделяются на 3 категории:
1.Законы всеобщие. Им подчиняются все явления природы, философские законы.
2. Общие законы - общие для данной научной области.
3.Законы конкретной науки или частно-научные – для конкретной науки.
етод, методика и методология.
Научный метод – это кратчайший путь достижения цели исследования.
1. Способ – это простейший элемент деятельности.
2. Прием – это совокупность способов деятельности.
3. Метод – это совокупность приемов деятельности.
Методология – это наука о методе, начинается в 17 в. Основательно разработана Рене Декартом и английским ученым Френсисом Беконом.
От Декарта берет начало современное понятие «рефлексия» - способность ума следить за своими собственными действиями.
В современном понятии методология содержит 2 части:
1. Наука о методе
2. Философия науки, представляет собой философскую рефлексию, поскольку в настоящие время содержание понятия рефлексия сильно расширяется и под рефлексией понимают любое осмысление.
Методологию в соотношении со всей педагогической наукой можно представить следующим образом:
Если здание педагогической науки содержит 3 этажа, то 1этаж – это педагогическая практика. Она изучается педагогической теорией – это 2 этаж. Педагогическая теория содержит законы, принципы, результаты наблюдения и др. Смысл педагогической теории - цель и ценность педагогического исследования определяется на следующем более высоком уровне – методология –3 этаж.
Методология – это философия образования. Методологию еще называют метонаукой.
Метонаука
Методология |
педагогическая теория |
педагогическая практика |
Методология- это та часть науки, в которой формируется концепция педагогическое исследования.
Концепция- это ведущая идея.
Любое педагогическое исследование начинается с исходной концепции.
Педагогическое исследование содержит в себе систему методов, которая зависит от исходной концепции, от содержания и структуры изучаемого предмета, от целей исследования, от задач конкретного исследования.
етодика.
Педагогика как наука может быть представлена из 2-х частей:
С другой стороны педагогика может быть представлена из таких 2-х частей: обучение и воспитание.
Соединив 2 этих вида классификаций, получим модель педагогики, состоящую из 4-х частей:
Теория обучения - это дидактика.
Методика – это теория обучения конкретному предмету.
Методику называют частной дидактикой.
Методика – это наука. Она берет свое начало в конце 18 века. В это время методика формируется как нормативное предписание учителю. В начале 20 века в 20 годы в России была предпринята попытка реформы образования, перехода от классно-урочной системы Коменского к бригадно-лабораторному исследовательскому методу обучения. В 30 годы 20 века школа вернулась к предметам, классным журналам, учебникам. В это время усилилось внимание к теории обучения предмету. В методику стали включать вопросы, связанные с проблемой творческого развития в процессе обучения. В50 годы методика дополняется проблемами программированного обучения. В70 годы происходит развитие теоретических проблем методики. В 90 годы она складывается, как теория обучения конкретному предмету.
Рефлексивность ума – это интеллектуальная способность, которая среди других интеллектуальных способностей выходит на передний план в современном интеллектуальном развитии воспитанника.