Выбор научного руководителя
Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ (в дальнейшем – КР и ВКР) – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших педагогических учебных заведений. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.
Выполнение студентами рефератов, КР и ВКР проводится с целью:
· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по профессиональным модулям и специальным дисциплинам;
· углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
· формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
· формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
· развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· подготовки к итоговой государственной аттестации.
Выполнение рефератов, КР и ВКР способствует формированию и совершенствованию следующих исследовательских умений:
· выбирать и обосновывать тему исследования;
· определять и обосновывать понятийный аппарат исследования;
· находить и применять соответствующие методики исследования;
· подбирать литературу, необходимую для осмысления темы исследования;
· сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме;
· анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности;
· обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;
· формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения;
· осознанно повышать уровень педагогического мастерства.
Исследования в области психологии и педагогики включают в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных результатов, то есть методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.
Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, – сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему исследованию, ибо характер и последовательность его этапов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями [19, с. 26]. Тем не менее, основную работу по разработке замысла и логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.
Вместе с этим, следует указать, что логика каждого исследования специфична.Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.
Процесс психолого-педагогического исследования состоит из следующих этапов:
Подготовительный этап
1. Выбор научного руководителя.
2. Определение и утверждение темы работы.
3. Определение характера и структуры работы.
4. Составление календарного плана выполнения работы.
Основной этап
1. Подбор литературы по проблеме исследования.
2. Формулирование понятийного аппарата исследования и обоснование актуальности выбранной темы.
5. Разработка и составление рабочего плана исследования (оглавление).
6. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских работ, касающихся исследуемой проблемы, анализ и обобщение литературных источников по изучаемой проблеме.
7. Внесение корректировок в план работы: изменение, уточнение, изъятие, дополнение (в случае необходимости).
8. Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего, как позитивного, так и негативного.
9. Организация практического исследования и отбор методов для ее проведения.
10. Анализ и обобщение полученных результатов практической деятельности.
11. Формулирование основных выводов по результатам исследования.
12. Текстовое оформление работы.
13. Написание заключения и введения.
14. Составление и оформление библиографического списка.
15. Подготовка и оформление приложений.
16. Оформление титульного листа.
Заключительный этап
1. Подготовка публичного выступления с результатами исследования.
2. Защита работы.
Подготовительный этап выполнения КР и ВКР начинается с выбора научного руководителя и определения темы будущего исследования.
Существует несколько способов выбора научного руководителя. Во-первых, студент может целенаправленно выбрать преподавателя, с которым у него налажены доброжелательные отношения и под руководством которого ему бы хотелось осуществлять исследовательскую деятельность. В данном случае автоматически определяется направление будущего исследования – это учебная дисциплина, в которой данный преподаватель является специалистом. Во-вторых, сначала можно выбрать направление исследования – учебную дисциплину, по которой студент имеет достаточно глубокие знания или ее изучение интересно студенту. В этом случае автоматически определяется научный руководитель - преподаватель данной дисциплины. В-третьих, преподаватель сам предлагает студенту выполнять работу под своим руководством, аргументируя выбор различными причинами.
Трудно давать советы о том, как выбрать научного руководителя, но при осуществлении данного выбора каждому студенту следует учесть следующие рекомендации:
1. Бесспорно, научный руководитель должен быть компетентен[1] в том направлении, в котором проводится исследование. «Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно» (Станислав Ежи Лец) [12, с.775].
2. Для избежания разочарований и упреков в неверном совете лучше осуществлять выбор научного руководителя самостоятельно, полагаясь на свои интересы и интуицию.
3. До начала работы целесообразно сразу обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа. «Способов работы с людьми столько же, сколько людей» (Ирена Дзедзиц) [12, с. 714].
Круг обязанностей студента и обязанностей научного руководителя при выполнении КР и ВКР представлены в приложениях А и Б. Внимательное знакомство с ними поможет понять, какую помощь может оказать научный руководитель и за что несет ответственность студент.