Темы для составления рассказов и сказок. «Море». Опорные слова: аквалангист, акваланг, ласты, баллон, палтус, лангуст, камбала, водолаз, лодка
«Море». Опорные слова: аквалангист, акваланг, ласты, баллон, палтус, лангуст, камбала, водолаз, лодка, весло, ледокол, ладья, палуба.
Был ли ты на море? Кому нужны акваланг, ласты и баллон?
«Геологи». Опорные слова: молоток, кирка, палатка, минерал, алмаз, золото.
«Комната». Рисунок 42. (См. цв. вклейку.) Опорные слова: стол, на столе лампа, потолок, над столом плафон с лампочкой, стул, кресло, пол, полка, на полке ландыши, клубок под креслом. Кот около стола. Мила сидит в кресле, Слава и солдат Данил — за столом.
Имена: Мила, Павел, Володя, Клава, Слава, Данил, Луша.
«Игра в футбол». Опорные слова: Павел, Володя, ударил, играли, футбол, разбитое стекло, осколки.
Что делали Павел и Володя? Что случилось?
«За грибами». Опорные слова: елки, волнушки, белка, Павел, Мила, лукошко.
Назови детей такими именами, в которых есть звук [л]. Что взяли собой дети? Какие деревья растут в лесу? (В лесу растут елки.)Кто сидит на елке? (На елке сидит белка.)Какие грибы растут около елки? (Около елки растут волнушки.)Кто спрятался за елкой? (За елкой спрятался полоз.)Что лежит под елкой? (Под елкой лежит палка.)Кто выпрыгнул из-под елки? (Из-под елки выпрыгнул заяц.)
Куда пришли Мила и Павел?
«Огород». Опорные слова: пугало, овощи, свекла, лук, баклажан, подсолнух, салат.
«Одежда». Опорные слова: платье, платок, колготки, блузка, футболка, бейсболка, лосины, пуловер. Хлопок, лоскут, лоскутик.
«Животный мир». Опорные слова: лось, лань, волк, волчица, волчата, шакал, енот-полоскун, манул, белка, слон, осел, кулан, козел, марал, колонок.
«Посуда». Опорные слова: тарелка, вилка, ложка, солонка, салатница.
«Холодильник». «Продукты». Назови предметы, лежащие в холодильнике. Что не должно лежать в холодильнике?
Опорные слова: балык, колбаса, молоко, подсолнечное масло, сливочное масло, сало, яблоки, баклажаны, халва, мармелад, пастила, клубника, салат, лучок, лук, свекла, голубика, яблоко, клубника, алыча, кукла, лаваш.
Чем можно полакомиться? Что означают слова лакомка, лакомиться, лакомый кусочек?
Знаешь ли ты эти слова? Маслозавод, маслобойня. Что такое глазурь?Что означает слово ломтик?Большой кусок — это ломоть, а маленький кусочек — ломтик.
«Водные животные». Опорные слова: хохлач, кашалот, сервал, белуха, нарвал, малый полосатик, бутылконос, северный плавун, ламантин, лама, лангуст, ласка, луна-рыба, белуга, белуха, головастик.
«Глубоко — мелко». Кто плавает глубже других?
«Птицы». Опорные слова: лунь, орел, ласточка, баклан, голубь, соловей, глухарь, дятел, галка, иволга, сокол, поползень, лунь, лысуха, орлан, плавунчик, славка, фламинго, щегол.
«Магазин "Все для дома"». Опорные слова: иголка, булавка, метелка (мамины вещи).
«Инструменты». Опорные слова: лопата, лобзик, коловорот, лом, долото, шило, пила, пилка, молоток (папины вещи).
«Игрушки». Опорные слова: кукла, юла, волчонок, елка, белочка.
Скажи ласково. Лопата — лопатка, лопаточка. Иголка — иголочка. Пила — пилка, пилочка.
Папа купил себе большую лопату, Лане купили лопатку. Маленькому Володе — лопаточку.
«На лугу». Опорные слова: колокольчики, пчелы. Чистоговорки со словом пчела.
— Пчела, пчела, где ты была?
— Ялетала на лужок,
Собирала там медок.
«Магазин "Спорттовары"». Опорные слова: ласты, весло, акваланг, лыжи, палки, велосипед, мотоцикл, бейсболка, футболка, лыжный костюм.
Представь, что ты рассматриваешь товары. Поделись впечатлением с мамой. Что бы ты хотел купить себе для занятий спортом? Расскажи мне, что ты видел в магазине.
«Спорт». Опорные слова: велотрек, велосипедист, велогонки, баскетбол, волейбол, футбол, слалом, скалолаз, пловец.
«Лыжная прогулка». Опорные слова: елки, белка, лыжи, лыжники, лыжня, палки, Михаил, Алла и Володя, елка, кладовая белки, упал, встал, спустился, увидел, посмотрел, прыгала, скакала, грызла.
Где проходит лыжня? Куда дети поставили лыжи и палки? (Возле елки.)
«Спасатели». «Володя — скалолаз».
Опорные слова: скала, скалы, скалолаз Павел, облака, ласточка, орел, горный козел, голубое ущелье, пещера, сталактиты, заоблачные.
Из каких двух слов составлено слово скалолаз?
«Школа». Опорные слова: школа, пенал, глобус, класс, атлас, краски.
«Звук потерялся». Какой звук потерялся в слове г...обус?
«Звук заблудился». Какой звук встал на чужое место — шкоал?
Составь предложения со словами Лола, вышла, подошла, ушла, пришла, перешла.
Анализ слова школа. Чтение слов.
«Зоопарк».
Представьте, что вы в зоопарке. В названиях каких зверей есть звук [л]? Пригласите своих друзей посмотреть на них. Смотрите, какой большой слон! Какой злой волк!
Кого еще увидели? Чьи клетки расположены рядом? Вопросы детей о животных.
Кого будет кормить служитель зоопарка? Чем можно покормить слона?
Составить схему предложения из трех-четырех слов. Звуковой анализ одного-двух слов. Узнать название зверя по предложенной звуковой схеме.
«Клава и кукла». Восстановление последовательности событий. Пересказ.
Клава заплакала. Кукла упала на пол и сломалась. Клава очень любила свою куклу. Папа починил куклу. У Клавы была кукла. Клава купала куклу. Клава пошла гулять с куклой. Клава одела куклу.
Пересказ.
Лане подарили куклу. Кукла была вся в белом. На ней было белое платье, белая панама, белые носки, белый бант. Туфельки тоже были белые. Лана любила свою куклу. Она катала ее в коляске, баюкала, одевала, гуляла с ней по улице. Однажды кукла упала и испачкалась. Лана долго мыла куклу с мылом.
Конспекты занятий
Конспект занятия 1
Автоматизация звука [л] в связной речи на основе сказочного сюжета
«Путешествие Колобка в Голубую страну»
Материал:рисунки с изображением Голубой страны, колокольни, луны, колодца, облака, Колобка, Волка, Лося, Слона, Белки, Лосенка, Дятла, феи в голубом платье, двух девочек в голубых нарядах.
Оргмомент
Психогимнастика.
Вносится игрушка или картинка с изображением колобка.
— Кто это? (Колобок.) Где слышится звук [л] в слове колобок?Какие коротенькие слова можно услышать в слове колобок?(Кол, бок, лоб, кок, около.)
— Сегодня мы будем сочинять новую сказку о Колобке. Покажите, как деду хотелось есть. Какой просящий и умоляющий был у него взгляд, когда он просил бабу испечь колобок.
Развитие моторики
— Изобразите, как баба по амбару помела, по сусеку поскребла, как месила тесто, лепила колобка. Что сделала баба? Вот и получился колобок!
— Что она с ним сделала? (Положила на окошко.)Колобок ... лежал, лежал, скучал, а потом заснул и ему приснился сон, что он попал в Голубую страну. Он решил найти эту страну. Колобок с подоконника ... (скатился), по дороге ... (покатился).
Выставляется картинка с изображением Голубой страны. —
Это волшебная Голубая страна. Давайте сочиним сказку о том, как Колобок попал в эту страну, кого он встретил на своем пути, кто помог ему туда добраться.