Формы и методы реализации программы
Пояснительная записка
Каждая семья, каждый отец и каждая мать хотят видеть своего ребенка здоровой, активной, образованной, гармонически развитой личностью. Государство, являющееся проводником идей народа, в области образования ставит перед собой эти же задачи. Все основополагающее документы об образовании строятся именно на этом.
В свою очередь, единство и целостность общества обеспечивает идеология, стержнем которой является “социальная справедливость и патриотизм”. Патриотизм же основывается на национальной идее. «Национальная идея должна основываться на осознании народом своей государственности и первичности национальных интересов. А такое осознание вырабатывается всем ходом жизни человека. Начиная с рождения, через детский сад, школу, вуз каждый должен не просто понять умом, но впитать такие понятия, как Родина, патриотизм, свой народ, своя история, культура. Без этого нам государства не сохранить и хорошей жизни не построить”
Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи по гражданско-патриотическому профилю позволяет приобщать учащихся и молодежь к всестороннему изучению своей малой родины, возрождению региональных культурных традиций и обрядов, сохранению историко-культурного наследия своей малой родины и страны.
Цель –заинтересовать детей знаниями по истории Отечества, вооружить их элементарными практическими и научно-исследовательскими навыками сбора информации и написания учебно-исследовательских работ, содействовать формированию всесторонне развитой, творческой личности
Задачи:
- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, нравственной, эстетической и экологической культуры, культуры семейных отношений;
- подготовка к самостоятельной жизни и труду;
- овладение навыками здорового образа жизни и основами безопасной жизнедеятельности;
- создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося;
- вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами краеведения и музейной педагогики;
- расширение знаний по истории, полученных в учреждении общего среднего образования.
Программа расчитана на учащихся 8-11 классов. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут.
Содержание
1.Введение (1)
2. История города. История строительства крепости(2)
3. Война на территории Брестской крепости (3)
4. Защитники Брестской крепости ( )
5. Экскурсионная работа ( )
6. Исследовательская работа ( )
7.Проектная деятельность ( )
Формы и методы реализации программы
Основными формами организации образовательного процессапри реализации образовательной программы дополнительного образования является занятие (теоретическое и практическое), экскурсия, массовые мероприятия и др..
Основные методы раелизации образовательной программы:
методы обучения и формирования гражданско-патриотического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.);
методы организации краеведческой деятельности, поведения учащихся (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, практическая работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.);
методы стимулирования туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (дифференцированное обучение, соревнование, участие в походах, экспедициях, поощрение, перспектива, ситуация успеха и др.);
методы контроля и оценки краеведческой деятельности, поведения учащихся (беседа, опрос, наблюдение, анкетирование и др.).
Формы подведения итогов образовательного процесса: итоговое занятие, презентация и защита творческого проекта
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать
-основные события истории города, строительства Брестской крепости, биографию защитников крепости
Учащиеся должны уметь
-Характеризовать основные этапы обороны крепости, давать характеристику её защитникам
- владеть навыками практической деятельности в создании проектов, учебно-исследовательской работы
-владеть навыками экскурсионной работы
Литература и информационный ресурс
1. Буткевич, В.В. Гражданско-патриотическое воспитание: методические приемы и принципы/В.В. Буткевич//Народная асвета.-2012.-№2.-С.33-38.
2. Героико-патриотическое воспитание молодежи. Опыт. Методика. Современность [Электронный ресурс] /.-Режим доступа: http://www.sibculture.ru/magazine/2009-1/seminar.- Дата доступа: 05.10.2013.
3. Голоднова, Л.В. Методика организации исследовательской деятельности учащихся в школе. Программа «Ученик – исследователь» [Электронный ресурс]/.- Режим доступа: http://www.researcher.ruleolitors/F1ye4bzlF266an5/F1xkcoola-1y17rz.html.-Дата доступа:12.10.22014.
4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.-3-е изд.-Москва:Просвещение,2013.-223с.
5. Каваленя, А. Да пытання вывучэння Вялiкай Айчынай вайны ў вышейшых i сярэднiх навучальных установах Рэспублiкi Беларусь/А.Каваленя,Н.Ганушчанка//Гiсторыя: праблемы выкладання.-2005.-№2.-с.7-21.
6. Ковальчук, Г. В. Историко-краеведческий музей — средство воспитания духовности и патриотизма / Г. В. Ковальчук // Адукацыя і выхаванне. - 2014. — № 1. — С. 47—50.
7. Кружковая работа по истории и обществоведению: сборник статей. Книга для учителя/Составитель М.П. Простов.-Москва:Просвещение,1984.-192с.
8. Лукашенко, В.Ф. Воспитание патриотизма у подростков в процессе внеурочной работы по истории/В.Ф. Лукашенко//Пазашкольнае выхаванне.-2004.-№5.-с.29-33.
9. Мороз В. «От Берестья до Бреста из века в век», Брест, ЧУП «Издательство Академия», 2004
10. Сарычев В. В поисках утраченного.ОАО «Брестская типография», 2010.
11. Смирнов С. С . Брестская крепость, Минск,1970
12. «Память. Брест.» Часть 1 и 2. Минск,1997
13. «Память. Брестский район» Минск,1998
14. «Брест. Энциклопедический справочник», Минск,1987
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего часов | В том числе | |||
Теоретических | Практических | |||