Современное состояние и перспективы развития издательского дела

В современных условиях России книжный издательский бизнес является одним из наиболее рентабельных. В соответствии с законами рынка образуется большое количество издательств, которые пытаются издать книги по различной тематике, найти свою нишу.

В книжных магазинах и «на развалах» сегодня представлено такое количество однородной литературы больших и малых издательств, что с полным правом можно говорить о реальной конкуренции между издательствами, борющимися за покупателя.

Книга - достаточно специфический товар. Издание одной книги происходит импульсами (тиражами), после чего требуется или продолжать издание подобной литературы, закрывая весь спектр проблем в данной сфере интересов покупателя, или предпринимать издание книг по новой проблематике. В отличие от производства издательство не может долго выпускать одну и ту же книгу, поэтому в отрасли печати, как ни в одной другой, быстро идет процесс специализации и дифференциации.

Теперь уже практически нет ни одного издательства, которое бралось бы издавать литературу по всему (или очень широкому) спектру проблем. Как показывает практика, в издательствах выкристаллизовываются одно-два или несколько основных тематических направлений, на которых формируется его имидж, и несколько вспомогательных (перспективных), которые при определенных условиях могут стать лидирующими. Таким образом, даже крупные издательства ограничивают себя определенной тематикой, например экономической, юридической, по информатике, медицине, литературе и т.д., или проблематикой по маркетингу, менеджменту, бухгалтерскому учету и аудиту. Период всеядности издательств, когда они брались за издание любой рентабельной и ходовой литературы, характерный для начального этапа рынка, завершается, и в настоящее время отчетливо просматриваются характерные процессы их специализации и завоевания «своего» постоянного покупателя. Вследствие этого процесса большинство издательств перешло от спонтанного выпуска книг, подчиненного конъюнктуре рынка, к долговременным программам формирования спроса покупателей и соответственно к программам издания пользующихся спросом книг.

Прогнозы показывают, что при существующем в настоящее время количестве издательств (на начало 1998 г. лицензии получили свыше 11000, а выпускают книги около 3500) и широком, но все же ограниченном числе проблематик на рынке будет обостряться конкуренция. Уже сегодня десятки издательств выпускают детективную литературу, литературу по маркетингу, компьютерам, народной медицине, астрологии и прочим проблемам, которыми интересуются читатели, и ожидать изменения такой ситуации не приходится. В противовес распылению сил следует развивать процесс концентрации за счет производства одних, ликвидации других или объединения издательств по различным организационно-правовым формам (холдинги, акционерные общества). Но эти процессы требуют значительно больших затрат времени, чем создание небольших фирм. Поэтому жесткая конкуренция на рынке между издательствами за покупателя будет реальностью и необходимо научиться правильно оценивать ситуацию и позиционировать продукцию своей фирмы на рынке.

Вторая особенность современного книгоиздательского процесса - это ограничение деятельности издательств по регионам. Процесс регионализации сбыта продукции обусловлен небольшими тиражами книг и экономическими условиями их распространения, а также все той же конкуренцией. Времена, когда центральные издательства обеспечивали распространение книг по всей стране, ушли в прошлое. Поэтому издательствам необходимо готовиться к таким процессам, как выход на новые рынки, где уже есть традиционные (местные) продавцы книжной продукции, и ведению корректной конкурентной борьбы за читателей.

Исследования рынка стали обычным делом в самых различных областях производства. Используя ряд методов, исследователи получают информацию о том, как потребители или специалисты в той или иной области общественной практики думают, чувствуют и действуют. Изучение позиций и поведения людей по отношению к существующим на рынке товарам и предполагаемым услугам помогает лучше понять мотивацию решений о покупке, а результаты исследований могут быть учтены при разработке планов на будущее. Цель исследования рынка - помочь управленческому звену в выработке решений, касающихся создания нового товара, формирования стратегии маркетинга, организации рекламы.

Материалы рыночных исследований составляют лишь один из факторов, влияющих на окончательное решение. Среди других факторов - финансовые расчеты, цели, поставленные предприятием, и, наконец, просто здравый смысл.

В издательском деле исследователи рынка выявляют характер рынка и потенциальных читателей книги, нередко подсказывают идею нового издания, определяют важнейшие маркетинговые действия. Только после тщательного изучения рынка можно построить стратегию рекламной кампании и выработать план ее осуществления, написать текст на клапаны обложки, уточнить название и решить необходимые производственные задачи.

По данным на 1.02.98 г., в России зарегистрировано 40433 названия книг и брошюр, выпущенных в 1997 г. общим тиражом 387,2 млн. экз. и объемом 5876,4 млн. печатных листов-оттисков, что составляет по сравнению с итоговыми данными 1996 г.: по названиям - 111,6%, по тиражу - 91,9%, по печатной массе - 94,3%.

Наиболее универсальный показатель динамики книгоиздания - число названий (табл. 2.1). В мировой практике этот показатель служит основным в оценке степени развития книгоиздания в той или иной стране, поскольку определяет количество и разнообразие информации, вводимой ежегодно в общественный оборот. В 1997 г. по количеству выпущенных названий страна вышла примерно на уровень 1990 г., когда было издано 41234 книги и брошюры.

Таблица 2.1

Динамика российского книгоиздания

Показатель
Число названий
Прирост в % к предыдущему году –15,7 1,05 4,7 10,6 7,77 11,6
Тираж (млн. экз.) 1629,9 1312,9 949,9 594,3 475,0 421,4 387,2
Снижение в % к предыдущему году 19,4 27,6 37,4 20,1 11,3 8,1

Увеличение числа названий активно воздействует и на уменьшение темпов снижения совокупного тиража выпускаемых изданий. В 1997 г. совокупный тираж книг и брошюр снизился по сравнению с предыдущим годом на 8,1%. В дальнейшем следует рассчитывать на практическое прекращение падения тиража. Однако серьезный рост тиража, как показывают исследования книжного рынка, может быть обеспечен лишь при условии общего подъема социально-экономической активности и значительного повышения платежеспособного спроса населения.

Заметной особенностью издательской деятельности в 1997 г. явилось увеличение количества названий по всем тематическим разделам. Наибольшее количество изданий выпущено по политической и социально-экономической тематике - 9930, а также по разделам литературы художественной (включая детскую) - 8297, технической - 7150, естественнонаучной - 3738.

Значительно расширился выпуск социально значимых видов изданий. Так, число наименований научной литературы возросло на 12% (6000 в 1996 г. и 6705 в 1997 г.), учебной - также на 12% (7828 и 8770 названий). Темпы структурных изменений в выпуске книжной продукции во многом определяются позитивными переменами в издательской системе России.

В 1997 г. к уже существующим издательствам добавились более 1700 издательств и издающих организаций. Приращение издательской системы идет преимущественно за счет негосударственных структур различных форм собственности. Соотношение показателей работы государственных и негосударственных издательств по количеству названий составляет 31,3% к 68,7%, а по тиражу - 20,8% к 79,2%, тогда как, например, в 1991 г. доля государственных издательств составляла 87,5% в выпуске по числу названий и 77,3% по тиражу. Это значит, что идет структурная перестройка издательской системы России.

В 1998 г. был проведен опрос работников 22 московских издательств, в результате которого установлены следующие тенденции развития издательского дела.

1. Количество наименований книг, предполагаемых к выпуску издательствами в 1999 г.

77% опрошенных считали, что общее количество новинок на российском книжном рынке в 1999 г. по сравнению с 1998 г. резко сократилось, 9% полагали, что оно останется на прежнем уровне, 5% считали, что ассортимент расширится, 9% затруднились ответить. Что же касается собственных планов на будущий год, то 31% опрошенных издательств были намерены увеличивать число наименований выпускаемой литературы, 41% - сохранить свои объемы на прежнем уровне, 14% - сократить их, 14% не определились в этом вопросе.

2. Тиражи изданий в 1999 г.

Для 81% опрошенных очевидным являлось сокращение суммарных тиражей у большинства российских издательств в 1999 г., 5% полагали, что тиражи останутся на уровне 1998 г., остальные не знали как поступить. Деньги, вложенные в тираж, возвращаются с большим опозданием. Магазины берут книги на условиях предоплаты «один раз в месяц по мере продажи». Издательству же нужно выкупать у типографии следующие книги, при этом приходится брать кредиты, которые нужно возвращать с процентами, да еще в долларах. Естественно, в предлагаемых условиях издательству выгоднее выпустить больше книг на те же деньги, т.е. за счет уменьшения тиражей.

3. Объемы продаж.

82% были уверены, что в 1999 г. объемы продаж значительно упадут по сравнению с уровнем 1998 г., 9% считали, что они останутся на том же уровне, 9% затруднились ответить.

4. Основные тенденции издательской политики в 1999 г.

41% опрошенных издателей считали, что будет развиваться тенденция к универсализации издательств, расширению тематики выпускаемой ими литературы, обеспечивающему большую читательскую аудиторию. 14% уверены, что будущее - за специализированными издательствами, а потому их число будет увеличиваться. 45% полагали, что политика большинства издательств не претерпит значительных изменений, каждый будет идти своим путем - кто-то путем универсализма, кто-то путем узкой специализации.

5. Количество существующих издательств.

Подавляющее число опрошенных (91%) считали, что количество существующих издательств в 1999 г. сократится, 50% опрошенных не представляли - на сколько процентов, 18% издателей полагали, что на 20-30%, столько же - на 50%.

6. Наиболее популярная литература среди читателей.

50% опрошенных были убеждены, что свою популярность сохранят детектив и любовный роман, т.е. так называемое «чтиво»; 9%, напротив, считали, что легкий жанр в 1999 г. будет сдавать свои позиции; 32% считали, что большим спросом, как обычно, будут пользоваться учебники. По мнению 23%, в 1999 г. будет расти спрос на интеллектуальную, серьезную литературу, в том числе и классику, 9% уверены, что следующий год для интеллектуальной литературы не самый лучший: она мало кому будет интересна. Повышенного спроса на деловую литературу ожидали 18%, на юридическую и познавательную - 14% опрошенных. Отдельные респонденты предрекали огромную популярность книгам по медицине. Ну а самые безнадежные пессимисты (их оказалось всего 9%) высказали свои опасения: «Быть может в следующем год книги вообще перестанут читать».

7. Цена на книгу.

82% опрошенных были убеждены, что в 1999 г. книга подорожает, 18% воздержались от прогноза, отмечая, что все будет зависеть от полиграфистов. Но представляют ли издатели размеры подорожания? 32% считали, что их невозможно предсказать, 23% называли уровень 20-50%, 9% издателей - 100%. 18% соотносили будущие цены на книги с курсом доллара.

8. Оценка общего состояния книгоиздания в 1999 г. и положения фирм.

32% опрошенных оценили состояние российского книгоиздания в 1999 г. как удовлетворительное, 27% - как плохое, 9% считали, что оно будет хорошим, 27% - удовлетворительным, 14% - тяжелым, 32% затруднились ответить.

Судя по ответам на последний вопрос, издательства все же не собираются умирать. А насколько оправдаются их невеселые предсказания, покажет время.

В целом можно сделать следующие выводы.

Будет печататься гораздо меньше художественной литературы и небольшими тиражами, возрастет тираж различной справочной и учебной литературы, словарей, энциклопедий. С их помощью люди пытаются разобраться в том потоке информации, который обрушился на них. Отдельной строкой можно выделить компьютерную литературу. Возрастет интерес к детской литературе. Никакие компьютерные игры не заменят ее. Россия всегда была сильна своей детской книжкой. Уже сейчас заметно, как возвращаются на книжные прилавки несправедливо забытые за эти годы книжки советских и русских писателей.

Ценообразование на печатную продукцию пойдет по двум путям. Хорошая книга будет дорожать. И это понятно. Небольшой тираж, классная полиграфия. С другой стороны, стоимость одноразовых изданий - книжек в мягких переплетах, газет и журналов - если и будет расти, то в разумных пределах. Иначе кто же будет их покупать.

Сегодня в России около 12 тыс. издательств. Для издательской системы характерно увеличение числа мелких и средних предприятий и сокращение доли государственных издательств в выпуске печатной продукции. Конечно, среди этих тысяч масса издательств-однодневок или таких, которые выпускают одну-две книги в год. Но появились и набрали мощь и такие, которые составили достойную конкуренцию и потеснили государственные издательства. Например, «Вагриус» и «Терра» - в издании художественной литературы, «Дрофа», успешно конкурирующая с «Просвещением» в издании школьных учебников и во многом контролирующая данный сектор книгоиздания.

О полном и окончательном переделе книжного рынка говорить еще рано. Конечно, как и везде, идет естественный отбор. Какие-то издательства умирают, появляются новые и т.д. Возникают какие-то новые неосвоенные или пока еще мало освоенные территории. Например, компьютерная литература. В этой сфере сейчас активно работает издательство «Инфра-М», пытаясь завоевать рынок. Детские энциклопедии успешно разрабатывает и выпускает издательство «Аванта+».

До последнего времени книжный рынок был рынком предложения, т.е. читатели были вынуждены покупать то, что им предлагали издательства. Сейчас ситуация меняется: спрос начинает превышать предложение. Смена рынка предложения на рынок спроса ведет к изменениям расстановки сил внутри издательств: ведущей фигурой здесь становится не литературный директор, а менеджер, отвечающий за маркетинг, или коммерческий директор.

Сейчас книгоиздательство сосредоточено в основном в двух городах - в Москве и Санкт-Петербурге. В следующем веке возникнут новые книжные центры. Ими станут города с крупными научными и университетскими центрами.

Наши рекомендации