МАОУ ДО «Дворец творчества» г. Красноуфимск
Педагоги дополнительного образования
Сценарий новогоднего экологического праздника «В защиту елочки!»
Ведущий 1.Здравствуйте ребята!Мы очень рады, что вы пришли к нам в гости!
Ведущий 2. Новый год – самый любимый с детства праздник, который сопровождает нас запахом апельсинов и душистой хвои. Это всеми любимые и долгожданные Снегурочка, Дед Мороз, и, конечно же, хозяйка праздничного торжества - красавица елочка. Живая ель в пышном убранстве – что может быть красивее!
Ведущий 1. Но, когда, после новогодних праздников проходишь по дворам, можно увидеть не очень приятное зрелище – торчащие из грязных сугробов или лежащих в куче возле мусорных контейнеров бывших новогодних красавиц.
Ведущий 2.Да, мне тоже всякий раз жалко ёлочки. Но давайте не будем о грустном.Ребята, раз у нас скоро новый год, давайте позовем Деда Мороза!
Инспектор-эколог. (появляется вместо Деда Мороза). Здравствуйте дети! Дед Мороз не придёт! Я – инспектор-эколог. Я его задержал за то, что он незаконно спилил ёлочку и не предоставил мне никаких документов. Теперь его ждёт штраф!
Ведущий 1. Подождите, уважаемый инспектор, в России существует обычай встречи Нового года с ёлкой, Дедом Морозом и Снегурочкой. А какой же Новый год без всего этого?
Инспектор-эколог. А я вам ёлку не верну и Деда Мороза не отпущу, потому что я защитник природы и ёлки рубить не позволю.
Ведущий 2. Но должен же быть какой-то выход? Чем же нам заменить живую ёлку? Ребята, что же можно сделать? Дети отвечают.
― посадить в горшок саженец, а потом высадить в лес,
― купить искусственную ёлку,
― нарядить живую ёлку в лесу,
― создать необычную (креативную) ёлку своими руками.
Инспектор-эколог. Вы меня порадовали, предложили прекрасные варианты празднования Нового года без вырубки елок. А за это я вам в подарок принес искусственную ёлочку!
Ведущий 1. Большое спасибо вам от всех нас, уважаемый инспектор-эколог.
Инспектор-эколог. Ребята, а вы знаете, как появился обычай украшения новогодней ёлки?
Ведущий 2. Древние племена германцев верили, что в ели живёт дух леса, который хранит растения, зверей и птиц. Вот и старались они умилостивить этот могучий дух: воздавали почести ели, принося к ней свои дары, украшая её.
Ведущий 1. В России новогодняя ёлка была введена Петром I. Он повелел 1 января 1700 года украсить все дома еловыми (можжевеловыми или сосновыми) ветвями. (Не елками, как мы привыкли думать, а елочными ветвями).
Ведущий 2. У нас – ёлка. А там, где её нет? Во Вьетнаме её заменяют ветки персика. В Японии к веткам сосны присоединяют бамбук и ветки сливы.
Инспектор-эколог. Хорошо, так и быть, я отпущу Дедушку Мороза, если вы выполните все мои задания. За каждое правильное выполнение задания вы получите кусочек мозаики, из которых вам нужно будет собрать картинку. Согласны? (Дети отвечают)
Инспектор-эколог: Ёлочка теперь у вас есть, только она не украшена. Поэтому первое испытание называется «Нарядите ёлку». Я буду загадывать загадку, а вы будете вешать на ёлку ту игрушку, которая будет отгадкой. Готовы?
Развешивание игрушек на елку согласно угаданной загадке.
― Качаются игрушки, дружно хлопают (хлопушки)
― Вершину украшая, сияет, как всегда,
Очень яркая, большая, пятикрылая (звезда)
― Серый зверушка – длинные ушки,
Зима наступает, он шубу меняет (заяц)
― Зимой – на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки. Скажите, кто они? (снегири)
― Белей любого мела и легче, чем пушинка,
На варежку мне села узорная (снежинка)
― Дед Мороз на Новый Год
Елку детям принесет.
И на ней словно фонарики
Полыхают (шарики).
Инспектор-эколог. Молодцы! Быстро ёлочки нарядили. Теперь у нас есть главный символ Нового года – нарядные ёлки. А в награду я вам даю первый кусочек мозаики. Слушайте второе задание. Кроме елей в наших лесах есть и другие хвойные деревья. Назовите те, которые вы видите на картинке.
Инспектор-эколог. Надо же, какие умные дети! Ну держите второй кусочек мозаики.
Ведущий 2: По Петровскому указу однажды ель осуждена стоять в каждом доме на новый год. Может, в этот день она стала царицей, а может быть присужденной на казнь.
Ведущий 1. Теперь, когда мы знаем, что всё живое – разумно, не пора ли отступить от этих традиций. Любишь Новый год, ёлочку в доме? Замечательно. Не убивай её. А иди к ней в лес и воздавай ей почести, когда она жива, стоит в лесу, в парке.
Ведущий 2. Может пора создать новые традиции? Жизнь создана не нами – людьми, так зачем же её разрушать?
Инспектор-эколог. Что-то устал я, размяться бы!
Ведущий: А давайте отправимся в путешествие! Поиграем в игру «Шел по Арктике жираф».
Инспектор-эколог: Молодцы, ребята, за веселую игру даю вам третий кусочек.
Инспектор-эколог: А теперь сложные вопросы.
1. Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног? (С помощью листьев деревья дышат и питаются. Корни забирают воду из почвы. Вода движется к вершине ствола. Питательные вещества через особые трубочки под корой расходятся по всему дереву.)
2. Как растения защищаются от зимней стужи? (летом все деревья приготовили себе теплые «шубы» - пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло из дерева и не пропускает воду и воздух. Осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни деревьев от вымерзания – согрели их.)
3. Растет ли дерево зимой? (Нет, зимой их рост приостанавливается.)
4. Какие действия человека в лесу несут в себе опасность для лесных жителей?
5. Почему у ели ветки не ломаются под тяжестью снега, а другие деревья часто страдают от этого? (Ветки ели никогда не ломаются под тяжестью снега, так как они эластичные и пружинистые. Снег с них скатывается.)
6. Что должен сделать каждый, уходя из леса с места отдыха?
7. Что будет, если на свете не станет елей?
Инспектор-эколог. Ну, молодцы, получайте последний кусочек. А теперь соберите картинку. Что у вас получилось?
Ведущий 2. Ребята, к новогодним праздникам вырубается несколько миллионов ёлок. Для леса и его обитателей это большая беда. Как мы можем помочь лесу? (Дети: Надо посадить новые деревья)
Инспектор-эколог. Правильно. А вы знаете, сколько лет растет ель? За первый год ёлочка вырастает всего на 4 см. Мы пошли в детский сад, а деревце только увидело этот мир, мы пошли в 1 класс – деревце выросло на 1 метр. Когда мы заканчиваем школу, наша ёлка как раз входит в ту пору, когда мы начинаем их рубить для новогодних забав. Не губите и берегите лес!
Ведущий 1: Спасибо, инспектор. Мы будем беречь ёлочки, и расскажем об этом всем своим друзьям.
Инспектор-эколог. Так и быть, отпущу вашего Деда Мороза. Мне пора идти на службу, До свидания, весёлого вам праздника!
Входит Снегурочка.
Снегурочка: Здравствуйте ребята. Я пришла к вам издалека. А где Дедушка Мороз? Его еще нет? Я к вам ехала через лес. А сколько там следов! Отгадайте, кого я в лесу встретила?
Кто там прыгает, шуршит,
Да всё шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст)
Эта маленькая крошка
Рада будет каждой крошке,
И под ёлкой дотемна
В норке прячется она. (Мышка)
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши выше головы? (заяц)
Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа —
Целый день долбить стволы. (дятел)
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Снегурочка. Всех угадали! А теперь давайте поиграем в игру «Следы». Ваша задача – собрать следы только своего зверя.
Ведущий 1.Ребята, а как вы думаете, что объединяет всех этих животных? (Дети отвечают). С ними «дружит» ель, но и эти животные дружны между собой. Клёст срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белке еда готова. А особенно это необходимо лесной мышке, так как она не может сорвать шишку с дерева. Это им всем облегчает добычу пищи. Можно ли нарушить эту связь в природе?
Ведущий 2. Снегурочка, а где же Дед Мороз, инспектор-эколог обещал его отпустить. Наверное, он заблудился, давайте позовём Деда Мороза!
Входит Дед мороз.
Дед Мороз. Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Какие вы молодцы! Помогли мне в трудную минуту. Сколько лет живу, никогда не знал, что ёлочки вырубать нельзя.
Снегурочка. Дедушка, а мы с ребятами играем в интересные игры про зверей.
Дед Мороз. Молодцы! А смогут ли они определить, кто чем питается? У меня есть чудесный мешочек. В него я кладу подарки для лесных обитателей. Попробуйте по подарку определить, кому он предназначен.
Игра «Чудесный мешочек»(под музыку дети передают мешок по кругу, музыка останавливается. Ребёнок достает пищу для зверей, угадывают, для кого она. (В мешочке: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь, семечки, капуста и т.д.)
Дед Мороз. Давайте поиграем ещё в одну мою самую любимую игру «Заморожу».
Дед Мороз:Молодцы, порадовали меня. А в подарок у меня для вас есть песня.
Песня на мотив «Снежинка» из к/ф «Чародеи».
У елки искусственной мы с тобой
Устроим сегодня бал!
И всех малышей Дедушка Мороз
На праздник к себе позвал!
Традицию – елочки вырубать –
Давно уж пора менять!
Давайте вместе будем, друзья,
Любить их и защищать!
Припев:
Новый год -
Наш любимый праздник,
Наш светлый день среди зимы!
Мы добрых правил не забудем,
И елочки рубить не будем,
Они живые, как и мы,
Они живые, как и мы!