Перспективы развития экскурсионного дела в Казахстане.
В последние годы наметился подъем в экскурсионном деле, рост интереса к городским и загородным экскурсиям у взрослого населения, но пока только в больших городах. Процесс тормозится постоянным ростом цен на экскурсионные услуги. Сегодня развиваются такие перспективные направления экскурсионной деятельности, как разработка авторских экскурсий, составление тематических экскурсионных туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания.
Учебные организации пока недостаточно используют познавательный и воспитательный потенциал экскурсий. Экскурсии в школах проводятся редко и не являются частью учебного процесса, они лишь выполняют досуговую функцию.
Будущее в развитии экскурсионного дела напрямую связано с туризмом. Задачу его интенсивного развития ставят перед собой правительства Алматы, Астаны и областные акиматы. Отраслевым органом исполнительной власти в этой области в Алматы является Комитет по туризму, обеспечивающий пополнение городского бюджета, создание новых рабочих мест, совершенствование инфраструктуры южной столицы.
В последнее время ежегодно Алматы посещает около 1,5 млн туристов. Программа развития Алматы как туристического центра на 2004—2010 гг., предусматривает удвоение числа гостей (до 3 млн человек). Для решения этой задачи реконструируются аэропорт, должно завершится строительство кольцевой автодороги. Планируется за 5 лет дополнительно ввести в гостиничный фонд 5 тыс. номеров и достичь соотношения 14 гостиничных мест на 1 ООО жителей. Для развития культурно-образовательного туризма в Астане планируется привлечь частных инвестиций в строительство инфраструктуры конгрессного и делового туризма.
Перед Алматой, Астаной и другими казахстанскими городами сегодня стоят одинаковые задачи:
• развитие инфраструктуры туризма, строительство дорог, объектов размещения, питания;
• продвижение культурного наследия на туристских рынках с помощью имиджевой рекламы, участия в казахстанских и европейских туристских выставках, проведения презентаций, распространения информационных материалов;
• улучшение имиджа Казахстана за рубежом;
• повышение безопасности туристов в Казахстане;
• обеспечение городов и объектов туризма информационными указателями на иностранных языках;
• поиск способов удешевления стоимости турпакета за счет строительства дешевых гостиниц, создания единого льготного туристского абонемента и др.;
• развитие делового и конгрессного туризма;
• преодоление сезонности туризма, разработка программ привлечения туристов зимой;
• планомерная реставрация объектов культурного наследия и включение их в экскурсионно-туристские программы.
Указом Президента Республика Казахстан от 05.1992 г. создано Министерство по туризму и культуре РК. Оно является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию и управлению государственным имуществом в сфере туризма. В составе комитета работают отделы анализа и прогнозирования туристского рынка; стандартов качества услуг в гостинично-туристской сфере; продвижения туристского продукта и выставочно-ярмарочной деятельности; международных организаций и меро-приятий, а также управления совершенствования законодательства в сфере туризма и лицензирования туристической деятельности, развития внутреннего туризма и государственных туристических проектов и др.
В соответствии со ст. 11 закона о «Об основах туристской деятельности в Казахстане» туроператоры и турагенты могут создавать объединения и организации туриндустрии. Среди них можно выделить Казахстанскую туристскую ассоциацию (КТА), созданный 05.1999 г. как Казахстанская ассоциация туристических агентств (РАТА). Сегодня Казахстанский союз туриндустрии (КТА) — крупнейшее предпринимательское объ-единение, в состав которого входит более 100 организаций и предприятий гостиничного хозяйства, санаторно-курортных, транспортных, страховых, консалтинговых, учебных заведений, региональных ассоциаций и органов управления туризмом, средств массовой информации и др. Своей важнейшей задачей КТА считает создание в стране цивилизованного туристского рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на правительственном и региональном уровнях. Основные направления деятельности: участие в формировании нормативно-правовой базы развития туризма, участие в разрешении конфликтных ситуаций на туристском рынке: совершенствование систем подготовки кадров, статистического и бухгалтерского учета отчетности и налогообложения, привлечение инвестиций для развития туристской инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение продвижения Казахстанского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках.
Важную роль в развитии экскурсионного дела в России играют профессиональные организации и объединения и прежде всего Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров. К примеру, на 1 января 2007 г. она насчитывала около
2 000 членов. Цель Ассоциации — объединение профессиональных аккредитованных гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, защита их профессиональных и юридических прав, содействие развитию и укреплению их делового сотрудничества, в том числе с зарубежными коллегами. Ассоциация оказывает методическую помощь своим членам, имеет библиотеку специальной профессиональной литературы. К сожалению, в Казахстане пока нет организации объединяющей профессиональных гидов – экскурсоводов, и гидов переводчиков. Наличие такой организации служило бы повышению качества экскурсий, обмену опытом, обсуждению и решению общих проблем, защита интересов экскурсоводов.
При КТА с 1999 года издается электронная газета «Вестник КТА и КАГИР» предназначена она для профессионалов туризма. Он выходит один раз в квартал, освещает вопросы законодательства, юридических и экономических отношений в сфере туризма, обеспечения безопасности туристов и экскурсантов, охраны труда.