Написание текста дипломной работы
Перед началом написания текста дипломной работы многие студенты испытывают так называемый «стресс чистого листа». Дипломнику непонятно, как может в его голове появиться логически связный текст достаточно большого объёма. Рекомендуется начинать работу с того, что уже «отложилось» в сознании и продолжить тщательно делать то, что логически вытекает из уже известного.
Материал должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно и последовательно, выводы должны быть аргументированными. Необходимо четко осознавать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем деятельности организации и учреждений СКС и обосновании предложений по решению этих проблем. При написании текста надо помнить, что текст пишется не для себя, а для читателя.
Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности. Во «введении» следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, сформулировать научную новизну и практическую значимость работы, определить предмет и объект исследования, структуру, хронологические рамки, информационную базу исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений.
Введение в дипломной работе должно быть по объёму 3-5 страниц. При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет позднее переработан. Это связано с важностью данной части работы, а также с тем, что процесс написания носит творческий характер и на первоначальном этапе студент все же ещё не до конца представляется работа, в её завершенном виде.
Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать. Любая научная работа - это механическая сумма её составных частей; важна логическая связь частей работы «от её первого предложения до последнего».
Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из неё без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного параграфа должны быть последовательно связаны друг с другом.
Написание каждой главы дипломной работы имеет свои особенности. Первая глава, как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе обычно рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы.
Излагая вопросы теории, следует помнить, что эта часть работы не самоцель, а средство для создания теоретической базы для рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы.
Во второй главе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой работы участке деятельности. Для этого используются действующие нормативные документы, материалы научно-практических конференций, результаты выполнения профессорско-преподавательским составом научно-исследовательских работ, статистические данные, отражающие культурные, социально-экономические процессы.
Анализ практик социально-экономической деятельности невозможно проводить без количественных оценок протекающих процессов. При этом следует учитывать следующее. Во-первых, приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными. Во-вторых, при подборе фактических данных из разных источников необходимо помнить о том, что их можно сравнивать лишь тогда, когда они сопоставимы. В-третьих, цифровой материал должен отражать закономерность исследуемого, скажем, культурного процесса, а не исключения из них.
В заключение работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень раскрытия её, определяется, достигнута ли цель и решены ли задачи работы. Заключение дипломной работы должно быть по объёму 3-5 страниц. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотнесение с целью и задачами дипломной работы, поставленными и сформулированными во введении.
Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при завершении работы.Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, а должно содержать главные итоговые результаты всей работы.