Самостоятельная деятельность
— Проходите в нашу мастерскую.
Дети садятся за столы.
— Какую бабочку вы хотели бы сделать? Выбирайте квадратики и мы приступим к выполнению поделки.
— Посмотрите на карточку и скажите, с чего начнём нашу работу.
— Возьмите квадрат, и сделайте треугольник. (попросить того, кто сделает быстро объяснить, как выполнял)
— Прогладьте сильно линию сгиба. Найдите острые уголки и сложите их. Чётко проглаживайте линию сгиба. Теперь будьте внимательными! Положите получившийся треугольник линией сгиба к себе. Отгибайте острый угол на себя, и прогладьте линию сгиба. Переверните заготовку и сделайте тоже с другим уголком.
— Вот и бабочка готова. Ребята, а как вы думаете, чего не хватает бабочке? (узора)
Вспомните, какие бабочки все разные, нарядные, не похожие друг на друга. И вы, как волшебники, можете помочь своим бабочкам стать красивыми.
— Придумайте узор, вырежете, что вам хочется и наклейте на бабочку. Пока вы выполняете узор, я приготовлю усики. (Дети выбирают материал для украшения бабочек, самостоятельно украшают)
В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчёт о своих действиях.
— Какие красавицы получились.
Живёт, собою Землю украшая,
Порхая с лепестка на лепесток!
При этом тишину не нарушая,
Она сама – летающий цветок!
Подведение итогов. Рефлексия
Раздается стук и появляется цветок.
— Здраствуйте ребята и Квадратик. Я так долго добирался до Вас, и мне так было одиноко в пути.
— Не расстраивайся цветочек, мы с ребятами приготовили для тебя подарок.
— Мы сделали тебе друзей, которые будут тебя радовать.
— Ребята, принесите друзей цветочку.
— Ой, какие они все красивые, замечательные, удивительные.
— Ребята расскажите, как выполняли таких замечательных бабочек?
— Что оказалось самым трудным?
— А что понравилось больше всего?
— Вы сегодня подарили столько друзей, и я не когда больше не буду одиноким, молодцы. Мне так понравилось в гостях у Квадратика и у Вас, что я хочу погостить еще не много. Если Вы разрешите, то я останусь у Вас в группе, и мы вместе будем ждать наступление лета, которое я очень люблю.
Приложение 5
Конспект занятия
Развитие воображения через развлечение с бумагой: сжимание и выкладывание предметов из бумаги.
Тема: «Тучи»
Программное содержание. Научить детей изготавливать изделия из бумаги методом скатывания в шар, куска бумаги и разглаживания. Развивать у детей последовательность действий, мелкую моторику рук. Развивать воображение, творчество, создавать эмоциональное настроение во время работы. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
МАТЕРИАЛЫ:листы бумаги, тонированные голубым цветом, листы бумаги для облаков и тучек - белого, серого, синего и розового цвета- предварительно скомканные в шарики бумаги. Цветные карандаши. Клей. Фонозапись песни В.Шаинского «Облака» из м-ф «Трям! Здравствуйте»
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа. Бумага хороша тем, что из нее можно сделать любой предмет для развлечения, даже ни на минуту не задумываясь о том, как его мастерить. Вот элементарный пример: скатайте в шар кусок газеты или бумаги. У вас в руках образовался простейший мячик, который можно перекидывать друг другу. А если бумажный шарик свернуть более туго и затем подолгу сжимать его в кулаке, то выясниться, что вы еще обзавелись и настоящим эспандером для подкачки мышц ладони.
Давайте посмотрим, какие развлечения можно изготовить из бумаги, если выровнять сжатый шарик и дорисовать некоторые детали в получившемся предмете.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети, ответьте, что каждый из нас привык видеть у себя над головой, когда мы находимся на улице? Конечно, это - наше доброе и красивое голубое небо. Но небо не всегда бывает чистым. Обычно по нему бегут облака - веселые, солнечные, как в хороший весенний день. Облака иногда называют небесными корабликами.
Лодки и кораблики в небесах бегут.
Значит, что на землю они дождики везут.
Приплывут кораблики к нам издалека.
Белые кораблики- это облака.
Все вы видели облака, вспомните, какого они бывают цвета. Правильно, обычно цвет облаков - белый. А когда встает солнышко, то утром, на рассвете, облака становятся розовыми. Вечером облака темнеют, становятся серыми, темно-синими. А если в облаках накапливается много влаги то их уже принято называть тучами. Тучи, которые несут нам дождь, бывают темно синими, почти черными. А на что похожи облака? Поет В.Маяковский написал забавное стихотворение для детей, которое назвал "Тучки и тучкины штучки". В нем он описал, на что похожи тучки в небе. Послушайте начало этого стихотворения:
Плыли по небу тучки.
Тучек - четыре штучки.
От первой до третьей- люди,
Четвертая была верблюдик.
И к ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая.
И от нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.
Видите, поет сравнивает тучки и облака с человечками, слониками, верблюдиком.
Теперь пусть каждый из вас создаст свое собственное облако. Сначала выберите, какого оно будет цвета. Положите перед собой выбранный комочек бумаги к разровняйте его. Представьте, на что может быть похоже ваше облако. Закройте на мгновение глаза и предстаете себе забавные облака.
Эта тучка - словно кошка,
Эта тучка- словно мышка,
Эта- пес, смешной немножко.
Эта- в шапочке мальчишка.
Подумали, на что будет похоже ваше облако? Тогда за дело. Чтобы вам веселее работалось, послушаем песенку композитора В.Шаинского, которая так и называется "Облака". В этой песенке внешний вид облаков сравнивается с белыми лошадками. (Звучит фонозапись песни. Ребята выполняют работу).
Тот, кто закончил создание своего облака, может приклеить его к выбранному листу бумаги голубого цвета, изображающему небо.
Для этого заранее было приготовлено три листка, изображающих небо. Давайте договоримся, что каждое небо будет отражать разное время дня, разное настроение. Первое - небо на рассвете, когда восходит солнце. Сюда мы договоримся размещать облака белые и розовые. Второй лист бумаги - небо в середине солнечного дня. Цвет его облаков - белый и светло- синий. Третье небо- перед грозой, по небу уже будут нестись дождевые тучки, они могут иметь серую, темно- синюю окраску.
Вспомните, ведь на небе облака не выстраиваются в строгую линию. Они располагаются по- разному- кто выше, кто ниже, накладываются друг на друга. Поэтому и наши облака с тучками можно располагать произвольно, кто где захочет. Одни облака могут заслонять другие. Детали облака намазывается клеем по краям, чтобы аппликация лучше держалась на бумажном небе. (Самостоятельная работа детей).
Приложение 6
Конспект занятия
Тема: «Ключевые слова»
Цель занятия:познакомить детей с японским искусством оригами.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учеников с краткой историей оригами
- Учить составлять связный рассказ по опорным словам.
- Учить классифицировать предметы по разным признакам
Развивающие:
- Развивать речь детей.
- Расширять активный и пассивный словарный запас детей.
- Развивать творческое и логическое мышление детей.
- Развивать умение работать в парах
Воспитательные:
- Формировать интерес детей к искусству оригами
- Воспитывать умение вести себя в коллективе.
Ход занятия:
1. Стадия вызова (прием «Ключевые слова»)
Сегодня мы с вами начнем знакомство с оригами.
- Что вы знаете об оригами? (...)
- Попробуйте в парах составить рассказ об оригами по ключевым словам: оригами, искусство, Япония, бумага, чудеса, бумажные фигурки, счастье, подарки, украшения. (...)
- Слушание составленных рассказов (2-3 рассказа)
Стадия осмысления
Послушайте мой рассказ об искусстве оригами: искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад. Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие.
- Совпадает ли этот рассказ с теми рассказами, которые вы составили?
- Что в них общего?
- Что нового об искусстве оригами вы узнали из моего рассказа? Теперь подойдите к нашей выставке. На выставке представлены:
- искусственный цветок из пластмассы,
- объемный тюльпан, выполненный в технике оригами,
- аппликация цветка, выполненного в технике оригами,
- игрушечный кораблик из пластмассы,
- аппликация «Кораблик»,
- объемные игрушки (оригами из бумаги), лодочка и двухтрубный кораблик,
- пластмассовая игрушка-животное,
- объемное животное из бумаги, выполненное в технике оригами,
- геометрическая аппликация животного.
- На какие группы можно разделить эти предметы?
- Цветы, кораблики, животные.
- Предметы, сделанные из пластмассы и из бумаги.
- Предметы плоские и объемные.
- и т.д.
- Сегодня мы с вами говорим об оригами. Найдите на выставке изделия, выполненные в технике оригами.
- Обоснуйте свой выбор. (Скорее всего дети назовут объемные игрушки из бумаги. Надо обратить их внимание на аппликацию цветка, выполненную в технике оригами).
Стадии рефлексии
- Давайте вернемся к ключевым словам, с которых мы начали разговор об искусстве оригами. Как мы можем дополнить этот список?
Итоги занятия:
- О чем мы узнали сегодня на занятии?
- Что вам понравилось на занятии?
Приложение 7
Конспект занятия
Тема: «В гости к Незнайке»
Цель занятия: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста путем обеспечения единства решения игровых, познавательных и практических задач.
Задачи:
• совершенствовать конструктивные умения и навыки;
• развивать мелкую моторику пальцев,
• развивать воображение и пространственное мышление,
• формировать интерес к художественной литературе,
• познакомить детей с творчеством детского писателя Н.Носова,
• научить детей заботиться друг о друге, помогать друг другу,
• научить детей бережно относиться к работам своим и своих друзей,
• обогащение игрового опыта.
Средства обучения:
1. Раздаточный материал:
• цветная бумага (предлагаются цвета: белый, оранжевый, желтый, синий, зеленый)
• карандаш простой
• клей-карандаш
• ножницы
2. Наглядные пособия:
• дидактические материалы (портрет писателя Н.Носова, иллюстрации к его произваедениям, образец для показа, подготовленный кроссворд на листе формата А0)
3. Технико-сопровождающее оборудование:
• магнитофон
• аудиокассеты
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
• Подготовка к занятию
• Приветствие (проведение игры-разминки «КАК ЖИВЕШЬ»)
• Разминка (пальчиковые игры «Здравствуй, пальчик» и «Наши пальчики играют»)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
• знакомство с писателем Н.Носовым
• литературная игра (разгадывание кроссворда)
• музыкальная пауза (прослушивание песни «Гимн Незнайки и его друзей»)
• постановка задания
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
• выполнение фигурки «Незнайка»
МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
• общее исполнение песни «В траве сидел кузнечик»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
• обсуждение результатов работы
ХОД ЗАНЯТИЯ
Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы сегодня пришли, несмотря на погоду. У меня поэтому хорошее настроение. А у вас? Давайте поиграем в нашу любимую игру «Как живешь?»
КАК ЖИВЕШЬ? Вот так!
КАК ПЛЫВЕШЬ? Вот так!
КАК БЕЖИШЬ? Вот так!
ВДАЛЬ ГЛЯДИШЬ Вот так!
ЖДЕШЬ ОБЕД Вот так!
МАШЕШЬ ВСЛЕД Вот так!
НОЧЬЮ СПИШЬ Вот так!
А ШАЛИШЬ Вот так!
Теперь вы тоже улыбаетесь, и можно начинать занятие. Мы с вами поздоровались, а наши помощники? Кто у нас помощники? (наши пальчики)
Пальчиковая игра «Здравствуй, пальчик»
Ну, вот, пальчики поздоровались и начали играть.
Пальчиковая игра «Наши пальчики играют» (проснулись-потрудились-заснули)
Сегодня мы отправляемся в путешествие к самому Великому чуду на свете.
Что же это за чудо?
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней. (книга)
Итак, мы отправляемся в Книгоград.
Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
А кто пишет книги? Писатели.
Вот одного из них мы сейчас вспомним.
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографмм в Москве.
Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка».
Вы знаете много его произведений. Вот иллюстрации только к некоторым из них – показать иллюстрации к его произведениям (можно откопировать из книг, можно найти в Интернете, можно использовать рисунки детей, занимающихся в объединении изодеятельности).
Сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд.
1. Как звали писателя Носова?
2. Как звали коротышку, который сочинял стихи?
3. О ком он сочинил песню?
4. Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
5. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?
6. Что уронил в колодец Мишка в рассказе «Мишкина каша»?
7. Что варил Мишка в рассказе «Мишкина каша»?
8. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы?
Ответы: Николай, Цветик, кузнечик, книга, картошка, чайник, каша, фантазеры.
Разгадали весь кроссворд, и в главной строке видим имя главного героя нашего сегодняшнего занятия. Кто же это? Загадка:
Городок их маленький,
Да народ удаленький:
Один шар придумал чудо!
Чтоб слетали все повсюду.
Рисовал один из них,
Еще один писать мог стих.
Да и было еще много
Замечательных ребят.
Это Гусля и Авоська,
Был у них еще Небоська,
Врач Пилюлькин всех лечил,
Цветик стихи сочинил,
Пончик пек всем пирожки,
Из замечательной муки,
Винтик, Шпунтик все чинили,
Но, чтоб там не говорили,
Хоть умней всех был там Знайка,
Сегодня наш герой – НЕЗНАЙКА!
Давайте послушаем песню «Гимн Незнайки и его друзей» из мультфильма
А теперь приступаем к творческой части нашего занятия. Мы с вами делаем фигурку Незнайки.
Наша цель на сегодня – сложить фигурку Незнайки.
Для этого нам надо (задачи):
• вспомнить этого героя и определиться с необходимым материалом
• вспомнить знакомые базовые формы оригами,
• работать по методу следования за показом
• добиваться аккуратности и четкости складок
Фигурка будет составная (вспоминаем, что составная фигурка оригами – это фигурка, собранная из нескольких деталей).
Вспоминаем, какого цвета была у Незнайки одежда и берем необходимую бумагу.
Рубашка – оранжевая, штаны – желтые, шляпа – синяя
Каждому из вас понадобится:
• квадрат белый – лицо
• квадрат синий – щляпа
• квадрат желтый – штаны
• квадрат оранжевый – рубашка
Порядок работы:
1. берем все бумагу нужных цветов
2. вырезаем квадраты из прямоугольников
3. лицо – для придания круглой формы у квадрата загибаем уголочки
4. волосы – режем полоски
5. штаны, рубашка – делаем надрезы – см. схему ниже. Введение понятия «кирикоми-оригами» (оригами с применением надрезов называется кирикоми-оригами)
6. шляпа – см. схему ниже
7. галстук – см. схему ниже
8. ботинки – см схему ниже
Какой веселый Незнайка у нас получился!
Давайте все вместе споем его любимую песню «В траве сидел кузнечик». Все молодцы!
Посмотрите, с помощью известных вам уже приемов «получение квадрата из прямоугольника», «загибание уголочка», «мятые комочки», «базовая форма оригами – дверь» и совмещения в одной работе их всех у нас получилась такая замечательная работа.
Приложение 8