ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. Грамматический строй речи
Грамматический строй речи
Образование простых причастий «Назови по образцу»
Убирать — убранный,
печь — печенный,
выращивать — выращенный,
косить — кошенный,
резать — резанный.
Образование существительных в родительном падеже «Назови со словом "нет"»
Подсолнечник — нет подсолнечника,
рожь — нет ржи,
зерно — нет зерна,
пшеница — нет пшеницы,
колос — нет колоса,
овес — нет овса,
колосья — нет колосьев,
ячмень — нет ячменя,
сеялка — нет сеялки,
кукуруза — нет кукурузы,
комбайн — нет комбайна,
гречиха — нет гречихи,
каравай — нет каравая,
просо — нет проса,
лен — нет льна.
Образование существительных в родительном падеже «Посчитать от двух до десяти парами и обратно»:
Два зерна, четыре зерна, шесть зерен, восемь зерен, десять зерен — десять зерен, восемь зерен, шесть зерен, четыре зерна, два зерна.
То же со словами: подсолнечник, кукуруза, лепешка, пышка, сухарь.
Поиск однокоренных слов «Подобрать родственные слова»
Хлеб — хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод;
булка — булочка, булочная;
колос — колосок, колосья, колосится.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?»
Поле с рожью — ржаное,
... пшеницей — пшеничное,
... овсом — овсяное,
... ячменем — ячменное,
... кукурузой — кукурузное,
... гречихой — гречишное,
... просом — просяное;
масло из льна — льняное;
... подсолнечника — подсолнечное,
... кукурузы — кукурузное;
хлеб из ржи — ржаной,
... пшеницы — пшеничный;
каша из пшена — пшенная,
... овса — овсяная,
... ячменя — ячневая,
... кукурузы — кукурузная,
... гречихи — гречневая.
Поиск определений «Назови, какой бывает хлеб?»
Пшеничный, мягкий,
полезный, душистый,
ароматный, . пропеченный,
ржаной, вкусный,
пышный, пахучий,
аппетитный, сухой,
свежий, подовый,
хрустящий, поджаристый,
поджаренный, черствый.
Поиск соответствующего понятия «Откуда хлеб пришел»
Откуда хлеб пришел? — ... (Из магазина.)
А в магазин как попал? — ... (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)
Из чего? — ... (Из муки.)
Из чего мука? — ... (Из зерна.)
Откуда зерно? — ... (Из колоса пшеницы.)
Откуда пшеница? — ... (Выросла в поле.)
Кто ее посеял? — ... (Хлеборобы.)
Построение монолога «Составь рассказ о пшенице»
Например. Пшеница — это злак. Пшеница растет на пшеничном поле. Колос пшеницы — пшеничный. Мука из пшеницы — пшеничная. Колосья золотые, тяжелые, налитые. Стебли тонкие, хрупкие, ломкие. Убирают пшеницу в середине — конце лета комбайнами.
Поиск соответствующих понятий и построение монолога «Сравни и назови»
Белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб (по форме, размеру, цвету, запаху, материалу, на ощупь, вкус).
МИНУТКА ОТДЫХА
Хлеб
Даже стены тут приятны —
Пахнут хлебом ароматным.
Много дружных пекарей
Хлеб пекут здесь на заре,
А потом его в машины —
И развозят в магазины.
Вот откуда нам на стол
Теплый, вкусный хлеб пришел.
Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнечник.)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос.)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит. (Трактор.)
Корабль-великан не по морю плывет,
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн.)
Весной в землю бросается,
Летом на свежем воздухе разгуляется,
Осенью в печи закаляется,
Люди запахом его привлекаются. (Хлеб.)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб}.
Игра-хоровод
Мы на общем поле нашем
Вешним утром дружно пашем.
Сеем хлеб под птичий край,
Поворачиваются друг к другу в затылок, руки к груди, имитируют движения трактора, продвигаются вперед. Имитируют движения сеятеля.
Чтобы вырос каравай.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Показывают.
Выбегают в поле дети:
— Дождик, видишь всходы эти?
Их почаще поливай,
Чтобы вышел каравай,
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Поднимают руки вверх и опускают их.
Солнце, шли свой луч волшебный
На растущий стебель хлебный.
Наше поле согревай!
Руки вверх.
Нужен людям каравай.
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Много дела с урожаем:
Жнем, молотим, провеваем,
Круговые вращения руками, перед собой, вращают руками, как мельница
И летит из края в край
Весть, что будет каравай.
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Мы зерно в амбары сложим
И работу подытожим,
Подсчитаем урожай,
Движения, будто считают на счетах.
Знаем: будет каравай.
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Из пекарни мчат машины.
Руки как будто держат руль, затем разводят их в стороны.
Чьи сегодня именины?
Стол скорое накрывай!
Испекли мы каравай.
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Видно солнцу с небосвода —
Дети водят хороводы,
В хоровод и ты вставай.
Хоровод.
Будем славить каравай.
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Но, танцуя и ликуя.
Танцуют.
Помни истину такую,
Никогда не забывай:
Береги наш каравай,
Он трудом добыт,
Чтобы ты был сыт.
Каравай, каравай,
Веселее подпевай!
Содержание
От автора...................................................................................................
Тема «ДЕТСКИЙ САД»..........................................................................
Познавательная часть........................................................................
Дидактические игры и упражнения..............................................
Лексический строй речи.............................................................
Грамматический строй речи......................................................
Лексико-грамматический строй речи......................................
Минутка отдыха................................................................................
Тема «ИГРУШКИ»...................................................................................
Познавательная часть........................................................................
Дидактические игры и упражнения..............................................
Лексический строй речи.............................................................
Грамматический строй речи....................................................
Лексико-грамматический строй речи.................................... 12
Формирование выразительности речи.................................. 12
Минутка отдыха...............................................................................13
Тема «ОСЕНЬ».......................................................................................18
Познавательная часть......................................................................18
Дидактические игры и упражнения............................................ 19
Грамматический строй речи....................................................19
Лексический строй речи ..........................................................20
Минутка отдыха...............................................................................21
Тема «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ».........................................................24
Познавательная часть......................................................................24
Дидактические игры и упражнения............................................24
Грамматический строй речи....................................................24
Лексический строй речи...........................................................26
Минутка отдыха...............................................................................27
Тема «ОВОЩИ».....................................................................................30
Познавательная часть......................................................................30
Дидактические игры и упражнения............................................30
Грамматический строй речи....................................................30
Лексический строй речи...........................................................32
Минутка отдыха...............................................................................33
Тема «ФРУКТЫ» ...........................................................................36
Познавательная часть......................................................................36
Дидактические игры и упражнения............................................37