Основные приемы закаливания. Водные процедуры.


Как и вся система закаливания, закаливание водой должны соответствовать следующим основным принципам закаливания:

  • быть регулярным;
  • выполняться систематически;
  • не прерываться;
  • сила раздражителя должна нарастать постепенно;
  • время воздействия раздражителя должно нарастать постепенно;
  • закаливание обязательно должно проводиться под здравым самонаблюдением (или наблюдением родителей, которые чувствуют своих детей, если речь идет о детском закаливании);
  • никаких рекордов.

Закаливание водой содержит в себе несколько процедур: обтирание, обливание, душ, купания в открытых водоемах. Выполняются они в определенной последовательности, при чем пропускать ту или иную процедуру не рекомендуется.

Обтирание - начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. С этого начинается закаливание и взрослых, и детей. Обтирание производят последовательно, на обнаженном теле: шея, грудь, спина. После этого жестким чистым полотенцем затем вытирают шею, грудь и спину насухо, иногда растирая до красноты (начинать следует просто с растирания, без изменения цвета кожных покровов). Только после этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в течение пяти минут. При начальном этапе закаливания время остается таким же, но можно не раздевать до наган перед началом процедуры и делать это в теплом помещении – например, после душа в ванной комнате. Затем, для увеличения холодовой нагрузки можно делать это перед принятием душа, при открытой двери, в одиночестве у открытого окна и так далее. Кстати, растирание – отличная косметическая процедура и прекрасно войдет в комплекс восстановления ног и живота после родов.

Обливание - следующий этап закаливания водой. Для первых обливаний лучше всего использовать воду с температурой около + 30С, в дальнейшем снижая ее до + 15С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем. Детское обливание начинается вообще с обливания температурой тела или воды той температуры, при которой ребенок принимает ванну или душ.

Душ - еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30-32С и продолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., после чего можно облиться водой и растереться насухо (уже не обтираясь водой). При хорошем уровне закаленности настает пора принимать контрастный душ, чередуя 2-3 раза воду 35-40С с водой 13-20С на протяжении 3 мин.

Ну и конечно же – купания в открытых водоемах. Сейчас, из-за экологической обстановки, нам остается зачастую только море – городские реки и пруды не доступны. Но для того, что бы ребенок мог спокойно плескаться в море, вам необходимо подготовить его к поездке теми закаливающими процедурами, которые описаны выше.

Самоконтроль — регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Цель самоконтроля — организовать регулярные самостоятельные наблюдения простыми и доступными способами за своим физичес­ким развитием, состоянием организма, влиянием на него физических упражнений, или конкретного вида спорта, или профессиональных бытовых нагрузок.

Задачи самоконтроля:

• ознакомиться с простейшими доступными методиками самокон­троля ;

• приобрести навыки в оценивании здоровья и собственной пси­хофизиологической подготовленности;

•определить уровень и динамику своего физического развития, тренированности, чтобы корректировать нагрузку при занятиях фи­зическими упражнениями и спортом.

Основными методами самоконтроля является: визуальный, ин­струментальный и дневник самоконтроля.

Дневник самоконтроля. Наиболее удобная форма самоконтроля — это ведение специального дневника.

Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показатели самоконтроля и даты.

Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать общежизненные показатели, в другой — показатели, связанные с общей невной нагрузкой, нагрузкой на учебно-тренировочных заняти­ях физическими упражнениями и спортом (объем и интенсивность, пульсовые показатели и т.д.).

Показатели могут быть объективными и субъективными.

К объективным показателям самоконтроля относятся: частота сер­дечных сокращений (пульс), артериальное давление, частота дыха­ния, жизненная емкость легких (спирометрия), вес, мышечная сила, спортивные результаты и др. (те, все, что имеет единицы измерения).

К субъективным — самочувствие, качество сна, аппетит, усталость, положительные и отрицательные эмоции, отсутствие и наличие ком­фортности при занятии физическими упражнениями (вялость, сон­ливость, отсутствие желания тренироваться и т.п.).

Форма ведения дневника может быть разная, особенно по числу и наименованию позиций, по степени подробности записей и отметок. В этом плане дневник самоконтроля может существенно отличаться от спортивного дневника спортсмена высокой квалификации.

Подробный дневник необходим всем, но особенно важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья или для самостоятельно занимающихся физическими упражнениями. Главное, чтобы содер­жание дневника помогаю занимающемуся (его тренеру-преподавате­лю) контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных за­нятий, т.е. управлять этими процессами.

Профилактика профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний — система мер медицинского (санитарно-эпидемиологического, санитарно-гигиенического, лечебно-профилактического и т. д.) и немедицинского (государственного, общественного, экономического, правового, экологического и др.) характера, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья работников, предотвращение или замедление прогрессирования заболеваний, уменьшение неблагоприятных последствий. Развитие многих профессиональных заболеваний и профессионально обусловленных заболеваний зависит от комплексного взаимодействия повреждающих факторов и от качества трудовой жизни. Все работники должны приобретать гигиенические знания и навыки, выполнять нормы и требования, обеспечивающие безопасность труда.

Общественная профилактика — создание здоровых и безопасных условий труда и быта на производстве, на рабочем месте.

Медицинская профилактика— комплекс мер, реализуемых через систему здравоохранения, в т. ч.:
- разработка и реализация государственной политики по охране труда и здоровья работников;
- соблюдение гигиенических нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность производственных процессов;
- предварительные (при поступлении на работу) и профилактические (периодические) медицинские осмотры с учетом общих противопоказаний, индивидуальной чувствительности, прогностических рисков развития заболеваний;
- нормализация санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда;
- рациональное использование средств коллективной защиты и средств индивидуальной защиты;
- проведение диспансерного наблюдения и оздоровления;
- внедрение принципа защиты временем (контрактная система);
- совершенствование лечебно-профилактической, экспертной и реабилитационной медицинской помощи пострадавшим на производстве;
- обучение администрации и работников организаций (предприятий) основам медицинских знаний, способам сохранения здоровья на рабочем месте;

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделяет 3 вида профилактики заболеваний: первичную, вторичную и третичную. Термин "первичная профилактика" обозначает профилактику факторов риска среди здорового населения, "вторичная профилактика" — профилактика развития заболеваний при наличии факторов риска, "третичная профилактика" — профилактика прогрессирования заболеваний во избежание инвалидности и преждевременной смерти.

В здравоохранении РФ принято выделять только 2 вида профилактики — первичную и вторичную.

Первичная профилактика направлена на изучение и снижение влияния факторов риска, предупреждение развития заболеваний — общих для всего населения, отдельных профессиональных, стажевых и возрастных групп и индивидуумов.

Профилактические меры:
- экологический и социально-гигиенический мониторинг условий труда и состояния здоровья работников;
- снижение влияния общих и профессиональных повреждающих факторов на организм работника (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, условий быта и отдыха и др.);
- формирование здорового образа жизни, в т. ч.: создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий работников о влиянии негативных факторов на здоровье и возможностях уменьшения этого влияния (развитие системы школ общественного здравоохранения и др. форм образования);
- санитарно-гигиеническое воспитание;
- снижение потребления табачных изделий и алкоголя, профилактика наркомании;
- привлечение работников к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления;
- предупреждение развития соматических и психических заболеваний, травматизма;
- медицинские обследования с целью снижения влияния вредных факторов риска, раннего выявления и предупреждения развития заболеваний;
- иммунопрофилактика различных групп работников;

Вторичная профилактика направлена на предупреждение обострений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности и работоспособности, снижения общей и профессиональной трудоспособности, что может привести к инвалидности и преждевременной смерти.

Профилактические меры:
- целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в т. ч. индивидуальное и групповое консультирование работников, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;
- диспансерные медицинские осмотры с целью оценки состояния здоровья, определения оздоровительных и лечебных мероприятий;
- курсы профилактического лечения и целевого оздоровления, в т. ч. лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа, санаторно-курортного лечения;
- медико-психологическая адаптация к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия изменившихся возможностей и потребностей организма;
- уменьшение влияния факторов экологического и профессионального риска;
- сохранение остаточной трудоспособности и возможности адаптации в профессиональной и социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности пострадавших от несчастных случаев и заболеваний на производстве.

По данным ВОЗ, свыше 100000 химических веществ и 200 биологических факторов, около 50 физических и почти 20 эргономических условий, видов физических нагрузок, множество психологических и социальных проблем могут быть вредными факторами и повышать риск несчастных случаев, болезней или стресс-реакций, вызывать неудовлетворенность трудом и нарушать благополучие, а, следовательно, отражаться на здоровье. Нарушение здоровья и снижение работоспособности рабочих могут обусловить экономические потери до 10 - 20% ВНП. Большинство этих проблем могут и должны быть решены как в интересах здоровья и благополучия работающих, так и в интересах экономики и производительности труда.

Производственная физическая культура (ПΦΚ) - система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека. Заниматься Ι1ΦΚ можно как в рабочее, так и в свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

методика ПФК находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет "контрастный" характер:

- чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха и наоборот;

- чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;

- чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК.

Общедоступный (массовый) спорт ориентирован на достижения базовой физической подготовленности и спортивных результатов массового уровня. Он повторяет задачи физического воспитания, но реализует их путём регулярных занятий и тренировок в определенном виде спорта.

Массовый спорт включает в себя:

студенческий спорт;

профессионально-прикладной спорт;

физкультурно-кондиционный спорт;

оздоровительно-рекреативный спорт.

Спорт высших достижений представляет собой деятельность, направленную на выявление максимально возможных, с точки зрения физиологии человека, результатов в каком либо виде спорта. Высшие достижения в этой деятельности имеют не только личное значение, но и становятся общенациональным достоянием.

В настоящее время в современном спорте высших достижений выделяют:

1) любительский спорт;

2) профессиональный спорт;

3) профессионально-коммерческий спорт.

Профессионально-коммерческий спорт, в свою очередь, имеет следующие направления:

достиженческо-коммерческий спорт;

зрелищно-коммерческий спорт.

Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.

Организационные особенности студенческого спорта:

• доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине "Физическая культура" (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном отделении);

• возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;

• возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта).

Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

Спортивная подготовка проводится в учебном спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты. Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, не достаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта.

Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой свободного времени. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного расписания и в несколько большем объеме, чем это предусмотрено программой по учебной дисциплине "Физическая культура".

Администрации вуза предписывается создавать студентам-спортсменам высокой квалификации необходимые материально-бытовые условия, а также возможность обучения по индивидуальному графику в установленном порядке.

Таким образом, студенческий спорт по существу выполняет функции по подготовке спортивного резерва спорта высших достижений (СВД). Однако так как сочетание успешной учебной деятельности и повышения спортивного мастерства предъявляет к самому студенту серьезные дополнительные требования, следует согласиться с мнением специалистов о том, что занятия спортом в вузе на уровне СВД в лучшем случае, позволят выполнять поисковую, поддерживающую и сопровождающую функции.

Наши рекомендации