Статья 14. Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами

14.1. За период 2011-2014 годы в области использования муниципальной собственности усилия администрации были направлены на обеспечение эффективного использования муниципального имущества в интересах муниципального образования и населения района, увеличение доходов районного бюджета от его использования.

14.2. В отношении объектов муниципального имущества обеспечено формирование и ведение автоматизированного учета реестра муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Беломорского муниципального района. По состоянию на 01 января 2015 года в реестре муниципального имущества учтено 300 объектов недвижимого имущества, 3 407 объектов особо ценного движимого имущества. Осуществляется работа по проведению технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав объектов муниципальной собственности. Возросли доходы от сдачи в аренду муниципальных помещений: с 10258 тыс. рублей в 2011 году до 10697 тыс. руб. в 2014 году, что связано не только с ростом размера арендной платы за 1 кв. метр арендуемых помещений, а также за счет увеличения количества сдаваемых в аренду площадей и проведением открытых аукционов на сдачу в аренду помещений. Основными арендаторами муниципального недвижимого имущества являются субъекты малого и среднего предпринимательства. Количество действующих договоров на 01.01.2015 года - 121 договор аренды муниципального имущества, находящегося в собственности МО «Беломорский муниципальный район», из них 85 договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства.

14.3. В 2014 году оформлено право муниципальной собственности на 66 объектов недвижимого имущества.

Поступление доходов от продажи имущества в 2011 году составило 2,6 млн. рублей, в 2012 году – 1,9 млн. рублей, в 2013 году – 2,1 млн. рублей. В ходе реализации программы приватизации имущества в 2014 году было отчуждено 2 объекта муниципальной собственности, что позволило в 2014 году привлечь в местный бюджет доходы в сумме 7,1 млн. рублей.

В рамках ФЗ-178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» утверждена программа приватизации муниципального имущества Беломорского муниципального района на 2015 год. В план приватизации включено 3 объекта.

14.4. Постоянно проводится работа по обеспечению защиты имущественных отношений Беломорского муниципального района путем подачи исков в Арбитражный суд РК о взыскании арендной платы за муниципальное имущество, принятие мер по выселению недобросовестных арендаторов в судебном порядке.

В связи с принятием полномочий Беломорского городского поселения в 2014 году продолжилась работа по инвентаризации объектов имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Беломорское городское поселение». Зарегистрировано право муниципальной собственности на 20 объектов недвижимого имущества, проведена работа по технической инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, расположенных на территории Беломорского городского поселения. Планомерно ведется работа по учету и уточнению прав собственности на жилые помещения, находящиеся в собственности МО «Беломорское городское поселение» путем подачи запросов и получения информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В 2014 году по предоставленным запросам получено 672 выписки из ЕГРП.

Активизировалась работа в отношении земельных ресурсов. Только за 2014 год заключено договоров купли – продажи на 83 земельных участка общей площадью 93,1 тысяч кв. м. на общую сумму 623 тысячи рублей. Доходы от продажи земельных участков в 2011 году составили 232 тыс. рублей, в 2012 году – 577 тыс. рублей, в 2013 году – 1311 тыс. рублей.

14.5. Приоритетное направление деятельности Администрации создание условий для увеличения количества земельных участков, являющихся объектами налогообложения и их идентификации.

В собственности муниципального образования «Беломорский муниципальный район» находится 6 земельных участков общей площадью 8245,00 кв. м., из них 1 земельный участок, общей площадью 2056,00 кв. м. предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование - Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Беломорская детская школа искусств имени А.Ю. Бесолова».

В первом полугодии 2015 года зарегистрировано в собственность муниципального образования «Беломорское городское поселение» 4 земельных участков общей площадью 91032,40 кв. м., из них 1 земельный участок, общей площадью 44657,00 кв. м. предоставлен в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Инвест Камень».

Предоставлено в аренду в 2014 году 144 земельных участка для строительства объектов и 122 земельных участка для целей, не связанных со строительством. Произведена государственная регистрация 232 договоров аренды земельных участков (зарегистрировано право аренды на 255 земельных участков). Общая сумма поступлений арендной платы за земельные участки за 2014 год – 4227 тысяч рублей, за 2013 – 2734, за 2012 – 2868, за 2011 – 2551. Рост 2014 года к 2011 году составил 166%.

14.6. В рамках муниципального земельного контроля проводятся работы по выявлению земельных участков, используемых без правоустанавливающих документов. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на территории района.

За 2015 год проведена 21 плановая проверка соблюдения земельного законодательства, выявлено 16 нарушений обязательных требований земельного законодательства. В результате рассмотрения материалов проверок соблюдения земельного законодательства в отношении 11 физических лиц приняты решения о привлечении их к административной ответственности в виде штрафа. В рамках осуществления муниципального земельного контроля, проведено 22 внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства в отношении физических лиц, выявлено 18 нарушений обязательных требований земельного законодательства. В результате рассмотрения материалов проверок соблюдения земельного законодательства в отношении 9 физических лиц приняты решения о привлечении их к административной ответственности в виде штрафа. Общая сумма фактически поступивших штрафов в бюджет муниципального образования «Беломорский муниципальный район» за 2015 год составляет 41200 рублей.

На постоянной основе ведется претензионно - исковая работа с арендаторами муниципального имущества и земельных участков.

Статья 15. Инвестиции

15.1. Администрация продолжила работу по формированию инвестиционной привлекательности района.

В сентябре 2014 года администрацией заключено Соглашение о сотрудничестве и инвестиционной поддержке с ОАО «Корпорация развития Республики Карелия».

Главным приоритетом работы Корпорации является содействие в реализации государственной политики, направленной на развитие Республики Карелия, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест. В рамках Соглашения в Корпорацию предоставлена информация о восьми инвестиционных площадках на территории района.

Проведена инвентаризация свободных промышленных и инвестиционных площадок и земельных участков. Информация об актуализированных земельных участках представлена на официальных сайтах муниципального района и Правительства Республики Карелия.

Инвестиции в основной капитал за период 2011 – 2014 гг.

Таблица 10

Показатели Единица измерения год год год год 2014 год в % к 2011 году
Объем инвестиций млн. руб. 194,6
в том числе по источникам финансирования            
бюджетные средства млн. руб. 212,5
прочие источники млн. руб. 38,1
Рост объема инвестиций в % к предыдущему году 173,4 158,4 80,5 152,7  

15.2. Сдерживающие факторы социально-экономического развития района:

а) отраслевая структура экономики с незначительным количеством эффективно работающих предприятий;

б) высокий физический и моральный износ основных фондов, медленные темпы технической и технологической модернизации;

в) слабо развитая дорожная транспортная инфраструктура;

г) высокие издержки производства в условиях северной экономики - высокая энергоемкость;

д) дефицит республиканского и местного бюджетов, соответственно ограниченные возможности бюджетного финансирования мероприятий по модернизации экономики;

е) отсутствие квалифицированного кадрового потенциала;

ж) естественная убыль населения.

Финансовое состояние района осложняется тем, что крупные предприятия, работающие на его территории, являются структурными подразделениями корпораций, расположенных за пределами района. Финансовые показатели структурных подразделений зависят от политики головных организаций.

Большой проблемой является отсутствие достаточных финансовых средств местных бюджетов, необходимых для разработки проектно-сметной документации на создаваемые объекты муниципальной собственности, что существенно тормозит процесс инфраструктурного развития.

15.3. Анализ социально-экономического развития муниципального образования позволяет выделить ряд следующих конкурентных преимуществ и факторов развития района:

а) богатый природно-ресурсный потенциал - сырьевые и водные ресурсы, туристско-рекреационный потенциал, уникальный природно-ландшафтный комплекс;

б) выгодное экономико-географическое положение - транзитный потенциал (транзитное железнодорожное сообщение в 2-х направлениях, водный коридор - Беломорско - Балтийский канал, Белое море);

в) широкое распространение и применение информационно-коммуникационных технологий.

Торговля.

В сфере торговли в районе продолжается работа, направленная на реализацию государственной политики, в том числе по оказанию содействия рыночным преобразованиям, развитию предпринимательской деятельности и конкуренции.

Потребительский рынок остается стабильным и отличается высоким уровнем товарной насыщенности. Услугами торговли обеспечены все поселения района.

В секторе торговли осуществляют деятельность более 100 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, численность работников составляет около 900 человек. Розничная сеть насчитывает 132 магазина, 12 павильонов, 89 объектов нестационарной торговой сети. Услуги общественного питания оказывают 29 предприятий.

Торговая площадь стационарных торговых объектов увеличилась за счет строительства, реконструкции магазинов и составляет почти 10 тысяч кв. метров. В 2014 году открылись 2 магазина федеральных торговых сетей «Магнит» и «Пятёрочка», что позволило создать новые рабочие места и увеличить количество торговых объектов с современным форматом торгового обслуживания.

Результаты деятельности торговой отрасли на территории района подтверждают устойчивость тенденций роста объема проданных товаров. Оборот розничной торговли по данным Карелиястат за 2014 год составил 1290 млн. рублей, и увеличился на 6% в сопоставимых ценах по сравнению с 2013 годом. Оборот общественного питания в 2014 году вырос в сопоставимых ценах на 3,8% по отношению к 2013 году.

В соответствии с полномочиями, определенными Законом, администрация района выполняет полномочия по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции. Лицензию на розничную продажу алкогольной продукции имеют 28 организаций (69 обособленных подразделений).

Занятость населения.

В районе принята и действует Программа содействия занятости населения Беломорского района на 2012 - 2015 годы, которая направлена на предоставление качественных услуг содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе работников с целью создания условий для развития рынка труда и обеспечение занятости населения.

Показатели, характеризующие общие масштабы безработицы.

Таблица 11

Показатели Ед. изм. 2014 год 2015 год оценка
Общая численность безработных чел.
Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) чел. 23,5 23,8
Численность безработных зарегистрированных в службе занятости чел.
Уровень регистрируемой безработицы % 5,1 5,4

Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения, обратившимися в поиске подходящей работы в 2014 году стали 1366 человек. Количество вакансий, заявленных работодателями в 2014 году, сократилось по сравнению с 2013 годом на 16 процентов и составило 845 единиц. При содействии центра занятости населения занятости было трудоустроено 519 человек. Удельный вес трудоустроенных уменьшается: 2012 год – 46%, 2013 – 38,5%, 2014 – 38%.

Безработным гражданам своевременно и в полном объеме выплачивались пособия по безработице, безработным гражданам, направленным органами службы занятости для прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, - стипендии. В 2014 году за счет средств субвенции из федерального бюджета на социальные выплаты безработным гражданам израсходовано 15088,5 тыс. рублей.

Численность зарегистрированных в центре занятости населения безработных граждан в 2012 - 2014 годах остается на одном уровне – 5%. В районе уровень регистрируемой безработицы один из самых высоких и превышает средний по Республике Карелия более чем в два раза.

На учете в службе занятости в основном состоят безработные граждане, которые в силу различных причин являются наименее конкурентоспособными на рынке труда. Это женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы), длительно неработающие и другие категории граждан (граждане, уволенные с военной службы; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы).

Значительными остаются показатели средней продолжительности периода безработицы и доли безработных граждан с длительными сроками незанятости. На 1 января 2013 года 29,8% от общей численности зарегистрированных безработных граждан не могли найти работу в течение 4 месяцев и более, а средняя продолжительность официальной безработицы составляла 3,8 месяца (на 1 января 2015 - 44,8% и 4,3 месяца соответственно).

Подробный анализ и развитие ситуации на рынке труда района представлен в подпрограмме 9.

Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы усугубляется неблагоприятной демографической ситуацией в районе.

Демографическая политика.

За период 2011 - 2014 годы демографическая ситуация в районе характеризовалась следующими показателями:

Таблица 12

Показатели Единица измерения год год год год
Рождаемость на 1000 человек населения чел. 13,6 12,6 12,0 13,8
Смертность на 1000 человек населения чел. 18,7 20,9 18,3 19,5
Естественная убыль на 1000 человек населения чел. 5,1 8,3 6,3 5,7
Среднегодовая численность населения чел.

Показатель рождаемости на 1000 человек населения в районе увеличился в 2014 году к 2011 году на 1,5%, показатель смертности – на 4,3%. Показатель естественной убыли увеличился на 11,8%.

Среднегодовая численность населения ежегодно снижается на 2 - 3%, за четыре года численность населения снизилась на 1,3 тыс. человек.

Основными причинами высокой смертности населения являются:

- алкоголизация населения и, как следствие этого, высокий уровень травматизма, отравления суррогатами алкоголя, убийств, самоубийств;

- высокий процент населения пожилого возраста;

- низкий уровень заботы населения о своем здоровье;

- высокий процент хронических заболеваний.

Кроме этого, район терпит проблемы, связанные с оттоком населения в Петрозаводск, Санкт-Петербург и другие города.

Среднегодовая численность населения в разрезе возрастных групп (человек)

Таблица 13

Показатели Оба пола Женщины Мужчины
Из общей численности населения:                  
моложе трудоспособного возраста
трудоспособного возраста
старше трудоспособного возраста

Средний возраст населения муниципального района (число лет)

Таблица 14

Показатели Все население Городское население Сельское население
Всего 42,20 42,50 42,72 40,86 41,10 41,15 44,10 44,49 44,97
в том числе                  
женщины 45,48 45,78 46,02 44,18 44,39 44,43 47,35 47,78 48,32
мужчины 38,29 38,59 38,78 36,88 37,16 37,15 40,29 40,62 41,05

Развитие образования.

На территории Беломорского муниципального района создана сеть учреждений образования, позволяющая удовлетворять потребности населения в образовательных услугах. По состоянию на 1 января 2015 года в районе функционируют 21 муниципальное образовательное учреждение, в том числе: 12 – общеобразовательных, 3 – дошкольных образовательных, 3 – дополнительного образования детей, 1 – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 - центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, 1 – информационно-методический центр образования. Из данного количества учреждений: 4 автономных, 14 бюджетных и 3 казенных.

Основные общеобразовательные программы реализуются в 9-ти общеобразовательных учреждениях среднего общего образования, 2-х – основного общего, 1-ом – открытом (сменном) общеобразовательном учреждении, которое обеспечивает и реализует образовательные программы профессиональной подготовки.

С 1 сентября 2015 года в общеобразовательных учреждениях обучается 1973 человека. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения и дошкольные группы при общеобразовательных школах посещают более восьмисот воспитанников. В системе дополнительного образования задействовано около полутора тысяч детей. В муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается 24 ребёнка.

Характеристика текущего состояния и проблем в сфере системы образования представлена в подпрограмме 6.

Здравоохранение.

Основной задачей здравоохранения является поддержка доступности и качества медицинских услуг, принятие необходимых мер по охране здоровья населения и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Сеть учреждений здравоохранения представлена ГБУЗ РК «Беломорская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ») и его структурными подразделениями:

а) отделения терапевтическое, хирургическое, детское, родильное, инфекционное, отделение интенсивной терапии и реанимации, первичное сосудистое отделения. Количество коек стационарной медицинской помощи – 120 коек, количество коек дневного стационара – 21 койка; взрослая поликлиника – с мощностью 200 посещений в смену; детская поликлиника - с мощностью 60 посещений в смену. Выполнение плана работы койки за 2014 год – 103%, выполнение плана работы койки дневного стационара – 76%, выполнение плана по посещениям – 96%;

б) 3 врачебными амбулаториями (п.Вирандозеро, п.Летнереченский, п.Сосновец);

в) 9 ФАПами (п.Золотец, п.Маленга, с.Нюхча, с.Колежма, п.Сумпосадский, п.Хвойный, п.Пушной, с.Шуерецкое, п.Новое Машезеро).

В Беломорском муниципальном районе на 01.01.2015 года численность работников государственных учреждений здравоохранения составила 446 чел. (среднегодовая численность работников за 2014 год – 435 чел.). Средняя заработная плата по здравоохранению района в 2014 году составила 26886,7 рублей, заработная плата увеличилась на 4,9%.

Анализ кадровой ситуации в отрасли показывает, что укомплектованность персонала в целом удовлетворительная, но при этом существует дефицит врачей, особенно терапевтов. Администрацией больницы проводится постоянная работа по привлечению молодых кадров как врачебного, так и среднего звена. Основной мотивацией молодых специалистов является предоставление жилья, выплата подъемных и дополнительной стипендии. Отсутствие в муниципальном районе резервного фонда служебного жилья затрудняет решение кадрового вопроса.

ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» для привлечения специалистов участвует в реализации Ведомственной программы «Обеспечение государственной системы здравоохранения медицинскими кадрами на 2013 - 2015 годы»:

- со студентами 6 курса ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» и 2 курса Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) заключены договоры о работе в ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» с предоставлением ежемесячной дополнительно к стипендии выплаты в размере 5,0 тыс. рублей (из средств предпринимательской деятельности ЦРБ) на период обучения, по специальностям «Педиатрия» и «Стоматология».

Администрация учреждения участвует в ярмарках вакансий, проводимых ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», АОУ СПО «Петрозаводский базовый медицинский колледж», Северным государственным медицинским университетом (г. Архангельск), ГКУ РК «ЦЗН г. Петрозаводск» для незанятой молодежи и выпускников профессиональных учебных заведений «Карьера – 2014». Список вакансий больницы опубликован на сайтах больницы и Министерства, а также направлен в образовательные учреждения России.

Финансирование отрасли «Здравоохранение» Беломорского района за 2014 год составило: субсидии на выполнение государственного задания – 14,1 млн. рублей; средства по обязательному медицинскому страхованию – 210,4 млн. руб.; платные услуги – 25 млн. руб.; субсидии на иные цели – 2,7 млн. руб.

В 2014 году была продолжена работа по улучшению материально-технической базы ЦРБ. Получено следующее оборудование: 1 автомобиль скорой медицинской помощи класса «С» (реамобиль), комплекс рентгеновский диагностический телеуправляемый «Телемедикс-Р-Амико», 2 микроскопа монокулярных, перфузор, облучатель фототерапевтический для новорожденных, 7 стационарных компьютеров. Также за счет средств предпринимательской деятельности были закуплены стоматологическая установка и 2 автомобиля «НИВА» для поликлинического подразделения.

В 2014 году произведен ремонт кровли над крылом детского отделения и начат капитальный ремонт рентгенологического кабинета, за счет средств республиканского бюджета и средств предпринимательской деятельности.

Совершенствуется сервис электронной записи на прием к врачу, автоматизированы рабочие места для регистраторов и медицинских специалистов.

Общая заболеваемость взрослого населения района в 2014 году увеличилась на 0,5 %, детей и подростков на 1% по сравнению с 2013 годом.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации с 2013 года проводится всеобщая диспансеризация взрослого населения. Плановое задание на 2014 год в нашем районе составило 1450 человек, обследовано 1244 человек, что составляет 85,8% от плана.

Несовершеннолетние также проходят медицинские осмотры согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. №1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них". Разработаны планы-графики прохождения медицинских осмотров.

Плановое задание по диспансеризации опекаемых - 75 детей, осмотрен 61 ребенок, что составляет 81% от планового задания.

Плановое задание по диспансеризации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации составляло 26 детей, осмотрено 24 детей или 92% от планового задания.

В 2014 году 48 пациентов получили курсы реабилитации после стационарного лечения в санаториях «Белые ключи» и «Марциальные воды».

Наши рекомендации