Второй такой диктант прошел уже гора-аздо менее драматично.
Песочные часы
В какой-то момент по просьбе трудящихся было введено следующее правило: каждый имел право один раз во время работы (в какое - это он решал сам) подойти к исходному тексту, который лежал на стуле в углу класса, и заглянуть в него. Но глядеть можно ровно столько, сколько... сыплется песок в песочных часах, которые он сам же и перевернул, подойдя к стулу. Не звери ж мы, взрослые, все-таки!
Эта возможность подойти к тексту и какое-то время поглядеть в него стала потом традицией для многих письменных работ.
Помню, время бурно обсуждалось. Договорились про одну минуту. Но как ее отследишь? Если самому за секундной стрелкой наблюдать, то в текст смотреть некогда. Кое-кто набивался в "счетчики" - но это ж 20 минут урока (по числу учеников) на циферблат только смотреть! Когда же работать?.. И тут взгляд Саши упал на песочные часы на моем столе.
Песок - он и есть песок. Сыплется две минуты. Без вариантов. "А давайте, кто хочет, два раза по минуте!" На том и остановились…
На изложениях, конечно, каждый использовал свое время полностью. Ну а на диктантиках - подбежал, глянул, скорее понесся назад, чтобы не расплескать.
Все, кроме почерка
Еще одна просьба трудящихся: чтобы диктанты почаще были "на дружбу". Что ж, это понятно: в суровых условиях лучше держаться вместе.
Исходный классический вариант "диктанта на дружбу" описан Вячеславом Букатовым ("Один за всех и все за одного", газета "Первое сентября", №26, 2002). У нас "на дружбу" означало, что в результате какой-то работы в группе из 4-5 человек "у всех в тетрадках все должно быть одинаковое".
И почерк?
Кроме почерка, - сухо говорю я и, чтобы на корню пресечь торговлю на эту тему, сразу, без дальнейших объяснений, щелкаю секундомером. - Время пошло!
Никто не спрашивает, какое время, на что время. С первого класса привыкли, что раз щелчок секундомера - то оно пошло и с каждой секундой его становится меньше. Значит, надо подобрать
Попы, собраться с мыслями и договориться друг с другом. А то дело не получится сделать хорошо...
Смотрите, у Лехи ошибка! Леха, ты куда спешишь? Надо одновременно с нами!
Придется всем написать пЕрог, а потом исправить на И. Чур, зачеркивать слева-направо снизу-вверх.
Ребя, как пишется: прЕключение или прИключение?
На каком слове перенос будем делать?..
Ты что, так переносить нельзя, это ж не слог!
Кать, что это у тебя за закорючка? Запятая? А здесь разве надо?..
А что, у всех есть запятая? Да это же не сложное предложение, а однородные члены! Так, все рисуем запятую и зачеркиваем.
Вот эти разговоры-договоры - они очень важны для них. Это и есть подлинное "учить-ся" (учить себя).
Оценивается работа тоже "за дружбу". По часовой стрелке (или против) команды переходят в соседнюю, сверяют работы соседей "на одинаковость", договариваются об отметке, расписываются и возвращаются к своим тетрадкам.
Минута (не больше!) - на обмен недоумениями между командами. Если разговор конструктивный, то он продолжится и на перемене.
Про фрюколбасиков и сникерсенка
Дальше в лес - больше дров. Дети сами сочиняли диктанты на те или иные правила орфографии, а потом по очереди сами же их и диктовали в классе. Понятно, что тетрадки проверял и отметки ставил не кто иной, как сам автор очередного диктанта.
Вот, например, одно из заданий на дом по русскому языку: сочинить историю длиной в 10 предложений, использовав глаголы с чередованием бер/бир, мер/мир, тер/тир, лаг/лож и кас/кос. Почему именно глаголы? Действия подсказывают и саму историю, и ее динамику.
Вот что получилось у Ксюши Л.:
В
ИНЕГРЕТ. Иду на рынок, отбираю свеклу (побольше, покрупнее). Иду обратно. Захожу домой и ставлю ее вариться. Где-то часик необходимо покоситься на газ, а то произойдет взрыв. Выключаю газ. Протираю стол перед готовкой. Еще необходимо отложить горох, высыпать его в салатницу и потереть свеклу. Ах да, совсем забыла, необходимо отмерить салатницу, чтобы подходила для вашего кушанья. Потом все это смешать.