III. Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами

I. Общие положения

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы. Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения государственных и муниципальныхучреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений; трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2011 году.

II. Принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда

а) верховенство Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории РФ. Размеры и условия оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления;

б) установление систем оплаты труда коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с законодательством (трудовым и иными нормативными актами РФ, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы за исполнение должностных обязанностей за установленные нормы труда (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы), размеры доплат и надбавок компенсационного характера, размеры выплат стимулирующего характера;

в) заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда; ее максимальный размер не ограничивается;

г) работодатель обеспечивает равную оплату за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера; какая бы то ни было дискриминация при этом не допускается различий;

д) обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников.

III. Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами

Обязательными являются следующие нормы и условия оплаты труда:

а) минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, минимальная заработная плата, установленная региональным соглашением о минимальной заработной плате;

б) включение в трудовой договор условий оплаты труда, в том числе фиксированныхразмеров тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы за исполнение трудовых обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы часов педагогической работыпо занимаемой должности, и выплат стимулирующего и компенсационного характера;

в) размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, размеры процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы. Органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления могут быть установлены более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из средств соответствующих бюджетов;

г) размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, которые не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными законодательством РФ;

д) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из тарифно-квалификационных характеристик. Применение этих справочников направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.

Если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

IV. Установление систем оплаты труда

Системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников государственных и муниципальныхучреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответствующего уровня (субъектов РФ в учреждениях субъектов РФ, органов местного самоуправления в муниципальных учреждениях).

V. Порядок установления и изменения систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом:

а) достигнутого уровня оплаты труда;

б) государственных гарантий по оплате труда;

в) размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

г) размеров выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

д) мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);

е) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;

ж) порядка аттестации работников государственных и муниципальных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Пересмотр норм труда допускается в порядке, установленном трудовым законодательством,по мере проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, установления целевых показателей эффективности труда.

Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Об изменении систем оплаты труда, введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца.

Наши рекомендации