Тема 15. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
Принято считать, что безработица − это своеобразная плата за рынок, это издержки рыночной экономики. И, скорее всего, так оно и есть. В любой конкурентной борьбе (а рынок, как известно, без этого не существует) есть победители и проигравшие. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд, как один из важнейших жизненных компонентов человека. Наша страна, как и все страны переходной экономики, столкнулась с все более обостряющейся проблемой занятости населения, решения которой требует как значительных практических усилий, так и глубоких теоретических проработок.
В Российской Федерации конституционно гарантирована добровольность труда,при которой гражданин вправе как работать, так и не работать, вправе выбирать ритм груда, его объем и нагрузку. Поэтому важно определить наряду с занятыми людьми тех, кто относится к незанятым.
Незанятые− это лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия). Их можно разделить на собственно безработных (граждан, которые по каким-то причинам потеряли работу, но активно ищут ее) и незанятых, которые и не пытаются найти работу.
Безработными признаютсятрудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Современный рынок труда представляет собой весьма пеструю картину. Он структурирован и представляет собой набор определенных сегментов, которые довольно сильно отличаются друг от друга. В первую очередь, отличаются характеристикой товара (рабочей силы), который играет главенствующую роль в том или ином сегменте.
Выделяют пять основных сегментов:
Сегмент рынка труда,где представлены специалисты самой высокой квалификации с соответствующей высокой оплатой труда, где занятость стабильна.
Рынок квалифицированных кадров.Этот сегмент занимают специалисты с высшим и средним образованием и квалифицированные рабочие. Доходы и занятость относительно стабильны.
Рынок труда рабочих профессий.Спрос на рабочую силу постоянно сокращается, что влечет сокращение доходов и снижение гарантий занятости. Роль стабилизирующего фактора выполняют профсоюзы.
Рынок труда малоквалифицированных рабочих и работников сферы услуг.Предложение рабочей силы, как правило, превышает спрос. Отсюда − доходы невысоки, занятость нестабильна.
Остаточный рынок труда.Здесь предлагают свои услуги либо те, кто впервые объявился на рынке труда, либо те, кто давно утратил с ним связь: безработные, молодежь и т. д.
Если проанализировать признаки, по которым сегментируется рынок труда, то их можно выделить три: квалификационно-зарплатный, социально-демографический, профессионально-отраслевой.
Для того чтобы определить формы и направления воздействия на рынок труда, необходимо в первую очередь выявить факторы, влияющие на уровень безработицы и типы безработицы.
На наш взгляд, факторы можно разделить, как минимум, на две группы. Первая группа факторов действует более длительный промежуток времени, имеет более глобальный характер, как правило, косвенно (но от этого не менее глубоко) воздействует на рынок труда. К данной группе относятся: демографические колебания, создающие избыток либо недостаток рабочей силы; миграционные процессы; уровень культуры, национальных традиций, ценностей и, в особенности, культуры труда; социально-природные катаклизмы: войны, революции, стихийные бедствия и т. д.; экономические факторы: тип экономики (рыночная, плановая), экономические кризисы и подъемы, качество социальной жизни, развитость технологий и т. д.; научно-технический прогресс.
Вторая группа факторов носит локальный характер, как правило, ограниченный либо местом, либо временем проявления: процесс суверенизации в России; конверсия военного производства; сокращение армии; изменение форм собственности; либерализация цен; не просчитанные социально-политические решения властей; уровень развития служб занятости и профессионализм ее кадров и многие другие факторы.
Конечно же, каждый из названных факторов может оказывать как отрицательное, так и положительное воздействие на рынок труда. Например, падение рождаемости в развитых странах ведет с одной стороны к снижению предложения рабочей силы, но с другой − к старению населения, а отсюда − к увеличению нагрузки на трудовые ресурсы, к изменению инфраструктуры на рынке труда. Подобным образом рынок труда реагирует и на другие демографические сдвиги.
Или, к примеру, совершающиеся в развитых странах технологические революции, которые создали совершенно новое производство: с мобильным технологическим процессом, с быстрыми структурными сдвигами, но это обострило и проблему занятости, усугубило одно из основных противоречий обеспечения занятости населения. Оно заключается в том, что в цепочке: структурные сдвиги − модернизация рабочих мест − изменения спроса на рабочую силу − высвобождение работников − предоставление новой работы− не возможно добиться абсолютной синхронности перемен.
Многие из названных факторов легли в основу классификации безработицы, выделения ее видов.
Структурная безработица− связана с закрытием устаревших предприятий и производств, сокращением выпуска продукции ряда отраслей (например, в связи с социальной переориентацией экономики, уменьшением числа занятых в аппарате управления и т. п.). Проблемы, связанные со структурной безработицей, должны решаться на государственном уровне: приниматься общегосударственные и территориальные программы помощи в перераспределении и переподготовке кадров, выплаты пособий на период переподготовки и трудоустройства, поддержки в формировании новых современных ресурсосберегающих отраслей производств и т. д.
Технологическая безработица− связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочих рук оказывается ненужной, либо требуются люди нового уровня квалификации. С осуществлением технологического переворота число высвобождаемых по этой причине работников будет расти. Их нужно либо капитально переучивать, либо занимать в процессах, не требующих высокой квалификации на основе развития сферы услуг и т. д. Эту проблему можно решить преимущественно в рамках данного коллектива и за его счет.
«Экономическая» или циклическая безработица −носит постоянный характер, обусловленный колебаниями рыночной конъюнктуры, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе или связана с цикличным характером экономики.
Значительное увеличение количества товаропроизводителей, конкурирующих между собой, приведет к увеличению терпящих банкротство, вынужденных перепрофилировать производство или закрываться. При этом возрастает безработица. Такая безработица неизбежна, она является органической составной частью рыночного механизма. Ликвидировать эту форму безработицы невозможно. Ее нужно учитывать и оказывать поддержку (в виде помощи в переквалификации и трудоустройстве, назначении временных пособий) работникам обанкротившихся предприятий (но так, чтобы сохранить стимулы и индивидуальную инициативу в поиске новой работы).
Фрикционная безработица− она связана с поиском или ожиданием работы в ближайшем будущем. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления, всегда есть какой-то временной промежуток между уходом человека с одной работы и приходом на другую.
Застойная безработица − это безработица способных к труду людей, которые по каким-то причинам либо не хотят работать, либо длительное время не могут найти работу. В социальном плане это наиболее опасный тип безработицы: является питательной средой для увеличения бомжей, ниц без определенных занятий, роста преступности, проституции, наркомании, алкоголизма.
Скрытая безработица− одна из форм безработицы, при которой работник формально числится на предприятии, но находится в неоплачиваемом срочном или бессрочном отпуске. Имеет разновидности в виде сокращенной рабочей неделе, неполного рабочего дня, оплачиваемой работы при наличие заказа и т. д. В России скрытая безработица достигает огромных размеров, зачастую в два-три раза превышающую явную безработицу.
Молодежная безработица− возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в ВУЗ, техникум или ПТУ, либо устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, либо оно не устраивает молодого человека).
Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, экстремистских политических течений.
Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство и т. д.
Женская безработица− один из наиболее распространенных видов безработицы, возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детсадами и т. п.). Принцип справедливости требует, чтобы и мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе в семье. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.
Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, развивающих рыночную экономику. Российское государственное управление, как и общество в целом; вряд ли в полной мере осознает возможные последствия нарастания безработицы. Иные проявляются далеко не сразу, либо носят латентный характер, но это; не снижает их негативного воздействия на общественное развитие. Например, специалистами доказана зависимость между ростом безработицы и суицидности, между увеличением количества новорожденных с различными аномалиями и уровнем занятости населения.
Рассмотрим некоторые из социальных последствий безработицы в различных областях общественной жизни.
В политической сфере − это рост социально-политического напряжения, а значит и угрозы социального взрыва, нарастание с одной стороны политического экстремизма, как левого, так и правого толка, с другой − политической апатии и неверия во власть как гаранта соблюдения прав человека. Практика показывает, что на фоне ухудшения ситуации на рынке труда обостряются межнациональные проблемы, что для такой многонациональной страны как Россия крайне опасно.
В области экономики выключение из активной экономической жизни большого количества трудовых ресурсов ложится тяжелым бременем на бюджет. Понятно, что во время экономических спадов растет потребность в ресурсах, для оказания государственной социальной помощи, в тоже время поступления от налогов резко, снижаются. Наряду с этим наблюдается резкое падение покупательского спроса, а значит уменьшение товарного производства. В силу обострения конкуренции на рынке труда снижается цена труда и для тех, кто сохранил рабочее место, сужаются рамки профсоюзных действий по отстаиванию прав наемных работников. Пожалуй, наиболее тяжелые последствия безработицы проявляются в социальной жизни общества. Безработица − это не просто отсутствие работы, она может выбить из колеи, иногда необратимо, миллионы рабочих, их семьи, целые городские и сельские районы. Большинство людей, оказавшихся в подобном положении говорят, что они ощутили сполна отчаяние, бессилие, растерянность, особенно если были без работы длительное время. Прежде всего, безработица бьет по такому важнейшему социальному институту, как семья. Если в семье есть хотя бы один безработный, то это существенно снижает жизненный уровень и социальные возможности всех членов семьи. Отсюда семья не выполняет или лишь частично выполняет те важнейшие функции, которые возложены на нее обществом. Эти факторы ведут к разрушению самой семьи. В семьях безработных повышенная конфликтность, снижается «порог терпимости», способность заботиться друг о друге, увеличивается количество разводов. Специалисты отмечают, что в подобных семьях значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, а у самих детей наблюдаются отклонения в поведении, нервные расстройства, возрастает уровень заболеваемости.
Отсутствие работы приводит к обострению проблемы девиантного поведения: алкоголизации и наркотизации общества, росту проституции, бездомности и преступности. Уже давно считается, что существует зависимость между безработицей и преступностью. Изучение дел правонарушителей в США показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм часто объясняется отсутствием работы.
Продолжительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. С точки зрения продолжительности безработица может быть кратковременной (до 4 месяцев) или длительной (более 1 года).
Если в первые месяцы безработицы уволенный с работы человек еще может использовать раннее накопленные средства и полученное пособие по безработице, то через год вынужденной безработицы он лишается материальной поддержки со стороны государства. По данным Института экономики РАН, у безработного, зарегистрированного службой занятости, через полтора года безработицы доходы уменьшаются более чем на 30 %. И это не единственный вид тягот, с которыми сталкиваются люди, не имеющие работы на протяжении длительного времени. Чем больше человек без работы, тем труднее ему найти новое место. Это связано с тем, что социальные связи, с помощью которых можно получить информацию о возможностях трудоустройства, нарушаются, И к тому же работодатели не спешат взять на работу длительно безработного. Для работодателя длительное пребывание без работы является отрицательной характеристикой. Это имеет рациональное объяснение, поскольку со временем теряется квалификация.
Число людей, остающихся без работы длительное время, постоянно увеличивается. Сроки неофициальной безработицы зависят от причины увольнения. Средняя продолжительность неофициального срока безработицы для таких случаев, как сокращение штатов, ликвидация предприятия, невыплата заработной платы, окончание трудового договора, составляет 11 недель. Если же причина зависит от самого работника (переезд, семейные обстоятельства, удаленность работы от дома, режим работы, низкая заработная плата), то этот срок увеличивается. Наибольший процент среди длительно безработных составляют люди со средним и средним специальным образованием. Люди с высшим образованием вменьшей степени подвержены такому риску. Имеющие высшее образование, потеряв работу, быстрее обращаются в службу занятости (срок неофициальной безработицы у лиц с высшим образованием в 2,5 раза меньше).
Среди длительно безработных примерно 36% составляют мужчины, а 64 % − женщины. Вероятность остаться без работы у мужчин и у женщин практически равная, но вероятность найти работу у женщин практически в два раза меньше, чем у мужчин.
Длительная безработица распространена среди лиц старше 35-летнего возраста из-за структуры спроса в сторону молодежи. Таким: образом, вероятность найти работу заметно снижается с возрастом. Это связано также и с тем, что люди старшего возраста не желают соглашаться на любую работу, не хотят переучиваться, подстраиваться под новые требования времени, и это значительно уменьшает их шансы на трудоустройство. Организация занятости слабозащищенных категорий безработных граждан − чрезвычайно актуальное направление деятельности служб занятости, органов социальной защиты, значимость которого определяется тем, что для относящихся к этой группе безработных граждан существует опасность длительной безработицы.
Длительно безработныхможно подразделить на три типа:
а) безработные, которые стремятся к проявлению самостоятельности в общении с сотрудниками службы занятости: они сами решают, какая работа для них является подходящей, чего они хотят в плане трудоустройства и реально оценивают возможные перспективы своего трудоустройства;
б) безработные, которые болезненно переживают потерю работы и трудности последующего трудоустройства; они нуждаются в профессиональной ориентационной поддержке, им нужна помощь в выборе новой для них профессии, которая будет востребована рынком труда. Для облегчения выбора им может быть предложено своеобразное «меню» возможных вариантов трудоустройства;
в) безработные, к которым относятся люмпенизированные категории граждан (алкоголики, наркоманы, бомжи и т. д.), с которыми очень много проблем из-за их отчужденности. Работать с этой категорией длительно безработных крайне сложно. Организации содействия трудоустройству должна предшествовать их социальная адаптация, что требует организации совместных действий с другими соответствующими социальными службами.
Длительная безработица распространена среди многих категорий населения и является опасной не только потому, что человек на долгий срок утрачивает источник материального обеспечения, но и потому, что продолжительная личностная невостребованность приводит к абулии (патологическое нарушение психической регуляции действий). Проявляется в отсутствии побуждений к деятельности и апатии, а иногда − к социальной анемии, социальной дезориентации и социальной деморализации.
Система социальной защиты незанятогонаселения функционирует в рамках государственной программы занятости и предполагает как прямую социальную защиту безработных, так и воздействие на спрос, и предложение рабочей силы, включение различных правовых, организационных и экономических рычагов влияния на рыночные механизмы.
Прежде всего, речь идет о выплате пособий безработным,признанным таковыми государственными службами занятости. При этом нужно иметь в виду: во-первых − экономические возможности государства в выплате пособий не беспредельны, во-вторых − размеры пособия должны как поддерживать элементарные условия жизни человека, так и стимулировать его на поиск работы.
Важным в деятельности служб занятости является организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки незанятого населения.Опыт стран рыночной экономики показывает: профессиональное обучение требуется каждому второму-третьему из числа желающих найти работу. Данная система обучения требует быстрого реагирования на все изменения спроса на рабочую силу. Поэтому службы занятости используют не только действующие учебные заведения, но и создают собственные учебные центры. Финансируется обучение тех, кто признан безработным за счет средств Государственного фонда занятости Российской Федерации. Профессиональное обучение высвобождаемых работников в связи с ликвидацией, реорганизацией предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности штатов осуществляется за счет средств предприятий, с которых эти работники освобождаются. Государственные службы занятости немалую роль в обеспечении социальной защиты отводят организации общественных работ в сфереуслуг, строительства, благоустройства, иначе говоря, в тех областях, которые не требуют специальной профессиональной подготовки.
С теми, кто изъявил желание участвовать в общественных работах, заключается трудовой договор на установленный срок. Они обладают всеми правами, определенными трудовым законодательством, и имеют возможность получать пособие по безработице, если на них распространяется статус безработного. Финансируют общественные работы фонд занятости, местный бюджет или те организации, для которых данные работы выполняются. В центрах занятости на бесплатной основе можно получить информацию о наличии рабочих мест, юридическую консультацию, психологическую помощь. Апробирована такая форма социальной защиты населения, как квотирование рабочих мест для слабо конкурентных лиц на рынке труда социальных групп: женщины, инвалиды, молодежь и т. д. По предложению центров занятости, в зависимости от ситуации на рынке труда, местные органы власти могут принимать решения об обязательном квотировании рабочих мест для данных категорий на предприятиях и в организациях с соответствующими карательными санкциями для тех, кто эти решения не исполняет. Кроме административных, применяются и экономические меры воздействия: льготное (или наоборот) налогообложение, льготное кредитование предприятий, увеличивающих количество рабочих мест для слабо конкурентных слоев населения, либо для создающих новые рабочие места.
Замечено, что наиболее емкий и подвижный механизм роста занятости населения − это растущая база мелкого и среднего предпринимательства, которая в силу своей мобильности, при условии его стимулирования, оперативно улучшает ситуацию на рынке труда.
Создать дополнительные рабочие места можно, используя все характеристики гибкого рынка труда: частичная, временная занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени и т. п.
Ключевой инструмент достижения стабильности экономического положения, как отдельного человека, так и страны в целом сегодня − поддержание, совершенствование и модификация трудовых навыков и умений работников в течение всей жизни посредством непрерывного образования и профессиональной подготовки. Рост качества предложения труда должен сопровождаться ростом качества спроса на него, что обеспечивается повышением качества рабочих мест и улучшением их структуры. В мировой практике существует опыт разработки программ, направленных на оптимальное использование трудового потенциала конкретного работника. Улучшение качества рабочих мест, с точки зрения перспектив профессионального роста, оплаты, обогащения содержания труда, − это направления перспективной политики занятости в России.
Пока же состояние рынка труда вынуждает обращать внимание в первую очередь на профессиональное обучение безработных. Следует учитывать достаточно высокий, по ряду характеристик и параметров, отвечающих мировым стандартам, образовательный и профессионально-квалификационный потенциал населения России. Однако нетрудно заметить, что, за исключением положения в двух крайних сегментах (работники наиболее высокой квалификации, являющиеся по существу участниками уже не национального, а мирового рынка труда, и лица, отчаявшиеся найти подходящую работу и теряющие связь с рынком труда), ситуация на российском рынке труда прямо противоположна той, которая имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
Составляющие один из самых престижных и благополучных сегментов западного рынка, работники с высшим образованием в России, наоборот, одна из наименее защищенных социальных групп, о чем можно судить как по уровню оплаты их труда, так и имеющимся у них возможностям занятости. Сравнительно высокодоходной, а поэтому быстро набирающей престиж, категорией рабочей силы сегодняшнего российского рынка труда являются занятые в торговле и услугах − на работах, не требующих или почти не требующих образования и профессиональной подготовки. В развитых странах эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент, естественно, за исключением лиц, утративших связь с рынком труда.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
1.Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
2.Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом между ними ни всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.
3.Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.
4.Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям − в подборе необходимых работников. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
5.Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78 % работников имеют среднюю квалификацию, 5 %− высокую и 17 % − низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучений, в том числе и через систему служб занятости, должно стать «непрерывное образование». На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное «ведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости − рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.
6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения.
В связи с этим необходимы разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей псе категории населения, определение статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости.
В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения, организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.
7. Регистрация безработных и оказание им в пределах
своей компетенции помощи.
В законе определен статус безработного: это вынужденно незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы.Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
8.Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии.
9.Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.
10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФна основе Межправительственных соглашений и лицензий.
11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.