Технологический отчет о выполнении практики по копированию
Эль Греко «Петр и Павел»
Студента живописного факультета
Мастерская профессора А. Д. Зайцева
Челноков
Рецензия М. М. Девятова: «Не серьезный отчет и студент тоже.
( - - )
М. Девятов».
(Ред. – Однако сбоку присутствует пометка: «прилично»).
1. Объем и содержание подготовительной работы.
Свою работу по копированию я начал с выбора картины, с которой мне предстояло выполнить копию. Поэтому мне пришлось выбрать среди многих изумительных картин, ту, которая ближе мне по моим взглядам и, естественно, больше любима. (От начала и до конца работы я не испытывал никаких разочарований в выборе копии). Мне кажется (а далее я все больше убеждался) что выбор является важным моментом в работе.
Объектом для моей работы послужила картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел». Пришлось взять лишь фрагмент с фигурой апостола Петра, ведь именно в нижнем левом углу картины расположен один из главных аспектов картины – это руки апостолов. Мне так нравились эти руки, что поэтому я не стал копировать фигуру апостола Павла, хотя он более выразителен своим высоким лбом, целеустремленным взглядом и непокорными складками багряно-красного плаща. (Фрагмент взял лишь потому, что это моя первая копия, и тем, что написать две фигуры, то есть всю картину просто сложно из-за нехватки времени и просто от малого опыта).
Затем, определив размер фрагмента, приобрел подрамник с крестовиной и клинышками. Размер взял на 2 см. меньше оригинала по высоте.
Рисунок из дневника. |
2. Характеристика основы и грунта.
Холст постарался выбрать точнее к оригиналу: тонкий и мелкозернистый.
После двухразовой проклейки техническим желатином и обработки лезвием и шкуркой, я проклеил третий раз синтетической проклейкой. Затем нанес синтетический грунт в три слоя. Все это сделал готовым материалом в грунтовочной института.
Синтетический грунт.
Количество слоев | Технический желатин | ПВА | Вода | Цинковые белила (пигмент) | Мел |
1 проклейка | 1 часть | - | 20 частей | - | - |
2 проклейка | 1 часть | - | 20 частей | - | - |
3 проклейка | - | 1 часть | 2 части | - | - |
Грунт в 3 слоя | - | 1 часть | 3 части | 1 часть | 1 часть |
Степень загруженности холста выше средней, фактура просматривается мало. Поверхность без бугристости, цвет белый. Обратную сторону холста не обрабатывал. (Ред. – обратную сторону холста обычно не обрабатывают. Иногда для лучшей сохранности картин и лучшей защиты от перепадов влажности, обратную сторону холста обрабатывают воском (см. Лекции Девятова)).
3. Ход выполнения работы.
В то время, когда я готовил холст (грунтовал), начал рисовать картон. Рисовал с фотографии и репродукции (в начале). Затем перенес картон (имею в виду изображение) на холст. И уже в Эрмитаже прорисовал основательно все неточности.
Во время работы над картоном я убедился, что картон - очень большая подмога. На нем свободно рисуешь, не боясь за основу (как это бывает на холсте), и сразу начинаешь чувствовать в масштабе всю работу, включая детали, ритм композиции.
Нарисовав, я закрепил уголь фиксативом. Затем, подобрав цвет и тон имприматуры, нанес ее на холст широкой кистью. Основательно затирая холст, я получил отличную поверхность. Через имприматуру пробивал рисунок вполне отчетливо. Это избавило меня от повторного рисования. Итак, холст был прорисован и покрыт имприматурой.
После просушки, которая длилась дня четыре, я приступил к работе цветом.
Состав палитры.
В работе над копией пользовался такой палитрой:
1. белила цинковые,
2. охра светлая,
3. охра золотистая,
4. охра красная,
5. сиена жженая,
6. умбра натуральная,
7. марс светлый коричневый,
8. марс темный прозрачный,
9. краплак,
10. кобальт зеленый светлый,
11. изумрудная зеленая,
12. кобальт синий средний,
13. ультрамарин,
14. кость жженая,
15. кадмий красный светлый,
16. кадмий желтый светлый,
17. стронций желтый.
Рисунок из дневника. |
В работе на палитре по подбору цвета (колеров), по совету преподавателя, я интенсивно стал использовать такие «страшные» цвета как краплак и стронциановую желтую. (Ред. – Подчеркнуто и отмечено Девятовым: «Ха!»). А ведь без них, как я понял в дальнейшей работе, немыслимо сделать копию именно этого художника, в работе которого существует борьба тепло-холодности в выразительном сочетании красок, смелое, эффектное освещение. Все это я совершенно по-новому увидел только к концу работы, изрядно помучившись. (К сожалению, мне не пришлось сделать эскиз в цвете. Это бы намного облегчило дальнейшую работу).
Начал я работу цветом с прописки всего холста, всех больших цветовых масс. Работу вел на масле с лаком (масло льняное, лак бальзамно-масляный). Местами – довольно пастозно на свету, а в тени – менее пастозно, стараясь точно передать тон и цвет оригинала. Но на следующий день был поправлен в моей работе педагогом: слишком темным было взято тональное и цветовое решение. (Очень вовремя был поправлен педагогом, и этот совет очень мне помог в дальнейшей работе, правда это не обошлось без споров).
На следующий день я переписал, и притом почти вдвое светлее, если даже не больше. (Ред. – Подчеркнуто и отмечено Девятовым: «Ха!»).
Обычно перед началом работы обрабатывал написанные места ретушным лаком. (В некоторых местах происходило потемнение и прожухание краски).
После работы в общем, приступил к работе «от куска», а именно от головы. Здесь пришлось изрядно попотеть. Переписывал порой ее несколько раз (от того, что сбивал рисунок и от малого характера головы).
В своей работе старался подтягивать места, которые были написаны похуже.
В целом работу вел несколько холоднее, с налетом белильности, чем в оригинале. Это, мне кажется, нисколько не помешало общему цветовому решению.
Где-то в середине работы (я имею в виду время) я начал улавливать именно то, чем характерна эта работа. Это цветовые смелые отношения, где рядом уживаются и борются теплые и холодные оттенки. В этом отношении характерны руки апостола Павла. Все здесь написано именно на сопоставлении теплого и холодного. Прекрасный рисунок, цвет и пластика этого мастера все больше убеждают меня, насколько мы далеки от всего этого (речь идет о знании ремесла, уже не говоря о прочих вещах). Да и не только этого художника.
3. Выводы и наблюдения.
В общем, дальнейшая работа характерна прорисовыванием деталей лица, рук. Опять-таки очень помогла работа колерами на второй палитре. К сожалению, это дошло не сразу. Может быть от того, что привыкаешь в мастерской к одному шаблону, а еще вернее – просто от незнания. Жаль, что под конец практики остались без преподавателя, потому что работа требовала в определенных местах лессировки. А понятие «лессировка» и вообще, что это такое, понять верно, самому, без совета (правильного) - трудно. (Ред. – Пометка Девятова: «Лукав, однако»). Все это – незнание, неумение, порой не полная отдача, сказалось на копии. Но пусть она не стала удачна и совершенна – это первая копия. Важен сам момент общения с большим мастером. И мне кажется, даже я уверен, что получил то, чего не было в моем запасе знаний ремесла. Я по-новому смотрю на старых мастеров теперь, и просто начав в будущем (а именно - на 4-ом курсе) копию всей картины Эль Греко, я приду уже с новым запасом знаний, которые я получил именно вот за это время первой копии.
***
Год