Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. 2 страница
Влияние революционных потрясений на развитие русской культуры. Становление советской культуры в СССР. Обособление культуры «русского зарубежья». ХХ век в судьбе русской культуры. Современное состояние и перспективы развития культуры в России. Место и роль России в мировой культуре.
Семинарское занятие 1:
Вопросы для обсуждения:
1. Исторические условия становления русской культуры.
2. Культура Древней Руси: язычество и христианство.
3. Культурные последствия «татаро-монгольского ига».
4. Культура Московской Руси.
Семинарское занятие 2:
Вопросы для обсуждения:
1. Имперская российская культура XVIII века.
2. «Серебряный» век русской культуры.
3. Советский период в развитии отечественной культуры.
4. Состояние современной российской культуры.
Литература:
1. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. – М.: Высшая школа, 2002.
2. Грушевицкая, Т. Г. Словарь по мировой художественной культуре: учеб. пособие / Т. Г. Грушевицкая. – М.: Академия, 2001.
3. Кармин, А. С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 2003.
4. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юнити, 2005.
5. Культурология: учеб. пособие / под ред. С. В. Лапиной. – Минск: ТетраСистемс, 2003.
6. Розин, В. М. Культурология: учебник / В. М. Розин. – М.: Гардарики, 2003.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
-самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора;
-подготовку к семинарским занятиям;
-написание реферата, доклада, выступления;
-подготовку к экзамену.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. История возникновения понятия «культура».
2. Основные методологические принципы исследования закономерностей развития культуры.
3. История культуры как самостоятельная научная дисциплина.
4. Современные представления о происхождении человека.
5. Культура как исторически накапливаемый опыт человечества.
6. Неолит как период формирования трёх основных направлений в развитии культуры.
7. Причины зарождения и расцвета «полосы древних цивилизаций».
8. Особенности понятий «цивилизация» и «культура».
9. Первобытная культура как образец культурного синкретизма.
10. Особенности культуры древних цивилизаций.
11. Влияние ранних цивилизаций на особенности формирования культуры Европы.
12. Основные этапы истории европейской культуры.
13. Античная цивилизация и культура.
14. Средневековая западноевропейская культура, её особенности и противоречия.
15. Особенности развития европейской культуры: от античности до современности.
16. Славянский мир и древнейшие цивилизации.
17. Проблемы зарождения и формирования общеславянской культуры.
18. Основные особенности и этапы развития славянских культур.
19. Роль древнерусской государственности в развитии славянской культуры.
20. Взаимодействие культуры России с культурами Европы и Азии.
21. Судьбы русской культуры в XVIII-XX веках.
22. Проблемы и противоречия современной культуры.
23. Специфика взаимодействия мировых центров культуры в современную эпоху.
24. Экологическая культура в современном мире.
25. Глобальные проблемы современности как комплекс противоречий во взаимоотношениях современных культур и цивилизаций.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на семинарских занятиях;
- выполнение контрольных заданий;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:
- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом;
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет, задачи и структура курса культурологии.
2. Основные концепции культуры в истории культурологии.
3. Просветительские теории культуры XVIII века (И.-Г. Гердер, Ж.-Ж. Руссо)
4. Теория культурно – исторических типов Н.Я. Данилевского.
5. Учение об «идеальных типах» культуры М. Вебера.
6. Психоаналитические концепции культуры (3. Фрейд, К. Юнг, Э.Фромм).
7. Концепция локальных цивилизаций А.Тойнби.
8. Концепция социокультурных стилей П.А. Сорокина.
9. Игровая концепция культуры И. Хейзинги.
10. О. Шпенглер о соотношении и судьбах культуры и цивилизации.
11. Э. Тейлор и Д. Фрезер о первобытной культуре.
12. П.Н. Милюков — историк русской культуры.
13. Основные культурологические концепции в русской философии рубежа XIX XX веков.
14. Современная культурология: проблемы и противоречия.
15. Понятие культуры, его сущность, структура и функции.
16. Духовная и материальная культуры: проблема специфики и взаимосвязи.
17. Ценности и культура.
18. Религия как феномен культуры, основные черты и особенность.
19. Мораль и нравственная культура человека и общества.
20. Эстетическая культура личности и общества.
21. Искусство в системе культуры, его место и функции.
22. Художественная культура, ее строение и общественная роль.
23. Политическая и правовая культура человека и общества.
24. Культура и экономика.
25. Культура и природа, экология и культура.
26. Этнос и культура. Диалог культур и национальные отношения.
27. Традиции и культурная преемственность.
28. Творчество и культура.
29. Культура и жизненный путь личности.
30. Коммуникация и культура.
31. Истоки культуры и ее ранние формы.
32. Основные этапы развития культуры.
33. Религия и искусство в культурах ранних цивилизаций Востока.
34. Культура античности: ее периодизация и основные особенности.
35. Искусство и философия в античной культуре.
36. Возникновение и развитие культуры арабо-мусульманского мира.
37. Культура европейского Средневековья, ее категории и проблемы.
38. Миф как феномен культуры.
39. Фольклор в истории культуры.
40. Становление и развитие славянских культур.
41. Византия и Русь: особенности и взаимосвязь культур.
42. Культура средневековой Руси.
43. Ренессанс в истории культуры.
44. Культура Нового времени в Европе XVII-XVIII веков.
45. Переоценка ценностей и противоречия западноевропейской культуры (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
46. Русская культура в эпоху Петровских реформ.
47. Культура русского Просвещения (XVIII век).
48. Проблемы и противоречия русской культуры XIX века.
49. «Серебряный век» в истории русской культуры.
50. Культура и глобальные проблемы XX века.
51. Культура России на рубеже тысячелетий: кризис и возрождение.
52. Взаимодействие культур в современном мире.
53. Работа И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества».
54. Проблема культурно-исторических типов в работе Н. Я. Данилевского «Россия и Европа».
55. А. Тойнби «Постижение истории». Проблемы развития локальных цивилизаций.
56. Й. Хейзинга «Осень Средневековья».
57. Проблема культуры и цивилизации в работе О. Шпенглера «Закат Европы».
58. К. Ясперс о смысле истории и современной культуре.
59. Культурный синтез современности как методологическая проблема.
60. Проблемы межкультурных коммуникаций в современном мире.
61. Культурная основа комплекса глобальных проблем современности.
62. Общие тенденции в развитии мировой культуры.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Грушевицкая, Т. Г. Культурология: учебник / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. – 3-е изд-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
2. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2009.
3. Романов, Ю. И. Культурология: учеб. пособие / Ю. И. Романов. – СПб.: Питер, 2008.
Дополнительная:
1. Кармин, А. С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. – 2-е изд-е, перераб. и доп. – СПб.: Лань, 2003.
2. Культурология: учеб. пособие / под ред. А. Н. Марковой. – М.: Юнити, 2003.
3. Розин, В. М. Культурология: учебник / В. М. Розин. – М.: Гардарики, 2003.
4. Трофимова, Р. П. История русской культурологии: учеб. пособие / Р. П. Трофимова. – М.: АкадемПроект, 2003.
5. Черная, Л. А. Культурология. Основы теории: учеб. пособие / Л. А. Черная. – М.: Логос, 2003.
6. Фролов, А. В. Культурология: метод. указ. по изучению курса / А. В. Фролов. – СПб.: СПбГУСЭ, 2006.
Составители: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.к.н., доц. А.В. Фролов кафедры «Философия и культурология».
Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.
ЛАТЫНЬ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – обучить студентов латинскому языку, навыкам чтения и перевода литературы на латинском языке (латыни) для профессиональной деятельности в области юриспруденции.
Задачи дисциплины:
- привить навыки перевода со словарем несложных латинских текстов;
- ознакомить студентов с лексикой латыни, которая исторически легла в основу терминологии юриспруденции, с грамматической структурой латинского языка
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Латынь» студент должен:
· знать:
- лексический минимум общего характера;
- лексический минимум специального профессионального характера;
- грамматические и синтаксические особенности изучаемого языка;
- наиболее употребительную (базовую) грамматику;
- основные механизмы словообразования;
- основные устойчивые выражения, фразеологизмы и идиомы, характерные для языка;
- основные способы поиска профессиональной информации;
- уметь:
- извлекать информацию из текста, используя полученные навыки чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего);
- выделять главную и второстепенную информацию;
- читать и понимать со словарем специальную литературу по широкому и узкому профилю специальности;
- распознавать значения слов по контексту;
- получить навыки:
- чтения и перевода литературы общего и специального характера;
- ведения деловой и частной переписки с использованием общепринятых в юриспруденции латинских слов и выражений.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
1. | История латинского языка и его роль в современном обществе | - | - | - | |||
2. | Латинские глаголы | - | - | - | |||
3. | Имя существительное и его особенности в латинском языке. 1-е склонение | - | - | - | |||
4. | Страдательный залог | - | - | - | |||
5. | Личные и возвратные местоимения.2-е склонение имени существительного | - | - | - | |||
6. | Склонение имени существительного. 3-е склонение | - | - | - | |||
7. | Степени сравнения прилагательных и наречий | - | - | - | |||
8. | Основные типы образования перфекта | - | - | - | |||
9. | Инфинитивы (обзор) | - | - | - | |||
10. | Причастия и супин | - | - | - | |||
11. | Герундий и герундив | - | - | - | |||
12. | Придаточные предложения | - | - | - | |||
Всего: | - | - | - | ||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | |||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. История латинского языка и его роль в современном обществе
Практическое занятие:
Вводная лекция: краткий очерк истории латинского языка. Важность его изучения в наши дни. Необходимость знакомства с латинским языком для юриста. Латинский алфавит. Фонетика. Правила чтения. Ударение. Тренировка в чтении.
Тема 2. Латинские глаголы
Практическое занятие:
Глагол. Общие сведения. Времена, наклонения, залоги. 4 спряжения. 4 основные формы глагола. 3 основы глагола: основа инфекта, перфекта и супина. Личные окончания актива. Praesens indicativi activi. Imperativus praesentis activi и формы запрещения. Практика чтения и перевода.
Тема 3. Имя существительное и его особенности в латинском языке. 1-е склонение
Практическое занятие:
Система склонения – общие сведения. 1 склонение существительных. Глагол esse в praesens indicativi activi. Правила перевода латинского предложения. Практика чтения и перевода.
Тема 4. Страдательный залог
Практическое занятие
Страдательный залог. Личные окончания. Praesens indicativi passivi. Infinitivus praesentis passivi.Синтаксис страдательной конструкции. Accusativus и nominativus duplex. Imperfectum indicativi activi et passivi. Предлоги. Практика чтения и перевода.
Тема 5. Личные и возвратные местоимения 2-е склонение имени существительного
Практическое занятие:
Futurum I activi et passivi. Личные и возвратное местоимения. 2-е склонение существительных – общие сведения. Практика чтения и перевода.
Тема 6. Склонение имени существительного. 3-е склонение
Практическое занятие:
Согласный тип 3-его склонения. Способы образования номинатива. Гласный и смешанный типы существительных 3-го склонения. Прилагательные 3 склонения. Практика чтения и перевода.
Тема 7. Степени сравнения прилагательных и наречий
Практическое занятие:
Степени сравнения прилагательных. Супплетивные степени сравнения. Синтаксис степеней сравнения. Наречие. Степени сравнения наречий. Практика чтения и перевода.
Тема 8. Основные типы образования перфекта
Практическое занятие:
Основа перфекта. Основные типы образования перфекта. Личные окончания перфекта. Perfectum indicativi activi. Практика чтения и перевода.
Тема 9. Инфинитивы (обзор)
Практическое занятие
Инфинитивы (обзор). Accusativus cum infinitivo. Accusativus cum infinitivo – продолжение. Nominativus cum infinitivo. Практика чтения и перевода.
Тема 10. Причастия и супин
Практическое занятие:
Participia (образование и употребление). Супин. Ablativus absolutus. Практика чтения и перевода.
Тема 11. Герундий и герундив
Практическое занятие:
Образование герундия. Варианты его перевода. Практика чтения и перевода.
Тема 12. Придаточные предложения
Практическое занятие:
Образование форм и употребление конъюнктива в независимом предложении. Конъюнктив в придаточном предложении. Consecutio temporum. Практика чтения и перевода.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- подготовку к практическим занятиям;
- решение упражнений;
- проработку и повторение учебного материала по своим записям;
- выполнение переводов с латинского языка;
- изучение учебной и учебно-методической литературы;
- выполнение контрольной работы;
- подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для студентов заочного отделения)
В контрольной работе проверяется умение пользоваться профессиональной лексикой и навыки перевода текстов по темам:
1. Склонение имен существительных.
2. Степени сравнения прилагательных и наречий.
3. Глагол и его основные характеристики в латинском языке.
4. Придаточные предложения
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на практических занятиях;
- защита контрольной работы;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:
- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Кацман, Н. Л. Латинский язык: учебник / Н. Л. Кацман, В. Н. Ярхо, И. А. Лифшиц, В. Д. Савушкова. – 8-е изд-е. – М.: Высшая школа, 2010.
2. Латинский язык для юристов: от грамматики к тексту: учеб. пособие / под ред. Л. А. Брусенская. – М.: Норма, 2009.
3. Файер, В. В. Латинский язык: учеб. пособие / В. В. Файер, Е. С. Наумова. – М.: Академия, 2007.
Дополнительная:
1. Валл, Г. И. Латинский язык: учебник / Г. И. Валл. – 3-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2004.
2. Розенталь, И. С. Учебник латинского языка: учебник / И. С. Розенталь, В. С. Соколов. – 2-е изд-е, стер. – М.: Норма, 2006.
3. Скорина, Л. П. Латинский язык для юристов: учеб. пособие / Л. П. Скорина, Л. П. Чуракова; под ред. С. В. Семчинского. – М.: Новое знание, 2005.
4. Тимофеева, Е. П. Латынь: метод. указ. по выполнению контрольной работы / Е. П. Тимофеева, М. А. Никитина. – СПб.: СПбГУСЭ, 2007.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Грамматические таблицы:
1. сводная таблица спряжения латинских имен существительных;
2. сводная таблица пассивного залога латинского глагола;
3. раздаточный материал (упражнения, тесты, карточки с юридическими терминами латинского происхождения)
Составители: к.ф.н.., доц. М.А. Никитина, к.и.н., доц. Е.П. Тимофеева кафедры «Межкультурные коммуникации»
Рецензент: к.б.н., доц. Т.Н. Леонтьева кафедры «Межкультурные коммуникации».
СОЦИОЛОГИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о социологии как науке, основы социальных знаний об обществе и его подсистемах, на этой основе применять полученные знания в деятельности специалистов различных профилей.
Задачи дисциплины – научить студентов:
- понимать закономерности общественной жизни, социальные отношения и процессы, методы социологических исследований;
- понимать значение и роль социальных систем и субъектов в жизни общества;
- пользоваться социологической литературой и материалами социологических исследований.
Знания, приобретенные при изучении дисциплины, базируются на полученных философских знаниях и формируют первоначальный комплекс представлений об обществе будущего специалиста.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен:
· знать:
- общие социальные закономерности и специфические особенности социальных явлений и процессов;
- основы социологических подходов к изучению общества, его подсистем и социальных общностей;
- понятия: общество, социальные общности и социальные группы, культура, личность, социальные роли и статус личности, социальные связи и социальные действия, социальная структура и стратификация, социальные институты и социальные организации, социальные изменения и движения, социальные конфликты и др.;
- основные методики сбора социологической информации, возможности их применения в деятельности специалиста.
· уметь:
- дифференцированно подходить к пониманию общества, социальных институтов, организаций, социальных общностей, социальных явлений и процессов;
- применять социологический подход при анализе социальных проблем общества, страны, региона, отрасли, организации, трудового коллектива (в различных сферах – экономики, сервиса, туризма, управления и др.);
· получить навыки:
- анализа социального аспекта общественных явлений и процессов;
- в учете конкретно-исторических особенностей общественных систем.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
Социология как наука об обществе. История становления и развития социологии. | - | - | |||||
Общество и социальные институты. | - | - | |||||
Социальные группы, общности, слои. | - | - | |||||
Социальные организации и социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. | - | - | |||||
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как социальный институт. | - | - | - | ||||
Культура как фактор социальных изменений. | - | - | |||||
Личность как социальный тип. | - | - | |||||
Социальные изменения. | - | - | |||||
Методы социологического исследования. | - | - | |||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Тема 1. Социология как наука об обществе. История становления и развития социологии.
Объект, предмет, структура и функции социологии. Социологические категории и законы. Место социологии в структуре современного научного знания. Роль социологии в социально – гуманитарной подготовке инженера.
Предыстория и социально – философские предпосылкиразвитиясоциологии как науки (в античной философии, средневековье, эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения). Возникновение социологии, социологический проект Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теориии законы. Русская социологическая мысль.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Объект и предмет социологии.
2. Социально – философские и социальные предпосылки социологии. Возникновение социологии (О. Конт, Г. Спенсер).
3. Классические социологические теории. (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер).
4. Социология П. Сорокина.
Литература:
1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
2. Елсуков, А. Н. История социологии: учеб. пособие / А. Н. Елсуков, Г. Н. Соколова; под общ. ред. А. Н. Елсукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1997.
3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
Тема 2. Общество и социальные институты
Общество как продукт взаимодействия людей, историческая система социальных связей и отношений между группами людей. Многосферность общества. Классификация обществ. Понятие «социальный институт». Основные признаки и функции социальных институтов. Типы социальных институтов. Мировая система и процессы глобализации.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Общество как социальная система.
2. Структура общества. Основные сферы общественной жизни. Типы обществ.
3. Социальные институты, их признаки и функции.
4. Социальные институты в современной России. Основные социальные институты (по специальности студенческой группы).
Литература:
1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002.
3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
Тема 3. Социальные группы, общности, слои.
Понятие «социальная общность». Видысоциальных общностей. Массовые и групповые общности. Понятие «социальная группа». Основные виды социальных групп. Общность и личность. Малые группы и коллективы.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие социальной общности. Основные виды социальных общностей.
2. Признаки массовых общностей.
3. Понятие социальной группы. Основные виды социальных групп.
Литература:
1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002.
3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: ЮРАЙТ, 2005.
Тема 4. Социальные организациии социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.
Общие характеристики социальной организации. Строение и типология организаций. Социальные движения как способ преобразования общества. Типы социальных движений (утопические, революционные, движения реформ, движения сопротивления и др.).