Хронометрирование плотности урока физической культуры

Целью данного задания является приобретение навыков определения плотности урока. Полученные данные хронометрирования позволяют более рационально подходить к распределению времени на уроке как между от­дельными ее частями, так и в содержании каждой из них. По характеру рабо­ты на уроке различают несколько видов деятельности педагога и занимаю­щихся: объяснение учителя и показ упражнений; выполнение упражнении занимающимися; ожидание очередности для выполнения задания , отдых после вы­полнения упражнений; переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест, убор­ка оборудования и инвентаря (вспомогательные действия). Все эти виды деятельности входят в категорию рациональных затрат времени и определяют общую плотность (ОП) урока. Но бывают случаи, когда затраты времени нельзя признать рациональными, педагогически пра­вильными. Это - опоздание на урок, затянувшаяся подготовка мест занятий и поиск инвентаря, а также другие потери времени, которые могли быть устра­нены в результате оперативных и заранее продуманных действий учителя. В этом случае затраты времени определяются как «неоправданный простой» и они не входят в общую плотность урока.

ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРИРОВАНИЯ

Дата и место проведения_____________________________________________________

Класс_____

Количество занимающихся по списку__________________________________________

Присутствовало на уроке______________________________________________________

Задачи урока:_________________________________________________________________

Наблюдения проводились за учеником __________________________________________
Хронометрировал урок _______________________________________________________

Виды Показа- Объяс- Выпол- Вспомо- Отдых, Про-
деятель- тели нение и нение гатель- ожидание стои
ности секун- показ упраж- ные дей- очередно-  
  домера учителя нения ствия сти  

Технология хронометрирования

Хронометрирующий должен заранее подготовиться к выполнению это­го важного задания:

1. изучить конспект урока, на котором предполагается хронометри­рование;

2. определить тип урока;

3. изучить материал данного методического пособия;

4. своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой или секун­домер);

5. наметить объект наблюдения - это должен быть «средний» ученик, которого не предупреждают о предстоящем наблюдении;

6. подготовить протокол для черновой записи соответствующей ин­формации.

На протяжении всего урока хронометрирующий наблюдает за деятель­ностью учащихся и учителя. Секундомер запускается в момент начала урока, по звонку и останавливается после указания учителя «Урок закончен». В про­цессе самого урока составляющий хронометраж заполняет только первые две графы приведенной формы протокола.

В первой графе «Виды деятельности» лаконично и последовательно записывается содержание каждого действия, например: «Уяснение задач уро­ка», «ходьба», «бег», упражнения в движении», «ожидание очередности в прыжках в длину» и т.п.

В следующей графе записывается время окончания действий зани­мающихся. Фиксируется лишь время окончания предыдущего вида деятель­ности, которое служит началом для последующего вида. Так, если после ходьбы ученики слушали объяснение или указание учителя относительно предстоящего бега, то фиксируется время окончания ходьбы, затем - уясне­ние информации педагога и т.д.

После окончания урока проводится обработка протокола хронометри­рования. Против каждого показания секундомера в соответствующие графы заносится время отдельных компонентов урока. Для этого из каждого после­дующего времени вычитают предыдущее, а разность разносят по соответст­вующим графам. Затем, по вертикали суммируется время наблюдаемых ком­понентов и всего урока..

Например, построение и сдача рапорта длилось 2 мин.45сек., это время записываем в графу «Вспомогательные действия». А сообщение задач урока закончилось на 3 мин. 05 сек. От этого времени отнимаем предыдущее 2 мин. 45 сек.; полученные 20 сек. записываем в графу «Объяснение и показ учите­ля».

Далее суммируется время каждой графы, определяющей вид деятель­ности или возможный простой и вычисляется процент общей и моторной плотности занятия.

Общая плотность урока - это отношение рационально затраченного времени (сумма времени 3-6 граф) к общему времени урока. Так, если про­стой по вине учителя определен в 2 мин., то общая плотность будет состав­лять (при общей продолжительности урока 45 мин): 43 мин * 100

ОП =43 мин*100/ 45 мин « 95,3%

Моторная плотность - это отношение времени, затраченного на вы­полнение упражнения (графа 4) к общему времени урока. К примеру, в уроке на выполнение упражнений было затрачено 29 минут. Моторная плотность в данном случае будет составлять: 29мин *100

МП =29 мин*100 /45мин= 64,5

При анализе и оценке полученных материалов следует иметь в виду, что общая плотность урока должна приближаться к 100%. Что же касается моторной плотности, то в зависимости от характера урока ее показатель мо­жет изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, в уроках на совершенствование техники движений и физических качеств она может достигать 70-80%. В уроках же с образовательной, по преимуще- , ству, направленностью, где предусмотрено разучивание сложного двигатель­ного действия, моторная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.

На основе данных хронометрирования выполняется письменный ана­лиз деятельности учителя и оценка его умений правильно и рационально ис­пользовать время занятия. Анализ прилагается к протоколу хронометрирова­ния занятия, и они вместе составляют единый документ, подписываемый сту­дентом-практикантом, выполняющим хронометраж.

Наши рекомендации